Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010512belic.html

Кино на ТВ: 14 - 20 мая
Денис Беликов

Дата публикации:  12 Мая 2001

На телевидении наступает мертвый сезон, но и в этом есть своя незамысловатая польза. Не отыскав в программе шедевров и хитов, открываешь для себя кино, доселе неизвестное. Вот, скажем, картина под названием "Тесты для настоящих мужчин" (ОРТ, 14 мая, 13.05), снятая режиссером Андреем Разенковым получила, как выяснилось, Гран-при "Кинотавра" 1999 года в номинации "Лучший дебют". Сам режиссер охарактеризовал жанр фильма как "тихий детектив". Действительно, все начинается тихо. Молодой человек (Алексей Серебряков) встречает девушку (Эльвира Болгова). Разговоры, симпатии, но вот уже герой как-то необычно посматривает на девушкину маму, а мама по профессии психолог и испытывала в молодости неприятный опыт общения с мужчинами... Все так наворочено благодаря сценаристу Валентину Черныху ("Москва слезам не верит", "Культпоход в театр", "Любить по русски" и пр.), а фильм является первой ласточкой вяло плетущегося проекта "Русский Декамерон", в основе которого тексты все того же Черныха. Фильм, поставленный на дневной эфир в понедельник, обречен на борьбу с идущим по другому каналу "Джульбарсом" (НТВ, 14 мая, 12.30). Картина о пограничниках и их собаках Владимира Шнейдерова с Николаем Черкасовым в одной из главных ролей лет тридцать (1935-1965) будоражила умы пионеров, пока на смену ей не пришел "Ко мне, Мухтар!".

Вечером того же дня можно в сто двенадцатый раз посмотреть "Курьера" (ТВЦ, 21.20) Карена Шахназарова. Поклонников Джеки Чана заинтересует один из первых фильмов с его участием "Кое-что из кунг-фу" (М1, 22.00). По поводу "Старых кляч" (ТНТ, 21.30) можно скорбно вздыхать, а можно им восторженно аплодировать, но ясно, что фильм в конце концов посмотрят все. Ибо снял "Кляч" Эльдар Рязанов, а четырех простых русских женщин, борющихся с одни новым русским мужчиной сыграли Гурченко, Ахеджакова, Крючкова и Купченко. Все, иные комментарии излишни. Точно так же не требуют комментариев "Искатели приключений" Робера Энрико с Лино Вентурой и молодым Аленом Делоном. Атлантические виды, настоящие мужики, сокровища-бриллианты ждут вас на РТР в ноль часов, ноль минут.

Киновторник начинается с классической "Пышки" Михаила Ромма с Галиной Сергеевой, Татьяной Окуневской, Фаиной Раневской (НТВ, 12.30). Фильм по новелле Мопассана, дебют будущего автора "Ленина в Октябре" и "Обыкновенного фашизма", выйдя на экраны в 1934 году, стал популярен в широких массах, да к тому же обогатил историю отечественного кинематографа рядом баек (клятва Раневской "никогда больше не сниматься в кино", чудеса финансовой изворотливости при скудном бюджете). Еще одним черно-белым фильмом - правда, итальянским - порадует РЕН-ТВ - "Лето насилия" Валерио Дзурлини (известен у нас в основном по фильму "Они шли за солдатами") (РЕН-ТВ, 12.05, 1.20). Сын фашистского босса старательно отстраняется от войны, насилия и идеологических атак, пока в его город не приходят вражеские войска... Мелодраматично, психологично, а самое важное то, что главную роль играет Жан-Луи Трентиньян. Фильм "Бризи" (СТС - Москва, 10.30), содержание которого можно передать тремя словами - "девушка хочет любви" интересен лишь тем, что снял его Клинт Иствуд. Случилось это в 1973 году, когда Иствуд еще делал первые шаги в режиссуре... Главным же событием вторника станет "Полет орла" (Культура, 15 мая 8.40, 22.20; 16 мая 22.20) шведского классика Яна Труэля. Макс фон Зюдов, играющий отважного воздухоплавателя конца XIX столетия, летит на воздушном шаре к Северному полюсу. Конечно же, неудачно.

