Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Художественная геополитика: отчет о новых передвижениях
Дата публикации:  2 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сложный комбинированный проект галереи NAVICULA ARTIS(1) включил в себя: проведение трех выставок, трех перформансов, организацию пяти коллективных поездок за город и пяти симпозиумов (в смысле попоек). В данном отчете я постараюсь уделить внимание и поездкам, и художествам, и, конечно, выпивке, поскольку речь идет о современном искусстве, конечный продукт которого обычно сложно отграничить от сопровождающих его процессов. Итак:

НОВЫЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ. Художники Москвы и С-Петербурга в музеях Ленинградской области:

28.04.01 А.Осмоловский. Метод Выбора. (Выборг, Выборгский замок)

28.04.01 Ю.Лейдерман. Библиотека Патафизика. (Выборг, Алвара Аалто)

05.05.01-19.05.01 Е.Елагина, И.Макаревич. Блудная Дочь. (Выра, Дом Станционного Смотрителя)

08.05.01- 22.05.01 Один Художник. Волны и Тишина. (Сосновый Бор, Музей современного искусства)

12.05 - 26.05.01 Олег Хвостов. Новая Лениниана. (Разлив, Музей-шалаш В.И.Ленина)

27.05 - 14.06.01 Иван Чечот. Псише. Зеркала и фотографии. (Приютино. Литературно-художественный музей-усадьба "Приютино")

Есть мнение, будто правильный рецензент знакомит читателя не только со своими мыслями, но и с предметом этих мыслей. Поэтому начну с цитаты. Вот как представляют свой проект его кураторы, Глеб Ершов и Андрей Клюканов:

"Такие слова как путешествие, прогулка, экскурсия, также как обживание и вчувствование в любимом или незнакомом месте, ландшафте нам близки и знакомы. Все эти, на первый взгляд, не такие уж обременительные и необязательные жанры и настроения художественных действий давно практикуются в галерее N.A.

..."Новые передвижники" продолжают эту традицию. Довольно художнику блуждать в трех соснах столичных галерей. "Центр - нигде, а периферия - везде", - сказал Паскаль. Во всяком случае, именно эту мысль надо иметь в виду, переориентировав интерес художников со столичного (как более искушенного) участника подобных выездных акций на провинциального зрителя, ведь идея новых передвижников восходит к благородной традиции не только передвижных выставок русских художников, но и к гастрольным поездкам русских футуристов 1910-х годов.

Хотя станции наших передвижений звучат совсем даже не по-столичному, их значение в качестве узнаваемых литературных и исторических топонимов неоспоримо. Художникам Москвы и С-Петербурга, а вслед за ними и зрителям предоставляется возможность их [мест - Е.М.] нового открытия, но уже на карте современного искусства".

Открытия начались с Выборга. Анатолий Осмоловский предложил ситуацию перформанса, названную им "Метод выбора". Во внутреннем дворике Выборгского замка, на ступенчатом подиуме были установлены табурет, на ступени повыше - стул, на следующей, самой высокой, ступени - стул с высокой спинкой, "трон". Каждому присутствующему было предложено занять любое из этих трех мест и потом объяснить, почему он занял именно его. После того, как некоторые сделали свой выбор(г), публика немедленно выпила и закусила, а художник провел лекцию об актуальнейших направлениях в совриске. По мнению Осмоловского, они связаны с ситуационизмом, импровизационностью и отказом от репрезентации.

Акция Юрия Лейдермана "Бибилиотека патафизика" состоялась в Алвара Аалто, городской библиотеке. Всем желающим принять участие в действе художник раздал листочки, на которых перечислялись элементарные частицы. Напротив каждой ч-цы был нарисован ч-к, делающий то или иное движение (тоже своего рода передвижник). Нейтрон, если не ошибаюсь, означал прыжок назад, позитрон - прыжок с поднятием правой ноги вбок и т.д. В сумме эти движения образовывали хореографию "Летки-Енки" - популярного танца и песни в советских 60-х (эпоху физиков и лириков). Участники выстроились друг за другом, прикрепили инструктирующие листочки к спине впередистоящего, специалист по именам электронов возглавил шествие, после чего, взявши друг друга за талии, ценители современного искусства принялись, более или менее синхронно, прыгать согласно командам Юры, кричавшего: "Электрон! Синхрофазотрон! Нейтрон! Нейтрон!" Порядок, в котором частицы выкрикивались, был непредсказуем и вычитывался Лейдерманом из произвольно взятой книги. Перформанс длился что-то около 10 минут, сопровождался катартическим смехом участников и недоуменным раздражением аборигенов(2).

После распада патафизической библиотеки, в строгом соответствии с жесткими требованиями ситуационизма, был устроен симпозиум. На собранные деньги была куплена водка, вода и немного хлеба-сыра-колбасы. Местом выбрали живописный, но крайне ветреный холм над футбольным стадионом. Окружающая безлюдность означала, боюсь, отказ от репрезентации.

