Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Да осилит дорогу идущий
Первый сезон Госоркестра без Евгения Светланова

Дата публикации:  15 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Закончившаяся год назад история взаимоотношений Евгения Светланова и Государственного академического симфонического оркестра оставила у всех неприятный осадок в душе. Все участники этой истории, как вы, наверное, помните, вели себя не лучшим образом - обзывали друг друга последними словами - прилюдно и со страниц газет и журналов, - устраивали скандальные пресс-конференции и разборки в министерстве культуры.

Теперь все позади. Госоркестром уже год руководит Василий Синайский, назначенный на должность главного дирижера в мае прошлого года указом министра культуры Михаила Швыдкого. Евгений Светланов пропадает на европейских просторах и носу не кажет. Впрочем, в приближающемся сезоне у него запланировано выступление с Российским национальным оркестром.

Первый сезон экс-светлановского оркестра без своего главы сродни долгой, мучительной реабилитации после тяжелой болезни. Василию Синайскому предстояло начинать все с нуля. Обновлять состарившийся коллектив, вливать в него молодую кровь. Привлекать новую публику - надо думать, поклонники Светланова после вышеописанных событий раз и навсегда предали Госоркестр анафеме. Думать о репертуарной политике. Искать деньги. Создавать, наконец, оркестру собственное лицо.

Первое, что сделал Синайский - уволил некогда известного директора оркестра Александра Румянцева. Его место занял Леонид Фрадкин - интеллигентный человек и, судя по всему, хороший хозяйственник, обеспечивший коллективу участие в нескольких статусных и хорошо оплачиваемых мероприятиях. Да, конечно, концерты со Scorpions, Пласидо Доминго и другие "стадионные акции" - далеко не предел мечтаний оркестра такого калибра, но они позволили музыкантам, людям, мягко говоря, небогатым, немного заработать. И на том спасибо.

С филармоническими концертами дело обстояло несколько хуже. Я не могу решиться на какие-то глобальные выводы по прошедшему сезону, так как был далеко не на всех концертах. Мои коллеги Госоркестр тоже не жаловали - во-первых, все наелись досыта скандалами со Светлановым, во-вторых, очень часто концерты пересекались по времени с другими, более значительными (еще одна проблема, которую предстоит решать в следующем сезоне). Те вечера, на которых я присутствовал, пусть и не поразили откровениями, но и не расстроили. Превосходно сыгранная Десятая Шостаковича на открытии сезона - первый козырь Василия Синайского. Он постепенно отказывается от отечественной богатырской мощи оркестровой игры, свойственной почерку Светланова, предпочитая по-европейски умеренное звучание, ратуя за чистоту и прозрачность фактуры, графичность мелодических линий, безупречную строгость стиля. Вертикаль оркестровых голосов иногда, к сожалению, обнаруживает откровенную фальшь и невыстроенность баланса между духовыми и струнными, но ведь это только начало работы. Второй козырь сезона Василия Синайского - это, несомненно, приглашение пианиста Андрея Гаврилова, чье неоднозначное и экстравагантное выступление вызвало самые разноречивые отклики, но осталось в памяти как одно из самых колоритных событий сезона. Оркестр оказался дисциплинированным аккомпаниатором в концертах Сен-Санса и Равеля, хотя неряшливость - и это, скорее, не упрек Синайскому, а всего лишь последствие светлановской лености - по-прежнему сильно бросалась в глаза.

Второй сезон, несомненно, должен быть интересней первого. Хотя бы потому, что теперь мы вправе ожидать каких-то результатов работы нового дирижера со старым оркестром. Василий Синайский, судя по всему, решил взяться за дело серьезно - руководство Госоркестром для него не эффектная политическая акция, какой стало для Геннадия Рождественского руководство Большим театром. В отличие от Рождественского, он вполне сознает, какой груз взвалил на свои плечи и какой титанический труд ему предстоит.

А оркестранты... довольны ли они новым дирижером? Судя по кулуарным разговорам - нет. Впрочем, вы когда-нибудь видели отечественного оркестранта, обожающего своего дирижера? Довольство и оркестрант - понятия несовместимые. Причина этого коренится, как мне кажется, в системе ценностей, сформировавшейся у наших музыкантов за годы советской эпохи. Статус оркестранта всегда был ущербным по отношению к карьере солиста, о которой, несомненно, мечтал, каждый. Да, пробиться в тот же Госоркестр было нелегко, но играя конкурс в этот коллектив, все прежде всего думали о материальной выгоде - зарубежных поездках и больших зарплатах. Творческой перспективы как будто не было, в то время как на Западе сесть в хороший оркестр - это предел мечтаний: все слишком хорошо понимают, что сольная карьера выпадает единицам. Сломать стереотипы нашего оркестранта, изначально всем недовольного, не представляется возможным, - во всяком случае, в ближайшие годы. Ему невозможно объяснить, что хорошие деньги бывают только за хорошо сделанную работу - его психология воспринимает только обратный порядок вещей - "утром деньги, вечером стулья". Все всегда будут обзывать дирижера сволочью, сутяжником, проходимцем, лентяем, лицемером и серостью. Поэтому единственный приемлемый путь для дирижера - это идти к большим творческим свершениям вопреки всем и вся, преодолевая скептицизм окружения и никогда не спрашивая ни у кого советов. Да осилит дорогу идущий.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Галахова, Вспомним, какие у него были глаза... /08.08/
Год назад трагически погиб Анатолий Ромашин. Он сыграл много ролей в кино и театре, в хороших и, порой, плохих фильмах и спектаклях. Однако он сумел настоять на своем способе творческой жизни и сумел остаться актером ни на кого не похожим.
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ: 30 июля - 5 августа /30.07/
Мертвый сезон на телевидении в самом разгаре. Однако, если вдуматься, не так уж это и плохо, потому что именно летом есть возможность посмотреть по телевизору приличное кино - что еще показывать, если новых программ, как правило, нет?
Михаил Фихтенгольц, От классики и - к современности. Оперные будни германских сцен /27.07/
Уровень немецких театров определяется не премьерами, а будничными репертуарными постановками.
Александра Лаврова, Театр плывет /26.07/
Собравшиеся со всей страны телетеатральные люди чувствовали себя комфортно и свободно, быстро переходили на "ты", неустанно перемежали работу пивом, рыбой, чипсами и прочими алкогольными - и не только - атрибутами приятного междусобойчика.
Инесса Курышкина, Скульптинформ-1 /25.07/
Да, бумага, будь то плотная, как картон, или тонкая, как микалентная, - материя субтильная. Это только кажется, что все стерпит.
предыдущая в начало  
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru