Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010613_kat.html

Люди. Птицы. Бубны. Колокола
Маргарита Катунян

Дата публикации:  13 Июня 2001

В Центральном доме журналистов состоялась презентация нового компакт-диска известного композитора и пианиста Антона Батагова "Молитвы и танцы". Двойной альбом имеет характерный подзаголовок - документальная музыка: традиционные ритуалы тибетского буддизма.

Новый диск Антона Батагова - продукт, достойный бывшего лидера фестиваля "Альтернатива". Пианист, "супер-исполнитель" (так о нем отзывается Владимир Мартынов), лауреат международных конкурсов, увы, отказывается от блистательной карьеры концертирующего артиста, отвергая сам институт концерта, и работает только в студии. Самобытный композитор, благословленный аж великим Джоном Кейджем, ищет альтернативные авангарду пути в электронике, в минимализме, в этномузыке, сотрудничая с ансамблем Дмитрия Покровского. И вот теперь - документальная музыка буддизма как альтернатива западному образцу жизни и творчества.

Презентацию своего диска Антон Батагов облек в форму акции под названием NOT FOR SALE. Именно акции, ибо 31 мая в ЦДЖ принимали тибетских монахов из монастыря Копан, в Непале, куда прошедшей зимой Антон Батагов совершил паломничество и где сделал изрядное количество записей. Они-то и составили двухчасовой альбом, ныне предложенный публике.

Название акции разъяснилось очень скоро: "Молитвы и танцы" предназначены исключительно для бесплатного распространения, а не для продажи. Однако смысл его этим не исчерпывается. Тибетские монахи, можно сказать, вживую "процитировали" некоторые части изданного альбома, совершив несколько молитв и ритуалов. Впрочем, это было понятно лишь посвященным. Для большинства услышанное и увиденное было не чем иным, как экзотическим зрелищем. Канонические одежды, ритуальные предметы, удары колоколов, магическое - крайне востребованное сейчас - горловое пение, звуки медных тарелок и барабана. На бурные овации монахи реагировали скромно и приветливо. Затем - вопросы из зала. В конце - чайный фуршет, с запомнившимся на всю оставшуюся жизнь вкусом чая, который "расширяет сознание".

В объяснение идеи своего проекта композитор сказал: "Я понял - то, что я там услышал, должен услышать кто-нибудь еще. Я записал там 15 часов пленки. Можно было бы просто издать записи ритуалов. Но подобных записей существует уже довольно много, и я решил сделать так, чтобы в этих записях передалось то воздействие, которое я сам тогда испытал. То, что эта музыка значит для меня".

Названия частей - уже сами по себе достопримечательность: "Великая ступа в 5 часов утра", "Простирания перед 35 Буддами", "Великая ступа в 5.30 утра", "Подношение мандалы"... Здесь нет ни одного сочиненного звука, все это подлинные тибетские молитвы, ритуальные танцы масок, звуки молитвенных колес и колоколов, голоса монахов, хоровое скандирование молитв. Предмет композиторской работы - форма, структура, студийная обработка. Благодаря последнему, действительно веришь в документальность происходящего. В созданном многомерном и многоканальном пространстве на ритуальное пение наложены голоса птиц, слышен говор мирских людей, откуда-то пробиваются радиоволны с новостями дня. Но все эти звуки мира физического не нарушают главного. Они вытеснены как бы за пределы сознания, а на переднем плане сквозь остановленное время проступает иная реальность. "Такая форма, - считает автор, - позволит мне поделиться этим переживанием с другими людьми, которые, как и я, живут на территориях, условно называемых "Запад", и пытаются понять, как все устроено, кто мы, что и зачем делаем в этой так называемой жизни".

Кстати, на оборотной стороне буклета в полный шестиполосный разворот изображена картинка неба. Без комментариев. Чего тут говорить-то┘