Через неделю поехали в Выру. Скованной северо-западной сдержанности и неприкаянности южно-восточное - московское - направление противопоставило эмоциональную приподнятость, хорошую погоду и удивительное гостеприимство бессменного директора "Дома станционного смотрителя", обаятельнейшей Валентины Максимовны Якушевой, справлявшей в тот день свой юбилей.

После проведенной ею экскурсии публика разбрелась по немногим комнатам Самсона Вырина. Свои работы Игорь Макаревич и Елена Елагина развесили в его доме так, чтобы, по собственным словам, не нарушить гармонию интерьера. "Блудная дочь" - это фотопортреты молодых особ чуть более поздних времен (первые фотографии появились лет через двадцать после смерти Станционного смотрителя), чьи лица скрывают разнообразные маски: супрематистские, анималистические, фантасмагорические. Никакого обнажения приема, никакой аффектации стилевых столкновений. Консервативное, классически-концептуальное, да - но и очень элегантное, экономично дизайнерское искусство.

Потом был обильный весьма стол, полный всяких домашних вкусностей, виноградного и хлебного вин, а также лимонада "Колокольчик". Мы откушали за здоровье Валентины Максимовны, поблагодарили ее и работников музея за радушный прием, сели в автобус и отправились к имению Набоковых (что-то около пары километров от Станционного смотрителя). Публика хищно двинулась внутрь природы, попутно усугубляя алкогольную интоксикацию. Природа простиралась вдоль реки Оредежь. Лужайки пестрели настоящими, неоцифрованными бабочками. На велосипеде за нами приехала гид и повела показывать лесные пещеры. Набоковы-Рукавишниковы жили, оказывается, в непосредственной близости от гротов и подземных лабиринтов, населяемых отшельниками и христианами. Вернувшись, мы посетили имение, недавно погоревшее и сейчас медленно восстающее из ада. Гид сказала, что приезжал Сын, хвалил, но денег, гад, на ремонт не дал. Усталые, но довольные, мы почесали назад.

На акциях Одного Художника (Вадим Драпкин) в Сосновом Бору и Олега Хвостова в Разливе я не присутствовал, поэтому ограничусь сведениями, любезно предоставленными мне Глебом Ершовым, и собственными скромными соображениями.

Один Художник подготовил компьютером обработанные фото и минималистскую графику. Выставка "Волны и тишина" имела место в Музее современного искусства в Сосновом Бору, однако попасть на нее смогли только жители Соснового Бора. Зона эта граничит со странами Балтии, и на период открытия выставки там действовал пограничный режим. В недопущении шумной столичной публики до тихого искусства О.Художника трудно не заметить иронию судьбы. Драпкин - минималист, работающий с понятиями пустоты, тишины, отсутствия. Предложенная им продукция оказалась недоступной для внешнего (суетного) зрителя, но была, как удалось узнать, с энтузиазмом воспринята местной, "внутренней" интеллигенцией. Выставку продлили на неделю, о ней был снят и показан специальный репортаж по местному ТВ. А питерским пересмешникам, подобно слушателям знаменитой пьесы Кейджа, осталось лишь вглядываться в непроницаемую пограничную Пустоту.

Музей-шалаш В.И.Ленина в Разливе был открыт в 1927 году, и до сих пор к нему не заросла народная тропа. К настоящему моменту музей посетило свыше 20 млн. человек (последнее время, доверительно сообщают сотрудники, все больше китайцев). На козлах, имитирующих остов шалаша(3), разместилось восемь живописных работ Олега Хвостова. Все они, так или иначе, обыгрывают знаменитые картины Бродского, Рылова, Кукрыниксов, В.Серова и др. советских художников. Лениниана в исполнении Хвостова травестирует образ вождя мирового пролетариата. На его картинах Ленин предстает то четырех-, то шестипалым фриком.

Вся эта геополитическая экспансия потребовала, конечно, вполне определенных физических затрат. Своего апофеоза она достигла в финальной чечотовской поездке, неоднократно переносившейся и состоявшейся в день Города. Остановлюсь на ней подробней. Несложно вообразить ситуацию типического воскресного похмелья, когда невыспавшийся, но смертельно нацеленный на искусство человек собирается с подобными себе в 11 (!) утра. Движения его осторожны, а намерения - предельно скромны: отоспаться в пути перед выставкой. Вместо этого ему сообщается об особенном маршруте, со многими выходками наружу и посещением целого списка промежуточных достопримечательностей.

