Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010511maiz.html

Деконструкция и ретроспектива
Илья Кабаков: "Жизнь и Творчество Шарля Розенталя (1898-1933)"

Евгений Майзель

Дата публикации:  11 Мая 2001

Из текста, предваряющего и сопровождающего выставку(Staedelmuseum, Frankfurt-am-Main, декабрь 2000 - март 2001 и др.)1 , следует, что Шолом Розенталь родился в 1898 г. на Украине. В 1914 году он попадает в худучилище Штиглица, после революции к Шагалу, позднее к Малевичу. В 1921 г. уезжает во Францию, где становится Шарлем. В 1933 году Шарля сбивает автомобиль. Архивная документация (фотографии того времени, русские письма художника, эскизы и выпущенный к выставке немецкоязычный буклет стоимостью в 48 DM) прилагается. Наследие Розенталя насчитывает около 70 картин, рисунков, свыше 80, парочку изувеченных фаянсовых скульптурок и некоторое количество художественных объектов2.

Rosenthal, 1921

Художник обычно рисует, куратор - предъявляет нарисованное. В данном случае перераспределение функций гораздо сложнее. И дело не столько в том, что художник Ш. Р. √ очередная мистификация, сколько в том, что куратор-мистификатор И.К. прозрачен насквозь и своих намерений не скрывает. В буклете к выставке Кабаков недвусмысленно пишет, что "фигура этого художника совершенно фиктивна"3. На табличках, рядом с "исторической" датой картины (1913 и т.п.) указана еще одна, "фактическая" (2000 и т.п.), что окончательно закрепляет куратора К. и художника Р. в статусе соавторов. Таким образом, начинаясь с "ретроспективы", проект выводит зрителя в зону прозрачной, откровенной симуляции, где персонажи художника и куратора равно иллюзорны.

Присутствие авторского дуэта подтверждает и другое, гораздо более важное обстоятельство: выставленные произведения, все без исключения, решены в манере дискурсивного диалога, когда в пространстве одной работы происходит столкновение двух (обязательно двух) художественных практик. Каждое отдельно взятое произведение - как правило, это живопись - несет на себе след сугубо концептуалистских invasions, эстетически внешних по отношению к "самой" картине4.

Acht ergaenzungen zur Theorie des Suprematismus, 1926

В ряде произведений столкновение дискурсов происходит внутри полотна. На постимпрессионистском "Послеобеденном сне в детcком санатории" (19305 роль "второго" дискурса отведена супрематизму (см. нижнюю правую часть картины). Сквозь супрематистские фигуры "просвечивает" соцреализм ("Восемь дополнений к теории супрематизма", 1926). Центр соцреалистических "Они обсуждают новый план" представляет собой белое многоугольное пятно, что может быть понято не только как "вырезанный кусок", чистое отсутствие, но и как эффектная диверсия абстрактной живописи. Аналогичный прием использован также в картине "Две ткачихи" (1930)6.

Но большей частью мы имеем дело с инсталлированием легко узнаваемой живописи, когда в ход идет использование уже вполне террористической арт-хирургии. Так, два ученических сезаннизма (диптих "Летний ландшафт", 1916) безукоризненны в отношении изображенного7, и только внимательный глаз разглядит аскетические деревянные рамочки, в каковую эта масштабная, а ля музейная живопись парадоксально заключена. У другой картины свисает край холста, обнажая белую грунтовку ("Надорванный пейзаж", 1931). Еще два розенталя вмонтированы в двери-стены, напоминая о в-шкафу-сидящем-Примакове. Пространственным и смысловым центром экспозиции служат две "больших картины", выполненных в традиции "романтического реализма"8 ("Аукцион", "Три всадника", 4х7,5 m2, 1931). Они демонстрируются на расстоянии от публики, который взамен предоставлена возможность нажимать на разные кнопки, снабженные "случайными", типично кабаковскими надписями ("Смотри, муха. Еще одна... И откуда только они берутся зимой?"). Нажатие каждой кнопки включает расположенную за холстом лампочку, освещающую тот или иной маленький фрагмент: бедро лошади, ткань одежды, пористый слой краски...9

 Mittagsschlaf im Kindersanatorium, 1930

Инсталляционное отношение к тексту (включая такие его формы, как искажение, надругательство и т.п.) успешно прочитывается как спекулятивный искусствоведческий комментарий. Под этим углом зрения просмотр выставки превращается в динамичное отслеживание "прибавочной стоимости" к "ценной" живописи √ то есть к каноническим текстам Сезанна, Малевича, Жерико и др. в переводе (исполнении) Розенталя-Кабакова. В припадке интеллектуального бреда можно было бы искренне утверждать, будто художник "показывает нам" зарождение социалистического искусства в щелях авангарда (см. те же "Восемь дополнений к теории супрематизма", 1926). Или что романтический реализм давно стал сугубо музейным аксессуаром, "чем и объясняется" медийно-аукционная его инсталляция. От двух скульптурных миниатюрок в роденовском духе (сохранились карандашные эскизы) "до нас дошли" только фундаменты, пародия на древние руины... И так далее.

Три всадника, 1931-1932, фото Shigeo Muto

В "Homo homini philosophus" Игорь Смирнов пишет, что творчество московских концептуалистов разрушает ослепляющую теорию Жака Деррида. Ретроспектива Розенталя доказывает, на мой взгляд, обратное. Многие произведения буквально, знак в знак, "предвосхищают" Булатова, Гороховского, Пивоварова и самого господина К. Снабженные требованием поверить в то, что написаны они девяносто-семьдесят лет назад, эти работы обращают нас к проблемам собственного зрения. Императив всей выставки - не верь глазам своим; смысловой пафос - пресловутая деконструкция. Слабая же сторона проекта в том, что концептуализм сам по себе давно превратился в лейбл, и идентифицируется он не менее легко, чем Сезанн или Малевич.

Литература: Ольга Козлова. Повесть об идеальном художнике

Примечания:

Вернуться1 До этой выставки Кабаков опробовал Розенталя в Австралии и Японии.

Вернуться2 Приблизительность в данном случае концептуальна (характерная черта жанра ретроспекции). В буклете Кабаков пишет: "не менее 65 картин" (Ilya Kabakov stellt vor: Leben und Werk von Charles Rosenthal, Stroemfeld , 2000, s. 23).

Вернуться3 Там же.

Вернуться4 Даже самая неконвенциональная и единичная вещь на выставке - объект "Крылья" (1919) - и та фактически олицетворяет разрыв между атрибутом духа, полета, ангельского чина и подчеркнутой матерьяльностью изделия.

Вернуться5 В буклете, с которого сосканированы данные репродукции, указана только "историческая" дата.

Вернуться6 Ср. многочисленные сочетания такого рода у Булатова, Гороховского, Пивоварова и многих других, включая, разумеется, и самого Кабакова.

Вернуться7 Что на них изображено (летний ландшафт или все-таки Сезанн) - отдельный разговор.

Вернуться8 Определение Ольги Козловой.

Вернуться9 О. Козлова глубокомысленно отмечает "протоинтернетный" характер этих работ, игнорируя при этом тот факт, что и все наследие Розенталя сугубо концептуально.