Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010416_bode.html

Diary Михаила Боде
Михаил Боде

Дата публикации:  16 Апреля 2001

В конце апреля - в начале мая ожидается пик выставочного сезона: почти одновременно откроются топовые экспозиции - Фотофестиваль "Мода и стиль в фотографии" и ярмарка современного искусства "Art-Moscow". Эти два амбициозных проекта съедят все центральные выставочные залы столицы - от ЦДХ до Большого и Малого "Манежей" и небольших муниципальных залов типа галерей "L" , "А-3" и т.д. В преддверии этого художественного обвала экспоплощадки решили по-быстрому отбарабанить те выставки, на которые потом вернисажная публика не придет.

Неделю, героически измываясь над печенью, отмечали юбилеи: 50 лет фотографу Льву Мелихову, "полтинник" же исполнился Гороховскому-младшему и Ивану Лубенникову, "сороковник" - Олегу Кулику. Как показали их выставки (или выставки, посвященные им), все они достигли определенного творческого "потолка". Себя им уже не изменить. Мелихов так и будет фотографом-оркестром, душой общества, Женя Гороховский - неугомонным синтезатором картинок и всего, что он видит, Лубенников - султаном в гареме красавиц эпохи "сурового стиля", Кулик - животным (конечно, в лучшем смысле этого слова). Однако о них чуть ниже.

Всю неделю в "Малом Манеже" демонстрировалась выставка "Направление Восток. На пути к Гималаям". Если бы выставку показали в парижском музее "Карнавал", специализирующемся на экзотике, все бы развели руки от восторга: есть мандалы, свитки, свидетельства о восхождении к вершинам премудрости (видеофильмы), есть сложенные из кирпича алтари (напоминающие то ли домашний крематорий, то ли дачную печурку), есть комнаты для медитаций (похожие на дискотеки), есть тренажеры (как у космонавтов) для достижения нирваны. Для безнадежно тупых висит гигантское туристическое фото Гималаев. Для жаждущих развлечений - аттракцион Саши Пономарева "Далайлама. Океан мудрости" (с экрана, на который проецировался видеофильм, художник дул на длинющий натуральный аквариум, дабы поднять волну - и волна-таки подымалась). Не знаю, как насчет мудрости, но технической смекалки Пономареву не занимать. Кому и этого мало: каждый день на Манеже в шесть часов проводятся дефиле и перформансы по поводу (и без повода) тибетского бытия. Сам-то лично побывал на дефиле моды Кати Филипповой. Манекенщицы - цветущий миндаль, платья - как из давнего пионерского фильма "Королевство кривых зеркал". Чтобы сделать такой couture (ну просто по кулинарной книжке Елены Малоховец), нужно спуститься на любой ближний оптовый рынок, накупить вьетнамских тряпок и нашить на них то, что осталось в семье от давнишнего чехословацкого стекляруса. Жутко эффектный прикид, особенно для выходящих в полночь к трем вокзалам.

Из Малого Манежа путь в Большой. Все друзья и знакомые клялись и божились, что больше никогда их ноги не будет на этом отвратительно-салонном, кичево-лавочном, безвкусно-консумеристском и "охотнорядском" "Арт-Салоне". И все пришли. И это при том, что Станислав Юрьевич Каракаш, директор Большого Манежа, специально никого не приглашал. "А зачем вашу искусствоведческую братию приглашать? Все равно какую-нибудь гадость напишите, - конфиденциально признался СЮК. - Поэтому никаких "прессух", фуршетов и банкетов. Просачивайтесь, кто как может. Вы же это умеете!" Умеем. Просочились. Станислав Юрьевич - невообразимо скромный и деликатный человек. Действительно, зазывать на это мероприятие было бы крайне неприличным. Это как французы говорят: "Только русские могут сказать: "Понюхайте, как это плохо пахнет". Если плохо пахнет, то зачем давать нюхать?" И точно, художественный парфюм стоял невообразимый. Выставка явно не для эстетов-аллергиков. 60 стендов, занявших три четверти Манежа (больше почему-то не набралось), разили не столь разнообразными одерами: чуть лаковая недоабстракция для интерьера не слишком состоятельных, что-то под шишкино-левитано-саврасово-киселево-туржанского для тех, кто слышал о "русских Sotheby's", но жадничает купить билет до Лондона (а жена-то хочет), что-то из доморощенной "камасутры", которая эстетически и не за дорого может украсить две всегдашние санкабинки любой квартиры. Новоявленные эстеты липнут к стендам фотографии - там продают хоть и свежие отпечатки, но с негативов старых мастеров Игнатовича, Шайхета и др. За 200-300 долларов можно стать коллекционером старинной фотографии. Для пришедших просто поглазеть тоже есть дивертисмент. Какая-то жутко провинциальная галерея (хотя, может быть, и московская) показывает перформанс с искуственным дымом, арт-мусором, плохими картинками, подносом с красным вином и блуждающим среди всего этого "ангелом" с крыльями - то ли самим автором, то ли нанятым статистом. "Ангельский чин" давался персонажу с трудом - дыма становилось все больше, стаканов с "красным" все меньше, движения "ангела" все более заторможенными. Перформанс восприняли как аперитив перед юбилейной выставкой Ивана Лубенникова, которая вскрывалась тут же на втором этаже.

