Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010606_lavr.html

На 9 дней Новосибирск перестал завидовать Москве
1-й театральный фестиваль "Сибирский транзит"

Александра Лаврова

Дата публикации:  6 Июня 2001

Новосибирск, с точки зрения искусства, - город не скучный. То филармония какой-нибудь джазовый фестиваль проведет, перемешав классику с авангардом, то продвинутые искусствоведы биеннале организуют, то местные документалисты (кстати, хорошо известные и ценимые на Западе) соберут народ на "Встречи в Сибири"...

Перед названиями фестивалей и конкурсов частенько красуется эпитет "международный". Порой так оно и есть - не только по составу участников, но и по организации, по эстетическому качеству представляемого продукта. Общепризнанный пример - Международный Рождественский фестиваль, раз в два года проводимый Молодежным театром "Глобус". На его спектакли бегут и заядлые новосибирские театралы, и люди, в принципе театром брезгующие. Из других городов приезжают заинтересованные профессионалы - режиссеры, завлиты, критики и даже простые зрители - в надежде прорваться на спектакли и концерты. Видали мы у себя постановки и Додина, и Някрошюса, и Туминаса, и Доннеллана... С ними привыкли соотносить спектакли своих, новосибирских, театров.

Критикуем, капризничаем, кривимся. Олег Рыбкин, ученик Фоменко, главный режиссер "Красного факела", - холодноват; Александр Галибин, ученик Васильева, главный режиссер "Глобуса", - слишком глянцев... И Фокин, и Фильштинский, и Мокеев, и Агеев, и Черняков, и Клим у нас отметились. И все чем-то кому-то не угодили.

Сколько бы ни выясняли отношения администраторы театров с режиссерами, аншлаги в Новосибирске - дело обычное. И все же на первом театральном фестивале "Сибирский транзит" переполненные залы (фестиваль шел на площадке академического "Красного факела": зал там поменьше, чем в "Глобусе", но посадочных мест столько же, если не больше) удивили. Во-первых, потому что весна, жара, дачи. Во-вторых, должно же было наступить зрительское утомление. Сколько состоялось премьер в этом сезоне, да и помимо премьер много чего было - навскидку вспоминаются Фестиваль независимых профессиональных театров Sib-Altera, Международный фестиваль старинной музыки, Международный конкурс хореографов... Буквально накануне открытия "Сибирского транзита" закончились гастроли театров - лауреатов "Золотой маски". Параллельно проходил Международный конкурс юных скрипачей Захара Брона...

И все же оказалось интересным знакомство с ближайшими соседями, о которых мы, как ни парадоксально, почти ничего не знаем. "Сибирский транзит" - фестиваль региональный (что для нас менее привычно, чем международный), на него в Новосибирск приехали театры из Иркутска, Барнаула, Новокузнецка, Тюмени, Томска, Кемерова, Красноярска, Омска - каждый привез по одному спектаклю. Каждый сам выбирал, что везти.

Директор "Красного факела" Александр Кулябин - человек сорокалетний и деятельный. Приехал он в Новосибирск два года назад, принял театр, находившийся в стабильной художественной форме и в тяжелом материальном положении. Подтянул пояс, выплатил долги, наполучал шишек, отпраздновал 80-летие театра и загорелся идеей внести свой вклад в объединение Сибири.

Первым и главным его единомышленником стал г-н Драчевский, представитель президента в Сибирском федеральном округе. Ему сам Бог (и президент) велели вести объединительную политику, в том числе культурную. Инициативу Кулябина, ставшего продюсером "Сибирского транзита", оценили коллеги-директора. Поддержала межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", за нею - Министерство культуры РФ, Союз театральных деятелей... Идея стала приобретать вполне зримые очертания.

Замышлялось красиво: театры в течение месяца перемещаются из одного сибирского города в другой, сменяя друг друга, в каждом городе устраивая перманентный праздник. Вся Сибирь превращается в живое, пульсирующее театральное поле. Пожалуй, это было даже слишком красиво. И слишком дорого.

В итоге Новосибирск стал единственной фестивальной площадкой. Но от изначальной идеи "транзита" не отказались: каждый год фест будет перемещаться в другой город, в новую столицу театральной Сибири. Идея культурного единства победила местные амбиции. Новосибирцы согласились передать в следующем году свое "столичное" звание Иркутску. Еще через год эстафету примет Омск. К драматическим театрам прибавятся кукольные и музыкальные. Возрастет число городов-участников, спектакли будут играться на нескольких сценических площадках.

А пока, с 20 по 29 мая, Новосибирск перестал завидовать Москве, столице всемирной театральной Олимпиады. Не потому что художественный уровень "Транзита" был так уж высок, а потому что удалось создать ощущение общего праздника - главная цель организаторов фестиваля была достигнута.