"Машенька" Евгения Габриловича и Юлия Райзмана (НТВ, 16 мая, 12.25), один из самых светлых и трогательных фильмов советского кино - хорошее оправдание для тех, кто не хочет в среду идти на работу, но, напротив, мечтает отдохнуть и подготовиться к вечерним телепросмотрам. Там много интересного. Первая серия "Огнем и мечом" Ежи Гоффмана (РТР, 16 мая, 17.40; 17 мая, 17.40; 18 мая, 17.40) - историческая драма о польско-казацко-татарских конфликтах XVII-го столетия с участием неотразимого красавца Александра Домогарова. Чака Норриса можно увидеть в "Пропавшем на поле боя" (ОРТ, 16 мая, 22.00). На этот раз Чак освобождает друзей из американского плена. Картина под названием "Послушай, Феллини" (Столица, 16 мая, 22.25) повествует об актрисе, которая вспоминает свою жизнь, сидя перед портретом великого итальянского режиссера. В роли актрисы - Людмила Гурченко. Если после такого анонса вам не очень захотелось смотреть этот фильм (что вполне понятно), то знайте - снял его замечательный режиссер Михаил Швейцер, причем уже под старость, в 1993 году. Вот уж действительно - "неизвестное отечественное кино".

В четверг, в детское время на СТС-Москва идет совсем не детский фильм "Отрыв" Милоша Формана (СТС-Москва, 17 мая, 10.30). Фильм относится к "хипповскому" периоду творчества режиссера, только что переехавшего в Америку. Девушка убегает из благополучной семьи, оказывается в наизлачнейших местах Нью-Йорка, и такая жизнь ей нравится. Это тонкое и умное кино: сделано без откровений, но грамотно и аккуратно. Впрочем, по другому Форман и не может снимать. А вечером тот же канал показывает вполне детских "Ночных ястребов" (СТС-Москва, 17 мая, 21.00) о беготне Сталлоне за террористами. Герой, одетый и завитой по моде начала 80-х, выглядит очень смешно.

В пятницу можно попрыгать с ужастика на ужастик: они почти одновременно идут по двум каналам. "Серебряная пуля" (ОРТ, 18 мая, 1.15), один из самых популярных фильмов перестроечных видеосалонов, являет собой добротную экранизацию повести Стивена Кинга. "Дракула Брэма Стокера" (РТР, 18 мая, 23.50) √ нечто большее, чем добротная экранизация. Когда смотришь фильм Копполы в первый раз - остаешься даже несколько разочарованным - слишком уж много всего. Ко второму просмотру ты готов воспринимать и превосходные декорации, и цветовое решение (каждая сюжетная линия снята в определенной гамме), и монтаж (гонки на лошадях по горам Трансильвании великолепны), и игру Гэри Олдмена. А в третий раз картина Копполы смотрится с ровным воодушевлением - обычный эффект значительных полотен.

"Бал" Этторе Сколы (ОРТ, 19 мая, 11.10) - лучшее начало субботнего дня трудно придумать! В этом стильном фильме герои не произносят ни единого слова - лишь танцуют. Меняются мелодии, одежды, лица - весь двадцатый век проходит в танцзале маленького французского ресторанчика. Вечером тот же канал покажет "Дело о пеликанах" (ОРТ, 22.50), неплохой политический детектив и "Мелочи жизни" (ОРТ, 1.25) - типичную французскую любовную историю с психологическим экзерсисами внутри любовного треугольника. Режиссер Клод Соте - мастер такого рода фильмов. "Конец насилия" Вима Вендерса (НТВ, 19 мая, 1.05) стоит посмотреть хотя бы из-за имени режиссера. Тем более, что на телеэкране фильм, кажется, демонстрируется впервые. Еще две кинолюбительские радости субботы: один из прокатных лидеров прошлого года "Шири" (РЕН-ТВ, 22.30) - эстетически организованное мочилово, с любовью на фоне крови и стона, в лучших традициях азиатского кино, и "Астенический синдром" Киры Муратовой (ТНТ, 23.15) - эстетически организованная советская безнадега, безо всякой любви.

Если в воскресенье вы остались дома - не расстраивайтесь. "Шербургские зонтики" с Катрин Денев (Культура, 15.10) скрасят вам настроение. Еще один французский фильм "Отчим" (Столица, 22.15) рассказывает о любви (отнюдь не платонической) красивого, но слабого духом мужчины и его 15-летней падчерицы. "Снова французские психологизмы!", - скажете вы. Так оно и есть, но талант режиссера Бертрана Блие и актера Патрика Дэвера придают жизненность даже этой надуманной истории. А вот "Невезучие" (СТС-Москва, 21.00) - это вовсе не замечательная комедия с Ришаром и Депардье, но ее римейк, сделанный американцами. Вспоминая то, что в Голливуде сделали из ришаровской же "Игрушки", от фильма ничего хорошего не ждешь. Но глянуть одним глазком все равно будет любопытно.