Мы: любовались помойками возле реки Оккервиль и самою рекой Оккервиль в том ее месте, где она неотличима от сточной канавы; проникали в полуразрушенную Уткину дачу; перелезали высокий железный забор при особняке Жерновка(4) (безукоризненно стильный, особенно внутри, особняк, выполненный Кваренги); посещали церковь им. пророка Ильи; балансировали у плотины при Пороховом заводе (построен при Петре); c порочным туристическим энтузиазмом взбирались и спускались по крутым заросшим склонам, хотя рядом неизменно обнаруживалась совершенно прямая дорога; шли по Дороге Жизни; изучали композиционные особенности мемориала Савичевых (несколько камней, по камню на страницу, с перенесенной на них дневниковой хроникой: "...Умерли все. Осталась одна Таня". Каменная страница "Умерли все" - пропущена). Когда автобус подкатил к Приютино, на некоторых лицах заблестели слезы недоверчивой радости. До открытия выставки, однако, оставался еще целый час. Некоторые экскурсанты с трудом держались на ногах и после рассказа местного гида о фамильной легенде Олениных ("...девушку ввели в клетку с двумя медведями в надежде, что медведи ее съедят...") отправились в автобус досыпать. Иные рванули в приусадебное кафе "Встреча".

Иван Чечот представил снимки, которые он сделал в этих местах (пейзажи, усадьба Олениных, дверь с матюками, обычное дело). Вступительную речь заменил розданный листок с текстом, озаглавленным "ПСИШЕ. Зеркала и фотографии"(5). В нем Чечот описывает рефлексию человека, фотографирующего некую натуру, местность. Человека, отказавшегося от случайных снимков; сознательно выбирающего тот или иной объект, но при этом стремящегося избежать давления фотографического жанра с его геометризмом и символизацией. Человека, стремящего отразить в снимках "саму реальность" Приютино... От этих размышлений зрителей оторвало своевременное приглашение выпить и закусить. Местом приютинского симпозиума стал приусадебный парк, на деревьях которого отражали друг друга повешенные разноформатные зеркала.

Это был последний и самый долгожданный из всех приютов. Водки было еще больше, чем в первые два дня. Было и неплохое красное вино (начал я именно с него, некоторое время не решаясь, по ряду причин, пить водку). Едой были бутерброды. Какое-то время все насыщались в жанре фуршета. Наступила непринужденная разрядка. Директор "Приютино" поднял тост, с неуклюжей иносказательностью воспевающий коррупцию. Один находившийся в глубоком запое искусствовед затеял игру с чужими детьми, да так оживленно, что даже дети были обескуражены. Когда директор, накатив еще, начал рассказывать барышням непристойные анекдоты о реке Луга (по-фински - Луппа), Чечот предложил всем прогуляться по саду, что и было сделано. Попутно мы осмотрели ту его часть, где, по словам Чечота, находился домик Ивана Андреевича Крылова... Несчастному корреспонденту НТВ, бродившему среди людей, как в пустыне, показали, наконец, "главного". Главный дал интервью. Потом корреспондент подошел к директору "Приютино". Одним из вопросов было:

- А вы не боитесь, что после этого открытия зеркала могут унести?

- Так они ж не мои, - загоготал тот. И был прав.

Примечания:

(1) При поддержке Pro Arte и Фонда Форда.
(2) Этих последних можно и должно понять. В тот день им довелось увидеть то ли хорошо организованных сумасшедших, то ли сектантов, то ли инопланетян. (Следует еще, видимо, добавить, что все мероприятия "НП" были, разумеется, согласованы с администрацией всех тех мест и учреждений, где они проводились).
(3) Фоном ему служит стеклянная стена, "впускающая" в музей пейзаж. Это здание было построено в 1964 г.
(4) Псише происходит, разумеется, от греч. "псюхе" (душа) и означает "разновидность зеркала в раме, которое можно поворачивать под разные углом" (И. Чечот).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Разные лики Генделя /29.06/
Генделевский фестиваль в Геттингене со свойственным студенческому городку легкомыслием выводит Генделя "в массы", отрицая какую-либо "элитарность". Мир барочной оперы, близкий и далекий одновременно, поджидает вас за углом - кажется, что генделевские герои гуляют вместе с тобой по магазинам.
Наталья Сиривля, Большое человечное кино /28.06/
Насущная задача - отыскать и продемонстрировать на экране возможности подлинного человеческого взаимодействия, показать, как современные люди могут "быть вместе".
Евгений Кузьменко, Рок-Тарапунька и поп-Штепсель украинской эстрады /28.06/
Где, по-вашему, вдохновился спортивными штанами с лампасами Олег Скрипка? Конечно, в глубинке! А вот "Океанавты" штанов не носят и про сильраду не поют.
Александр Соколянский, Озираясь на форуме /28.06/
В сущности, это - не статья. Это лишь комментарий к сказанному вами, уважаемые участники майско-июньского "пузырного" форума.
Александр В.Волков, Тюмень - город женщин /25.06/
Казалось бы, "Сирин" должен стать крупнейшей датой рок-календаря. Но нет, организаторы не гонятся за внешним шумом, предпочитая беречь духовный уровень и настрой исполнителей.
предыдущая в начало следующая
Евгений Майзель
Евгений
МАЙЗЕЛЬ
daseiner@rol.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru