Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010423_bara.html

Кино на ТВ 23 - 29 апреля
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  23 Апреля 2001

Спешу обрадовать и удивить любезного читателя. Предстоящая неделя не наведет уныния на любителей посмотреть кино не вылезая из кресла. Исключая, конечно, понедельник, но это уже традиция, которую не переломить. Про понедельник могу только сказать, что в этот день канал "Культура" в 11.40 и 17.40 запускает испанский сериал "Колыбель мятежа", представляющий из себя экранизацию автобиографического романа Артуро Бореа. Действие картины начинается в 1907 году, когда герою было десять лет и после смерти отца его мать осталась с четырьмя детьми на руках. Зная, что "Культура" обычно полной дряни не показывает, думаю, что дневным телезрителям не стоит брезговать сериалом.

Во вторник опять же следует первым делом обратить внимание на "Культуру". На этой неделе здесь - Акиро Куросава, чья маленькая ретроспектива начинается знаменитым "Идиотом": действие романа Достоевского перенесено в послевоенную Японию. (Вторая часть - в среду, в 8.40 и 22.40). Мало кому из режиссеров-экранизаторов удавалось такое - изменить время и обстоятельства, мощно пропитать сюжет своим национальным духом, сохраняя неподдельное уважение к первоисточнику (имею в виду не только экранизаторов Достоевского). Поневоле вспомнишь последнюю, с позволения сказать, экранизацию "Идиота" под названием "Даун-хаус" - и вздрогнешь, и еще больше полюбишь Куросаву. Точно так же - привнося свое уникальное видение и строя произведение на своей национальной основе, но с безупречной деликатностью - он обращался и с Шекспиром, и с Горьким.

На РЕН-ТВ, делающем нынче ставку на старое кино, в 12.05 и 1.35 - романтическая комедия "Две ночи с Клеопатрой", где снялись совсем еще молоденькая София Лорен и уже умудренный опытом Альберто Сорди. Фильм - о превратностях любви, извините за банальность. Офицер-римлянин проникает ночью во дворец Клеопатры, готовый отдать жизнь за одну ночь с царицей. Но по дороге в ее покои встречает служанку, сердце офицера воспламеняется новой любовью и он падает к ее ногам. Клеопатра - побоку. А на ночь глядя, в 23.20, можете побаловать себя триллером "Огонь любви", что пойдет на канале ТВ-6. Сразу скажу - про любовь как таковую здесь меньше всего, больше - про ревность, убийство, месть с того света и прочие несуразности. Главный герой убивает жену ради связи с нимфоманкой, муж нимфоманки страшно ревнует (бедняга, должен бы уж привыкнуть) и хочет убить обидчика, - тут из небытия возникает убиенная жена, имеющая то же намерение. Для бездумного предсонного пяления в ящик - самое то.

В среду каналы словно специально расстарались и выдали такую россыпь триллеров и комедий, что хоть плачь. В принципе - ничего выдающегося, поэтому в двух словах. На М1 в 19.45 - черная комедия ужасов "Закат - убежище вампиров". Благородный герой (хоть и вурдалак) начинает борьбу с дурной привычкой пить человеческую кровь и приглашает специалиста по созданию искусственной крови. На ТНТ в 21.30 - дурацкая комедия "Космические мстители". Естественно, без инопланетян не обошлось. Сначала они рядились под обычных обывателей, но были уж больно странными, и вскоре их без труда раскусили. А вот боевичок посерьезнее - "Заказанный убийца" (РТР, 20.50), из названия понятно, что речь идет о киллере, которого самого хотят кокнуть. Тогда он обращается за помощью в спецслужбы, где ему довольно охотно помогают. В главной роли - известный голливудский актер Эрик Робертс, который подрастающему поколению киноманов больше известен как старший брат Джулии Робертс. Что, в общем, несправедливо. Есть еще "дамский" триллер под названием "Обманутая", в котором героиня (ее играет нестареющая Голди Хоун) обнаруживает, что ее муж - вовсе не тот человек, за которого себя выдает, и начинает расследование.

В четверг в 22.20 на "Культуре" опять поджидает Куросава. "Додеска-ден" - первая цветная картина режиссера, снятая силами созданной им в 1969 году кинокомпании "Четыре всадника" (вместе с Куросавой компанию создавали еще три человека). "Додеска-ден" - фильм об обитателях городской свалки, по сути - фильм о дне (не путать с его же экранизацией горьковского "На дне", снятой двенадцатью годами раньше). Смешной реликтовый советский фильм для тех, у кого есть чувство юмора и полно времени днем, - "Досье человека в "Мерседесе" (НТВ, 12.30, первая серия). Дама-москвичка, работающая на закрытом предприятии и истосковавшаяся по любви, знакомится с иностранцем, очень обходительным, щедрым и в "Мерседесе". Даже не надо особо напрягаться, чтобы сообразить: заморский джентльмен окажется шпионом. Удивительно, зачем советские киносыщики тратили столько времени на поиски мерзавцев, если одного взгляда на экран достаточно, чтобы все стало ясно: если некий персонаж - иностранец, если его играет Адомайтис (или какой другой литовец), если он не по-советски вежлив и уж тем более если в его распоряжении - иномарка, такого нужно сразу хватать и в Лефортово. Этот человек - шпион. А действительно смешной фильм будет этим вечером на канале М1 в 19.45 - "Лекарство от любви". Фильм старенький, 60-х годов, польский и иронично-детективный. Сидя дома и ожидая звонка от возлюбленного, молодая женщина между делом раскрывает шайку фальшивомонетчиков. Предводителем шайки как раз и оказывается неверный возлюбленный. Он потому и не звонит, что занят печатанием денег. Сделано действительно остроумно.

