Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010613_kraft.html

Расхитители культа
Николай Крафт

Дата публикации:  13 Июня 2001

Я эту девчонку давно приметил. Подвижная, в шортиках, с пистолетами - носится как угорелая, постреливает, подпрыгивает, любит нырять и подтягиваться. В сексе не замечена, ни в каком. Умница. С ней мне было как-то даже спокойнее, чем с Дюком. Как-то уютнее: поумней она что ли, Дюка-то.

Человек я немаленький, мне уже некотрые вещи неудобно даже делать: нагибаться двадцать раз подряд, громко смеяться, засыпать на полу служебного помещения. И как признаться, что с этой девчонкой, с этой Ларой Крофт, с томбрайдершей моей ненаглядной, проводил я недели и месяцы в гонках, битвах, схватках - в борьбе?! Но признаваться надо - не скрыть, да и чего скрывать - дело чистое, хорошее - если разобраться.

Сразу скажу: 15 июня имеет быть мировая премьера фильма "Томб Райдер: расхитительница гробниц" В главной роли Анджелина Жюли, Событие уникальное - второй раз, по-моему (если не прав √ подскажите) снимается кино по компьютерной игре.

Первый раз это был Ван Дамм в "Уличном бойце" по Street Fighter'у Фильм, разумеется, был паршивый, но это странноватое, не совсем нормальное самоощущение - как будто авторы кино пытались вникнуть в логику инопланетной культуры и взяли тебя с собой в качестве подопытного кролика √ такое не забывается.

Всего лет пять назад еще и в Америке виртуальная реальность была романтикой, а не реальностью. Дикость, которую нес в себе фильм, передалась в полной мере - и осталась в сердце. В душе. Короче, под ложечкой посасывало когда думал о несчастном Ван Дамме, о его сопернике, каком-то там оверлорде страшном. О тех чудачествах, которые похожи были на шварценегеровские "Вспомнить все", да отличались. Каким-то особым способом в экшн вводилась эстетика развернутого статичного кадра. Как бы панорама по картинке. Замри. И успеваешь разглядеть, и удается в полной мере ужаснуться. Какое-никакое, а удовольствие.

Когда узнал, что будет кино про Лару Крофт, не поверил даже. В хорошем смысле - неужели до людей доперло наконец. Там же все готово уже - только набери живых актеров, только потрать свои никчемные миллионы на хорошее дело, и обогатишься, и людям доставишь радость. Потому что вряд ли это будет очень хороший фильм, но событие безусловно, культовое. То есть, для широкого круга людей, которые чокнуты на компьютерных играх, для мальчиков и девочек, женщин и мужчин это будет индульгенцией. Сходили, посмотрели - и уже почти нормальные: кино узаконит игровое помешательство. Это хорошо.

Конечно, стоило снять картину и про Дюка Нукема и про Ларри в выходном костюмчике, про героя Квейка, да и про неутомимого скитальца из Еретика┘Все достойны, все - культовые персонажи из культовых игр.

Почему она, Лара, стала такой? Такой культовой?

В запрограммированном, "просчитанном" и оцифрованном характере есть харизма, с которой возникают проблемы у мифотворцев взрослого искусства. Все поступки компьютерного героя последовательны, есть скидка на ваши решения, но генеральная линия неизменна, упряма - этим и симпатична. Компьютерный персонаж - цельная личность, от пластики, до издаваемых звуков. В этом его привлекательность, необходимое условие культовости. Хороший оцифрованный герой "прописан" лучше нынешних, скажем, литературных или, литературно-драматических.

Вечной жизни нет ни у кого, нет ее у Лары Крофт. Но у нее есть такая жизнь, которой нужно позавидовать. Нужно это в первую очередь современным и отечественным мифотворцам и расхитителям наших отечественных, мертворожденных культов.

Эти люди, которые сами себя объявляют "фигурами", сами контролируют свой "pr" - подзабыв, что это даже не очень прилично, заниматься пиаром; что пиаром-то занимаются именно бездарности, у которых нет другого шанса; что уплотнившееся информационное пространство - миф, придуманный для введения тотального пиара: для простоты, для удобства, для оправдания бездарности.

Храбрость и простодушие - родовые черт любого культа, чистого культа. Культа, которому не стыдно поклоняться, от которого можно брать, которым можно управлять. В который можно и деньги вложить. А то в наши культы вкладываешь, вкладываешь - где они? Где эти кумиры молодежной музыки, без ежемесячного полтинничка, а то и сотенки - их нет. Никто так просто, в стороне от рекламной кампании песенку не закажет: на Дассена рука поднимется, на Маккартни, на Джоплин, а то и на Бернеса - новейший культовый персонаж в голове не укладывается. Нет в нем гармонии, нечем ему крыть, нет у него ничего такого. А без такого и соваться нечего.

А Лара бежит, взбираясь на китайскую стену, минуя таджмахалы и джунгли, подныривая под Венецию. Она выводит на чистую воду нацистов и пособников зловредных иноземных рас. Она стреляет с двух рук, она спортивна и сексуальна особой, неприступной сексуальностью. Она желанна как жрица, она и есть жрица небольших умов.

Ей этого хватает.