Русский Журнал / Обзоры / Text only
www.russ.ru/culture/textonly/20010628.html

Рок-Тарапунька и поп-Штепсель украинской эстрады
Евгений Кузьменко

Дата публикации:  28 Июня 2001

Музыкальные антиподы, "Воплi Вiдоплясова" и "Океан Эльзы", одинаково нравятся российскому меломану.

Лед и пламень, сало и антиперспирант, шинок и супермаркет: что-то в этом роде приходит на ум, когда перед тобой вспыхивают мегазвезды украинской поп-музыки - "Воплi Вiдоплясова" и "Океан Ельзи".

И тех, и других активно крутят в московском эфире - и тех и других все реже видят на Украине. В своем отечестве обе ценимы куда менее, чем в соседних палестинах, но обе поют на украинском языке от самых модных "кутюрье" - Леся Подеревьянского и Лины Костенко.

На этом список совпадений исчерпывается. Про небо, кохання и жизнь Скрипка поет совсем иначе, чем Вакарчук. "Воплi" оглашают небо в галушках, статные хлопцы на мопедах гасают по пыльным проселочным дорогам, колосятся жнива, и дивчата с коромыслами (кожа, как сметана, бела) идут нагловатой стайкой к колодцу. У колодца - объява: "Сегодня в клубе - индийское кино". По такому поводу бригадир распустил трактористов по домам. После сеанса в клубе, натурально, будут танцы - "Модерн Токинг" и "Бони Эм".

Это - стопроцентная правда жизни. Не верите - побывайте в любом украинском селе. Где, по-вашему, вдохновился спортивными штанами с лампасами Олег Скрипка? Конечно, в глубинке! Джинсу здесь носят лишь оторванные от почвы дети сельской интеллигенции.

"Океанавты" штанов не носят и про сильраду не поют. Это очень модная и очень стильная группа. Вот Вакарчук недавно покрасил ногти, а по украинскому ТВ регулярно кажут рекламный ролик, в котором "эльзасцы" счастливо гогочут, рекламируя "Кока-колу". Все как у нормальных пацанов за кордоном. "Океану" стоило бы присудить премию за исключительно удачный опыт прививки модного брит-попа к постсоветскому дичку. Нет, новых "Blur" и "Oasis" из них не получится, но мелодика и гармонии в их новом альбоме безупречны. Сами музыканты говорят, что это их лучшая работа. Не буду спорить, так как знаю людей, которые плачут, впитывая барабанными перепонками хрипловатые осанны голоса Вакарчука. А дневники и тетрадки незалежных семиклассниц облеплены фотографиями сих хлопцев. Чем не феномен? Гуд бай, герои "Района Мелроуз". Да и Бритни Спирс просят не беспокоиться. Дальше - больше, в самодельных девичьих песенниках появились уже стишки такого содержания:

Я - з тобою,
А ти - зи мною
Видчуй бажання
Бижы рикою
Рикою струму
Моего тила...

И т.д.

Велеречивая поэтика "Океана Эльзы", к удивлению многих, пришлась по вкусу и жителю российской столицы. Почему так произошло - повод для отдельного разбирательства.

Куда понятнее, когда залихватский сюржик Скрипки и Ко возбуждает приятные вибрации в организме. Жителю столицы просто весело, когда вместо "лето" поют "лито", а вместо "быстро" вопят "швыдко" - и все это под разгул аккордеона. Музыкальное хамство "ВВ" удачно потрафляет стереотипу бесшабашного хохла - сало, горилка и Галя у калитки.

Однако сами же "Воплi" эти стереотипы и рушат - сказывается "французский этап" в истории группы. Въехав в парижские музыкальные университеты со своим малороссийским харчем, вэвэшники вернулись "гражданами мира". Песня "Махатма", к примеру, вполне могла бы быть написана и о Григории Сковороде, и о Дон-Кихоте Ламанчском. Легко представить себе Скрипку поющим на суахили, а соло-гитариста Рогачевского - выжимающего кантри-вестерн из банджо.

"Океанавты" к таким фокусам пока не готовы. "ВВ" в свое время прошли путь от канонов "Дип Перпл" и советских ВИА 70-х к пьянящему шарму славянских "Pogues", "Океан Ельзи" правит себя под ультрасовременными англосаксами, выбирая для подражания лучшие образцы вроде "Radiohead". По всему видно, что неутомимый экспериментатор Том Йорк и его соратники - творческое альтер-эго Вакарчука. А Скрипку и Пипу вопросы соответствия кому бы то ни было уже давно не беспокоят. Они держат ответ перед Вселенной собственного вкуса, места там достаточно, белых пятен - не меряно, а значит, фаны могут спать спокойно.

Вот так в общественном сознании они и идут нога в ногу - Тарапунька и Штепсель, инь и янь украинской поп-музыки, такие разные, золото на голубом. Стоп, это, кажется, вже другая писня.