Молодой Кевин Кэлхун, родившийся в маленьком городке в штате Луизиана, полон амбиций и желает сделать успешную карьеру, отправившись в Вашингтон и став преданным помощником мэра. Это краткое содержание фильма "Мэрия", что в пятницу нам покажут по ОРТ в 22.40. "Мэрия" - фильм типично американский, без психологических изысков, с внятными сюжетными линиями и внятными характерами. К тому же в главной роли - Аль Пачино, одним своим появлением навевающий мысли о мафии.

Известный триллер "Дьяволицы" (НТВ, 23.05) - очередной фильм, где Шэрон Стоун не повезло, как, впрочем, и ее напарнице Изабель Аджани. Две хорошие актрисы-интеллектуалки который уж раз оказались втянутыми в сомнительного качества триллер. Ни та, ни другая не смогли раскрыть своих возможностей. Но тем не менее фильм смотрится, и смотрится неплохо.

На СТС в полночь - экранизация прелестного детектива (не знаю, можно ли про детектив сказать "прелестный", но другой эпитет здесь как-то не звучит) Фредерика Форсайта "День шакала" - о заговоре с целью ликвидации де Голля. Режиссер Фред Циннеман вслед за Форсайтом создал классический политический детектив, который вскрывает механизм осуществления заговоров, интриг авантюристов от политики, нанимающих суперпрофессионального убийцу для реализации своих преступных планов. Когда в 60-е годы роман увидел свет, он чуть не стал жертвой цензуры - многие расценили его как научно-популярное пособие по подготовке политического убийства.

Волну американского кино в этот день разбавляет скандальный фильм одного из самых скандальных современных режиссеров Франсуа Озона "Криминальные любовники" (РТР, полночь). Телевидение, кажется, впервые решило познакомить миллионы зрителей с творчеством великого эпатажника, enfant terrible современного кинематографа. Жанр "Криминальных любовников" определить трудно - вроде детективный сюжет, но и чистым детективом не назовешь. Сюжет вертится вокруг парочки, убившей приятеля и закопавшей труп в лесу. Думаю, стоит посмотреть, все же Озон - по-своему свежая струя в европейском кинематографе. Даже фамилия (для нас, русскоязычных) говорящая.

В субботу на канале "Культура" в 21.40 - фильм еще одного эпатажного режиссера, Ларса фон Триера. "Европа" - одна из ранних его картин, принадлежащая к циклу так называемых Е-фильмов (кроме "Европы" - "Элемент преступления" и "Эпидемия"). Молодой американец гипнотически переносится в послевоенную Германию, хаотическую, лишенную любых ориентиров, словно рассыпавшуюся в неосязаемую пыль, но тем не менее знакомую и узнаваемую, проходит обряд посвящения в проводники транс-европейского экспресса, влюбляется в немку и затем гибнет в крушении, сопровождаемый закадровым голосом гипнотизера-демиурга. Картина впечатляющая.

Суббота - словно гимн эпатажу. Совсем ночью, в 1.35, в эфире ОРТ картина об одной из самых одиозных фигур Голливуда Эдварде Вуде, знаменитом производителе низкопробных и низкобюджетных фильмов ужасов. Называется он незамысловато - "Эд Вуд", но внимания заслуживает. В главной роли снялся Джонни Депп, тоже личность весьма одиозная. Он чем-то похож на своего героя, такой же полумаргинал и бунтарь в жизни (по крайней мере по молодости, сейчас он слегка остепенился). И как раз по теме - черная комедия на СТС в 21.00 "Смерть ей к лицу" Роберта Земекиса, качественная, грамотная и смешная, с Мерил Стрип и Брюсом Уиллисом. Картина высмеивает поразившую мир и в особенности Америку страсть к продлению молодости - ко всякого рода пластическим операциям. А на РЕН-ТВ в 12.05 и 1.20 появятся чудные актеры - Ив Монтан и Анук Эме в психологической драме "Вечер, поезд..." В один прекрасный момент герой фильма, муж, который все никак не может найти общий язык с женой, отстает от поезда и оказывается в деревушке, где все говорят на незнакомом ему языке. С женой-то, оказывается, проще было.

В воскресенье призываю всех обратить внимание на наше кино (впервые за неделю). ОРТ в 0.30 показывает картину Александра Сокурова "Молох" - один день из жизни Адольфа Гитлера и Евы Браун. Конечно, смотреть Сокурова по телевизору равносильно преступлению, его фильмы - как живопись, настолько хороша картинка. Кроме того, вполне качественный фильм Роже Вадима "Сумасшедшая любовь" на канале "Столица" в 22.15 - о писателе, попавшем в психиатрическую лечебницу, сбежав откуда, он знакомится с девочкой-сиротой. Эта встреча кардинально меняет его жизнь. Вот такая получилась у нас непатриотичная неделя - только Америка да чуть-чуть Франции, не считая немножко Дании и Японии. Что поделаешь, мы не виноваты.