Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010611.html

Кино на ТВ: 11 - 17 июня
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  11 Июня 2001

Редкий случай - начало недели не уступает по качеству фильмов на телеэкране второй половине недели. Обычно-то по понедельникам смотреть вообще нечего, и только к пятнице начинается раскачка. Впрочем, нынешний понедельник - выходной день, так что объяснение данному парадоксу есть.

В понедельник в 23.10 на РТР впервые уже прошедший по всем остальным экранам, в том числе и зарубежным "Дневник его жены" Алексея Учителя. Иван Бунин как он есть в обычной жизни. Дело вкуса, конечно, тем более что фильм сделан очень качественно, хороши Андрей Смирнов в роли Бунина и Галина Тюнина в роли Веры Николаевны, но - воля ваша - лично мне такое кино не по душе. Если в душу великих заглядывать еще сподручно, то в постель - как-то, знаете ли, не по себе. Хотя где постель, там и душа. Наверное. В идеальном случае. Но - еще раз повторяю - дело вкуса.

Кстати, о вкусе. Фильм французского режиссера Бернара Раппа под названием "Дело вкуса" нам покажут по ТВЦ в 23.05. Психологически-запутанная драма о молоденьком официанте, согласившимся за приличные материальные блага стать чем-то вроде второго "я" скучающего миллионера. Как вы сами понимаете, такие вещи добром не кончаются. В роли слегка брутального миллионера снялся Бернар Жиродо , ставший (вместе с Даниэлем Отеем ) одним из нынешних средневозрастных секс-символов Франции, потеснив состарившихся Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо .

Успеху политического триллера "Марафонец" (НТВ, 19.35) Джона Шлезингера в немалой степени способствовало участие в нем Дастина Хоффмана и Лоренса Оливье . Оливье играет матерого бывшего нациста, устроившего настоящую охоту за юношей-студентом - Хоффманом - историком, вышедшим на преступные дела давно минувших дней. Великий Лоренс Оливье как раз в эти годы полюбил одноплановые роли - строго положительные либо строго отрицательные. Интересно, что через год он снялся в роли охотника за бывшими нацистами в картине "Мальчики из Бразилии".

Если вы захотите посмотреть очень известный фильм Роберта Олтмена "Готовое платье", включите в 23.25 М1, но не удивляйтесь - там он идет почему-то под названием "Высокая мода", хотя, поверьте, это разные вещи и звучат на языке оригинала по-разному. Ладно, пусть это останется на совести телекомпании, а фильм посмотреть все равно стоит - во-первых, узнаете, сколь жесток блестящий мир моды, во-вторых, актеры все хороши и просто красивы - Марчелло Мастроянни , Джулия Робертс , Ким Бесинджер , София Лорен .

Кому во вторник захочется масштабного лубка - извольте: на РТР в 20.30 "Сибирский цирюльник", любимое детище Никиты Михалкова и на сегодня худший его фильм. Впрочем, в этот сомнительный государственный праздник и надо, наверное, показывать сомнительные государственнические фильмы.

Но лучше не тратьте время - всего лишь на пять минут позже, в 20.35 на соседнем канале, ТВЦ - последний фильм Вадима Абдрашитова (по сценарию, натурально, Александра Миндадзе) "Время танцора". Картина довольно сложная с точки зрения хитросплетения сюжетных линий, очень абдрашитовская - наверное, этот фильм можно назвать притчей о том, что зло, которое ты когда-либо кому-либо принес, непременно к тебе вернется. Всему свое время, и, возможно, пуля, выпущенная когда-то из твоего ружья, сделав долгий круг, станет твоей смертью. Кстати, поскольку действие фильма происходит на Кавказе, все это еще и весьма актуально.

Опять же дело вкуса, но я собираюсь в который раз смотреть "Июльский дождь" (Культура, 14.45) Марлена Хуциева - один из лучших, на мой взгляд, фильмов отечественного кинематографа. Фильм, с которого в СССР началось новое кино, фильм, в котором так явственно чувствовался ветерок нового, что его тут же объявили вредным и положили на полку. Чушь какая-то, абсурд. История телефонной дружбы молодой женщины и юноши, история несостоявшейся любви - потому что нельзя, чтобы было скучно в любви, потому что хочется свежего и настоящего, а этого фатально нет.

На ТВ-6 все чаще и чаще стали показывать хорошее кино. Вот и во вторник в 16.30 - необычайно тонкий, смешной, грустный, лиричный (дальше можете продолжить сами) фильм замечательного японского режиссера Такеши Китано (у нас он известен картиной "Фейерверк") "Кикуджиро" о неожиданной дружбе непутевого пятидесятилетнего дядьки и пятилетнего мальчика, фильм-путешествие - мальчик отправляется искать маму, которая оставила его бабушке и дедушке, чтобы он не мешал ее новой личной жизни. Впрочем, сюжет особого значения не имеет - все определяется настроением. Не сомневаюсь, что особо сентиментальные светло всплакнут.

Честно скажу - не видела фильм "Две почти плоские суперноги" (ТВЦ, 0.55), ничего о нем не знаю, но название меня заворожило, да и комедии о неудачливых грабителях на сон грядущий - славно.

В среду в 22.25 на ТВЦ начинается восьмисерийный фантастический боевик "Робокоп" - о непобедимом роботе-полицейском, сражающемся с группой террористов. Многие считают, что "Робокоп" - представитель направления киберпанк в кинематографе, однако многие писатели-киберпанки считают, что это дискредитирует направление.