После "Сибирского транзита", мы реально ощутили, в каком театральном контексте существуем. И не то чтобы испытали бурный восторг по поводу соседей или глубокое удовлетворение от того, что мы, конечно, всех милее и белее... Нет, испытали чувство обретенного родства: выяснилось, что все кругом разные, но все - свои. Так в мыльной опере (и в жизни) по родимому пятну находят - пусть неказистых (а иногда и вполне пристойных) - брата и сестру.

'Приглашение на казнь'. Сцена из спектакля

Ярче всего прошли два последние фестивальные дня. "Красный факел" показал своих "Трех сестер", побывавших в этом году на "Золотой маске"; Омский академический театр - "Приглашение на казнь" (оба спектакля - постановки Олега Рыбкина). Спектакли совершенно не похожи друг на друга. "Три сестры" - подробно проработанное, в мягких тонах выдержанное психологическое действо с постепенно вызревающим чувством утраты и обреченности. "Приглашение на казнь" - театральная фантасмагория. На арене (именно на арене, а не на сцене) корчится загнанный, измученный, ждущий своей смерти герой - а его окружают кривляющиеся полулюди-полукуклы. И герою под конец удается остановить затеянное ими шоу.

Премии имени Веры Редлих ("Красный факел" достиг расцвета в 50-60-е годы, когда его возглавляла Вера Павловна) как раз и достались по большей части новосибирцам и омичам. Исполнительницами лучших женских ролей были признаны: Виктория Левченко (Ирина, "Три сестры") и Наталия Василиади (Цецилия Ц., "Приглашение на казнь"). Исполнителями лучших мужских ролей - Виталий Венгер (Тевье, "Поминальная молитва", Иркутский театр им. Охлопкова) и Евгений Смирнов (мсье Пьер, "Приглашение на казнь"). Спецпремии жюри присудило Татьяне Классиной (Ольга, "Три сестры") и Моисею Василиади (директор тюрьмы, "Приглашение на казнь"). Остались ли недовольные раскладом - да, конечно. Как на любом фестивале.

Символ "Сибирского транзита" - колесо, которое директора театров-участников передавали, вернее, перекатывали друг другу на сцене перед началом каждого спектакля. Колесо - символ движения. Были и такие спектакли, которые прокатились по транзиту чисто механически. Декларируемая приверженность традиционному психологическому театру реально обернулась вторичностью, старомодностью, а то и окаменелостью эстетики, морализаторско-учительским тоном. Иногда попросту отсутствием профессионализма. Фестиваль показал, что у периферийных театров масса общих проблем. Едва ли не самая тяжелая (если говорить об искусстве, а не о финансировании искусства) - неоднородность "сборных" трупп, невозможность выстроить полноценную ансамблевую игру. Однако фестиваль помог театрам Сибири осознать не только общность проблем, но общность задач и перспектив.

Ехидные языки нарекли "Сибирский транзит" директорски-чиновничьим, и не только потому, что он был организован директорами. Он отразил стремление директоров (оговорюсь - большинства директоров) ставить спектакли, которые бы нравились массовому зрителю (о, касса!) и чиновникам (о, финансирование!), вкусы которых, впрочем, очень схожи. Может быть, именно поэтому чиновники, как правило, стараются поддержать директоров в любом конфликте с режиссерами. А грамотных, умных, талантливых режиссеров сибирским театрам, судя по "Сибирскому транзиту", явно не хватает. Впрочем, где их хватает!?

Второй "Сибирский транзит" пройдет в Иркутске. Директор Иркутского академического драматического г-н Стрельцов заявлял неоднократно, что в городе Вампилова встретятся только театры, следующие традициям русского театра. "Традиции русского театра" можно понимать по-разному и, как правило, чем больше пафоса вкладывается в эти слова, тем уже и угрюмее они трактуются. Что имел в виду г-н Стрельцов, можно отчасти понять по тяжеловесному псевдожизненному спектаклю "Поминальная молитва" в постановке Олега Пермякова. Как-то даже странно, что с таким "самоигральным" текстом, как пьеса Горина, с таким виртуозным актером, как Виталий Венгер, иркутскому театру удалось добиться столь удручающего результата. Уж попадут ли "Красный факел" и Омская драма, понимающие традицию в более широком смысле, на второй "Сибирский транзит"?.. А если попадут, то с каким спектаклями? Боюсь, мне про второй "Сибирский транзит" писать не придется. Ведь г-н Стрельцов очень не любит современных театральных критиков и журналистов, пристрастных и субъективных предателей традиционного русского театра и любителей, по его ядовитому выражению "театра Макдональдса".

Ну и напоследок - я ничего не сказала о судьбе приза за лучший спектакль по простой причине: такого приза на "Сибирском транзите" вовсе не было. И приза за лучшую режиссуру тоже не было. Почему - дело понятное: заботясь о братстве, лучше уж пока не задумываться о лидерстве.