Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010409_bode.html

Diary Михаила Боде
Михаил Боде

Дата публикации:  9 Апреля 2001

Каждый год, по весне, заходя в Третьяковку, что на Крымском валу, испытываешь чувство, знакомое каждому, кто заблаговременно готовился к 1 апреля, но в самый "день дурака" таки поддался на незамысловатый и избитый розыгрыш. Однако всякий раз заглушаешь внутренний голос, идешь cмотреть выставку номинантов Госпремии, надеешься на чудо. Как и прежде, чуда не случается.

Невнимательный посетитель может спутать эту выставку последних художественных достижений (не говорим о литературе, театре и музыке, которые представлены лишь стендами-досье) с одним из многочисленных залов третьяковской же экспозиции "Искусство XX века. 1950-1980- е годы". Как и там, здесь все видано-перевидано и от этого тоскливо. Прийти сюда вторично - тяжелое наказание.

Такое ощущение, что некий анонимный шутник, представившись бухгалтером ДЭЗа, велел вам проверить расчеты по квартплате за прошедшие тридцать-сорок лет. Впрочем, даже это муторное занятие может принести какую-то пользу - можно вспомнить, какие раньше были расценки на жилплощадь, сколько вообще стоил рубль... Выставка номинантов не доставляет такого ревизионного развлечения: предъявленные творческие квитанции - картины, акварели и скульптуры - позволяют отчитаться за любые - 60-е, 70-е, 80-е и уж конечно за 90-е годы. Так, например, братья-академики Алексей и Сергей Ткачевы уже полвека боронят кистями серенькое Нечерноземье, Игорь Обросов (недавний академик) все так же насуплено призывает вспомнить Шукшина и российскую глубинку со старушками, которых упорно видит лишь в черно-белом. Какой-то Егоршин до сих пор партизанит на ниве сорокалетней давности "сурового стиля", пытаясь ошкурить краской замученный холст. А до чувашского живописца Ревеля Федорова, видимо, лишь недавно дошли "новаторства" Глазунова и Шилова, и потому он старательно бичует атеистический порок, умиляется девочкой с мопсом да и сам к себе неравнодушен, что видно по автопортрету. Сергей Алимов - приличный график. Но ведь не давать же Госпремию за эскизы к старым мультфильмам?

Давно, еще на заре перестройки, когда советский андерграунд только входил в моду, нужно было давать премии "абстракционистам-шестидесятникам" Юрию Злотникову и Олегу Кудряшову. Как говорится, поезд ушел. Когда подойдет следующий, неизвестно. Госцентр современного искусства, выдвинувший этих номинантов, то ли простодушно не понимает этого обстоятельства, то ли героически не хочет понимать, и потому в который раз покупается на первоапрельский розыгрыш.

Номинантов-фотографов развели по партийному принципу: Игорь Пальмин, снимавший художников-модернистов, висит рядом с модернистами же, Юрий Рост, фотографирующий всех и вся, повешен насупротив картинок о народе среднерусских художников. Кому-то из фотографов точно должно повезти - не замечать фотографию, распропагандированную Домом фотографии и Ольгой Свибловой, ныне просто неприлично.

Шутка из шуток нынешнего смотра номинантов - присутствие дизайнера Андрея Логвина. Он выглядит преступно молодо в шеренге седовласых соискателей, а его озорной плакат "Жизнь удалась", где эти самые слова выложены черной икрой по красной - не столько насмешка над "новыми русскими", сколько подтрунивание над "нетленками", которые должны были бы, по идее, принести их авторам дипломы, пожатия президентской руки, деньги и банкеты. У самого же Логвина жизнь действительно удалась. Стенд его процветающей фирмы "Линия График" экспонировался в том же здании на Крымской, но в ЦДХ - на выставке "Дизайн и реклама". И казалось, что шутник-дизайнер забежал за угол, в Третьяковку, просто так, как барбос из общеизвестного анекдота...

Если в национальной галерее дизайн подначивал искусство, то в ЦДХ современное искусство тихонько глумилось над дизайном и рекламой. Московские галереи XL и Марата Гельмана показали на этом празднике ламинирования, неона и глянцевой упаковки проекты-пересмешники publicity. Дмитрий Гутов ( проект "Мама, папа и телевизор") прошелся по топ-персонажам, навязчиво мелькающим по "ящику", Татьяна Хенгслер ("Разве у меня нет вкуса?") - по примелькавшимся логотипам. Правда, в гуле и толчее "Дизайна и рекламы" если кто и замечал эти арт-фиги, то принимал их за чистую монету, за наикрутейшую пиарщину.

Из огромного супермаркета, в который на неделю превратился ЦДХ, народ в поисках новых аттракционов периодически перемещался в небольшие шоп - галереи современного искусства. Наисерьезнейший московский художник-геометрист Александр Константинов отшутился в галерее "Новая коллекция" выставкой "Мишени". Наивные зрители тыкали лазерными указками в нарисованные радары и цели (как Буратино в нарисованный очаг), не подозревая, что сами находятся под прицелом камеры наблюдения службы безопасности и отслеживаются на мониторах. Получился эдакий консумеризм под контролем. Забавно, но несколько неприятно.

На старый аттракцион "собака и сало на ниточке" походила инсталляция Оксаны Дубровской "Self Peep". Замысел в духе "съесть-то он съест, да кто ему даст" воплощен не без женского рукоделия и мужской технической смекалки. Озабоченному вуайеристу приходится приникнуть к дырочке в занавеске из упаковочного пластика, чтобы увидеть на вращающихся зеркалах фотографии, а там - не то что бы сало, но, как бы это поприличнее выразиться... Словом, то, что вы и подумали. В буклете выставки галеристы предупреждают, что "PS" еще и постскиптум, точнее - продолжение следует..." Что же еще-то можно показать? Героиня фильма "Кабаре" говорила своему партнеру: "Раздевайся, раздевайся, если я увижу что-то новое - считай это своим взносом в биологию!"

P.S. Михаила Боде

В этот понедельник галерея "А-3" показывает живопись Сергея Чеснокова. Для тех, кто уверен, что дело Павла Филонова продолжается и в наши дни.

В "Новом Манеже" современные московские художники от стара до млада покажут, что можно сделать с помощью современной оптики (фото, видео...) с Гималаями и не навредить им.

В среду арт-тусовка слетится в "Большой Манеж", чтобы посмотреть на свои физиономии, снятые неугомонным Львом Мелиховым да и на самого фотографа-юбиляра. В приглашении значится: "Явка категорически желательна".