На "Культуре" в 22.40 фильм, который относительно недавно показывали, но если вы не видели - посмотрите, симпатичное кино - "Зази в метро" Луи Маля с Филиппом Нуаре в главной роли. Зази - девочка, которая приехала к дяде в Париж и очень хочет побывать в подземке. Вокруг ее поездок в метро и строится сюжет эксцентрической комедии. К слову сказать, подземка в Париже некрасивая, но на редкость удобная.

На НТВ ночью, в 0.25 - один из наименее известных фильмов Клод Лелуша "Начать сначала". Ну по крайней мере не такой известный, как "Мужчина и женщина". Это история молодой женщины, которая накануне свадьбы попадает в тюрьму, где рожает ребенка, которого у нее забирают. Только через много лет они встречаются. В главных ролях популярные французские подданные Катрин Денев и Анук Эме .

Как я и обещала, к четвергу начинается кинотелеголод. Право, даже рука не поднимается что-либо порекомендовать. Разве что на СТС в 21.00 американская мелодрама "Наперегонки с луной" с неплохим и молоденьким тогда дуэтом хороших актеров - Шона Пенна и Николаса Кейджа. Два друга, прежде чем отправиться на фронт (дело происходит в 1942 году) решают в оставшиеся две недели от души покуролесить. Ну ничего, можно посмотреть, но если пропустите - не слишком убивайтесь. Все остальное - не буду перечислять - решительно не стоит смотреть.

В пятницу дела обстоят не веселее. На ОРТ в 21.55 для тех, кто любит незатейливый и остроумный детектив, - "Иллюзия убийства". Профессионал по спецэффектам случайно спасается от вознамерившейся кокнуть его мафии. Они только не учли, что он мастер иллюзий. Это-то его и спасает. Фильм, конечно, более чем средненький, но спецэффекты, которые на каждом шагу придумывает главный герой, очень занятны.

Триллеров и боевиков в этот вечер не счесть. Вот, например, триллер-ужастик "Кэндимэн" на ТВЦ в 1.10, где бродит кошмарный убийца, мстящий людям за свою мученическую смерть. И только молодой, на вид беспомощной даме удается с ним справиться. Или детектив "Голливудская мадам" на ТВ-6 в 0.55. Проститутку задушил кто-то из ее клиентов. Вот и выясняют кто - кажется, новый муж его бывшей жены. Мрак, короче.

В субботу тоже довольно тоскливо. Впрочем, неплохой фильм "Клетка для безумцев" на НТВ в 0.35 - французско-итальянская комедия про гомосексуалистов с Уго Тоньяцци и Мишелем Серро в главных ролях. Вся проблема в том, что сын одного из парочки голубых намерен жениться. Вот вам и ужасы нашего городка. Кстати, сначала пьеса "Клетка для безумцев" была написана для театра, где играл Серро, и с успехом прошла на сцене 1500 раз. Потом, что-то где-то чуть-чуть подправив, превратили пьесу в сценарий, и фильм тут же стал чуть ли не классикой. По крайней мере, успех был бешеный. Не зря потом была "Клетка для безумцев-2" (ее, кстати, покажут в воскресенье на том же канале в 0.50), не идущая уже ни в какое сравнение с первым фильмом, а потом и она же-3, не идущая уже ни в какое сравнение со вторым.

На фоне субботнего эфира "Человек с бульвара Капуцинов" на РТР в 14.20 выглядит чуть ли не шедевром. Хотя, между нами говоря, комедия очень уж средненькая, не грешащая особым режиссерским вкусом. Кроме симпатичных сцен драк в салуне с участием хороших актеров - Караченцева, Табакова и др., - ничего путного в картине нет. Ну еще Андрей Миронов, как всегда, на высоте своего профессионализма.

На М1 фильм известного американского фрейдолюба и сексоведа Вуди Аллена "Все говорят, что я люблю тебя" - музыкальная комедия о странностях любви. Честно говоря, у Аллена бывали работы и поинтересней, но в любом случае скучным фильм не назовешь ни с какой точки зрения. Да и актеры как на подбор - сам Вуди Аллен, Джулия Робертс, Дрю Бэрримор, Голди Хоун, Тим Рот.

Бедный Кристофер Уокен, которому на роду написано играть маньяков, извращенцев, посланцев тьмы, насильников, убийц и просто негодяев (за что преданно любим Голливудом), не обманет наших ожиданий и в этот субботний вечер. Он появится на канале "Столица" в 0.10 в роли ангела тьмы, поднявшегося из ада, чтобы отвоевать у людей право на рай. Ему противостоят преданные Богу ангелы. Вот вкратце содержание фильма "Пророчество-2".

В воскресенье на РТР устраивают "братский" вечер, а именно начиная с 19.00 - показывают подряд "Брата" и "Брата-2". По мне так философия картины абсолютно порочная и вредная (и это вовсе не старческое брюзжание по поводу утраченных ценностей), и думаю, что "герой нашего времени" Данила Багров не столько является таковым, сколько пытается им стать при помощи Алексея Балабанова, романтизируя насилие и шовинизм. Этакий бандит-лимоновец не без нежности в душе. Однако фильм стал без преувеличения культовым, и пройти мимо него в обзоре, к сожалению, нельзя.

А мимо "Беги, Лола, беги" Тома Тыквера (ТВ-6, 22.35) просто не надо проходить - оригинальный сценарий, яркий художественный язык. При желании можно увидеть зачатки феминизма. Безраздельная преданность девушки Лолы, пытающейся достать деньги, чтобы спасти любимого, представлена в трех версиях одного и того же происшествия, выводящего на первый план тему рока, фатума.

Возможно, вы умудритесь найти в телепрограмме что-то еще, заслуживающее внимание, но, уверяю вас, сделать это будет трудно.