Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010622.html

Распад сознания
Закончился Кинотавр-2001

Наталья Сиривля

Дата публикации:  22 Июня 2001

"Кинотавр", казавшийся поначалу разновидностью профсоюзного санатория, к концу обрел размах невероятно статусного мероприятия. Приезд Ван Дамма, Орнеллы Мутти, Никиты Михалкова и разных прочих звезд политики, шоу-бизнеса и просто бизнеса показал, что М.Рудинштейн нисколько не умерил своих амбиций. Отечественное кино, главной витриной которого является "Кинотавр", по-прежнему остается полем встречи капиталов, влиятельных чиновников и народных артистов; пространством, где делаются дела. И поразительный контраст повышенной социальной активности вокруг кинематографа - и ее на редкость чахлого художественного результата (в смысле конкретных фильмов) свидетельствует, что принятые ныне правила игры кинематографу не на пользу.

Как продукт российское кино денег пока не приносит. Зато оно приносит ощутимые дивиденды на стадии производства: и инвесторам, которые отмывают деньги, уходя от налогов, и продюсерам, и пиарщикам, и режиссерам (актерам, художникам, операторам и прочим участникам съемочного процесса). Потому дружба с нужными людьми и налаживание деловых связей сегодня важнее, чем эстетический поиск, последовательная разработка тех или иных жанровых моделей, стремление к осмысленности и целостности художественного высказывания. В результате мы имеем то, что имеем: обилие картин, находящихся за гранью профессии и здравого смысла, иначе говоря, - напряженный конкурс на "худший фильм".

Любопытно, что большое жюри именно так и восприняло свою задачу, премировав (за исключением Сергея Соловьева, вполне заслуженно получившего "Золотую розу" за свой "Нежный возраст") именно худшие фильмы фестиваля. Как сказал на закрытии М. Захаров, "жюри не рассматривало манерные бессмысленные поделки, где режиссер, слившись в экстазе с оператором, любуется кадром и принципиально игнорирует зрителя". Имелись в виду в первую очередь фильмы "Москва" А. Зельдовича и "Второстепенные люди" К. Муратовой, то есть единственные, помимо "Нежного возраста", картины, имеющие не только отношение к искусству кино, но и некий зрительский потенциал. "Второстепенные люди" еще не вышли в прокат, но "Москва" (если верить статистике) - один из лидеров кинопоказа отечественных картин. Зрители современных кинотеатров предпочитают смотреть именно такое - стильное, эстетически вменяемое, арт-хаусное кино, а не рождественские телесказки про президентских внучек или старых дев, находящих женское счастье в объятиях ошибшегося дверью плейбоя ("Приходи на меня посмотреть" О. Янковского). Но у жюри свои представления. Ему кажется, что люди, с восторгом на халяву смотревшие эти фильмы на Театральной площади, - и есть тот самый зритель, который готов платить сегодня 5-10 долларов за билет в кино.

Вся картина кинопроцесса перевернута, таким образом, в головах оценщиков с ног на голову. Поэтому неудивительно, что Гран-при (второй по значению приз) они отдали фильму К. Шахназарова "Яды, или Всемирная история отравлений", где недоделанная бытовая комедия про то, как муж хотел отравить свою жену, снабжена, для пущей важности, "шикарными" историческими иллюстрациями из жизни отравителей всех времен и народов.

Спецприз жюри разделило между картинами "Президент и его внучка" Т.Кеосаяна и "Даун-Хаус" Р.Качанова, продемонстрировав тем самым невиданную широту. Мы, мол, в равной степени готовы оценить и незатейливое кино "для семейного просмотра" - современную вариацию "Принца и нищего", - и молодежный стеб без тормозов - попытку (с точки зрения кино, весьма слабую) пересказать роман Достоевского для любителей героина.

Приз за лучшую мужскую роль получил Президент фестиваля О.Янковский, сыгравший того самого плейбоя в фильме "Приходи на меня посмотреть". Приз за лучшую женскую роль √ Ольга Конская ("Любовь и другие кошмары" А.Некрасова). С этим неожиданным решением можно было бы согласиться: роль киллерши Любы, сыгранная Конской на пределе актерских возможностей, - единственное, что есть стоящего в этом невнятном фильме, и больше того - одна из лучших актерских работ фестиваля. Но выбор неизвестной актрисы можно было бы счесть эстетским и утонченным лишь в том случае, если бы все прочие решения большого жюри были мало-мальски осмысленными. Однако, выведя за скобки картины, обладающие внутренней эстетической целостностью, жюри раздало призы всему, что осталось, провозгласив "эстетическую невменяемость" главным залогом успеха.

Лично меня это скандальное решение радует. Ведь если бы призы на фестивале получили Соловьев, Муратова и Зельдович, мы могли бы по-прежнему считать, что в нашем кинематографе все в порядке. Да, есть балласт, да, год на год не приходится, но три действительно стоящих фильма в год - уже кое-что. Но фестиваль, отметивший наградами "Яды" и "Даун-Хаус", свидетельствует, что к этому кино пора вызывать "неотложку", что распад сознания и потеря критериев - удел не только отдельных создателей фильмов, но и всего кинематографического сообщества.

Президентский совет фестиваля отметил своим призом фильм А. Митты "Граница. Таежный роман" - наскоро слепленный киновариант одноименного сериала. А Президент страны, как и следовало ожидать, присудил свой приз фильму "В августе 44-го", который рассказывает о подвигах коллег Президента √ НКВД-шников времен Великой Отечественной войны.

Что же касается конкурса дебютов, то здесь жюри во главе с П.Финном приняло единственно возможное решение, премировав фильм "Сестры" С.Бодрова-мл. - наиболее профессиональное произведение из всей представленной дебютной продукции. Приз за режиссуру получила Е.Харламова, снявшая полупародийный филологический опус "Текст, или Апология комментария" по байкам Раневской и рассказу В.Набокова "Забытый поэт".

В зарубежном конкурсе жюри, руководимое Удо Киром, отдало главный приз английской картине "Мой брат Том" Дома Розеро. Речь в ней идет о двух подростках, которые, став жертвой сексуальных домогательств, скрываются в лесу, бегают голыми, едят червей, но цивилизация все равно настигает их, так что в конце концов они кончают с собой. Чуть более поэтичное, чем обычно, решение темы сексуальных домогательств и подростковой девиантности, неотступно занимающей умы западных кинематографистов и варьирующейся из фильма в фильм. Приз за главную мужскую роль получил ушастый Бен Уишо - исполнитель роли Тома. Приз за женскую роль - Дора Полич из хорватской картины "Кассирша хочет поехать на море".

Закономерно, что решение зарубежного жюри ни у кого не вызвало возражений. В Европейском кино все устоялось. То, что мы видели на "Кинотавре" - пленочная продукция усредненно-стабильного качества, и фильмы, содержащие хоть искру таланта, обречены быть замеченными. У нас - все вразнос, всяк лепит свое, так что, в отличие от европейских, наши плохие фильмы друг на друга не похожи абсолютно. Фантазии нашим кинематографистам не занимать. Если бы еще был талант, и ощущение времени, и чувство реальности, и способность довести начатую мысль до конца... Но тогда это было бы уже совсем другое кино.