Русский Журнал
/ Обзоры / Text only www.russ.ru/culture/textonly/20010418_reid.html |
Боец Максим Рейдер Дата публикации: 18 Апреля 2001 Что делает документальный фильм произведением искусства? Есть так много лент, в которых люди "ходят и разговаривают", и которые смотреть невозможно, как ни была бы актуальна или хотя бы любопытна их тема. Но порой на экранах промелькнет картина, которая захватывает зрителя и остается с ним надолго. Таков "Боец" (Fighter) - дебютный фильм двадцативосьмилетнего американского режиссера Амира Бар-Лева. На первый взгляд, эта лента вполне традиционна. Два друга, два старых Едут старики, снимается кино. Даже не о них двоих, а об одном - Яне Винере, Его друг Арност Люстиг - писатель. Он помнит, что такое "образцовое гетто" Терезинштадт, и что такое - Освенцим. После войны он тоже возвратился в Прагу: он верил в коммунистические идеи. Разуверившись, предпочел покинуть свою страну. С Винером он подружился в Штатах, захотел написать о его жизни книгу. И вот они отправляются в дорогу. Однако, совместное путешествие по Европе, представлявшееся двум вполне благополучным пожилым американцам приятнейшей прогулкой, преподносит им - а значит, и зрителям - сюрприз за сюрпризом и заканчивается ссорой. Ибо фильм - не только о войне и холокосте, но о чем-то неизмеримо большем. Ян и Арност гуляют по Праге, едут в Терезин, затем оказываются в Югославии, потом в Италии. Они вспоминают военное и послевоенное прошлое, и съемки перемежаются хроникальными кадрами. Вот мюнхенский сговор, вот немцы вступают в Прагу, вот "Гитлер дарит евреям город" (снятая в Терезинштадте пропагандистская лента, с помощью которой немцы обманули Запад). Затем - коммунистическая Чехословакия, первомайская демонстрация счастливых рабочих, фольклорные танцы на фоне промышленного комплекса. Но постепенно начинаешь понимать, что это - лишь внешняя канва фильма, и в сущности он - об отношении человека к жизни, к своему прошлому и настоящему. Пути, которыми пошли Ян Винер и Арност Люстиг, в чем-то схожи. Но какие разные они люди! Винер - боец по натуре. Мы знакомимся с ним в гараже его массачусетского Ян Винер заходит в дома, где жили люди, помогавшие ему. Эти люди либо одряхлели, либо умерли, а их совсем немолодые дети Винера не помнят. Там, где был лагерь для военнопленных, растет трава. Винер помнит все и всех, но жизнь переменилась. Прошлое исчезло, а Винер остался прежним. Сила ненависти, которая помогла ему выжить физически и духовно, сегодня обращается против него самого, становится разрушительной силой. Однако, фильм не оставляет горького чувства. Бойцу Яну Винеру волей-неволей приходится признать, что мир, в котором он живет √ новый мир. Ему семьдесят семь лет, жить осталось недолго, но то время, которое осталось, он, вероятно, проживет как-то по-новому. Как √ этого не знаем ни мы, ни режиссер Амир Бар-Лев, ни, может быть, сам Ян Винер. |