В принципе ничего нового Иван Лубенников, некогда лидер "молодежного искусства", не показал. Коротко говоря, его тема и стиль - распаренный секс в русской бане, протопленной по-черному: если кустодиевских пышных красавиц посадить на щадящую диету, а потом пройтись по ним ламповой копотью да подцветить рефлексами от огурчиков и помидорчиков, то будет Лубенников. Единственно приятна стабильность творчества художника, его витальность и неколебимое никакими излишествами здоровье. Так и слышишь слова престарелого, но бодрящегося Пикассо, адресованные приятелю: "Ну как? Вчера занимались... И сколько раз? А у меня четыре получилось!" Тоже радости.

На третьем этаже Манежа - Лев Мелихов. Леву любят все, и Лева любит всех. А потому у его фотовыставки успех сногсшибательный. Пришли друзья, чтобы посмотреть друзей, пришли и давно враждовавшие, чтобы перед снимками чокнуться стопариками и умилиться. Лева Мелихов не считает денег для покупки пленок и качественной печати. Он забирается черт знает куда, чтобы снять Москву с самой высокой точки, подлезает Бог знает куда, чтобы срифмовать модерновую решетку с ее тенью на снегу, "щелкает" богему (все авангардистские выставки 70-90-х на его пленке), авторитетов богемы, авторитетов политики... Всех. Среди московских фотографов кто-то "москвовед", кто-то "пиктореалист", конструктивист, провокатор-хулиган, просто репортер. Мелихов - это Мелихов: звучит не хуже, чем Довгань. Это московская душа. А уж какая душа - извините: что выросло, то выросло...

Олег Кулик - тоже душа. Точнее, "душка" московского современного искусства. По крайней мере таким он выглядит в представлении художниц, сделавших в его честь выставку √ аккурат на Пасху, в галерее "Риджина". Художник-"тарзан", кусающийся, лающий, лакающий с собаками из одной плошки, артистически поднимающий в случае нужды правую заднюю, дождался к сороковой године всефемального почитания. "Наш ласковый и нежный зверь" - набор подношений от слабой половины своры большому арт-кобелю. К сожалению, все как-то по-женски: маленькие пластические игрушки (для жевания?), шкурка татуированного поросенка (для лежания?), котяра в клетке (для терзания?), щеночек в клетке (чтобы помнил имя свое?). И наконец, абсолютно голая художница Лиза Морозова, решившая оспорить право арт-самца, пошла по галерее метить дурным парфюмом неосторожно подвернувшихся арт-критиков. Бойтесь, тусовщики, - на следующих вернисажах она вас опознает, а уж затем... Ну ничего, ничего...

P.S. от Михаила Боде

Пасха. Теперь все (или почти все) разрешено. Можно оттянуться. Что и делает в этот понедельник галерея "Манеж". Окрыленная прошлогодней выставкой "Красное сухое", галерея решила поднять градус. Дадут "Белое крепкое" (то есть водку), а вместе с ним работы художников Сергея Базилева, Ольги Гречиной, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Дмитрия Крымова, Андрея Волкова etc., а также выступления литераторов Вячеслава Пьецуха, Владимира Салимона, Евгения Попова, Николая Климонтовича и т.д. √ словом, всех тех, кто не забыл, как надо "квасить".

Во вторник кто-то пойдет смотреть в ЦДХ на "Память тела. Нижнее белье советской эпохи", которую в прошлом году показывали в Петропавловке, а кто-то двинется в Лаврушинский полюбоваться Александром Дейнекой из Курской областной галереи.

Бельем и закончится вернисажная неделя - 21-го Британский Совет на площадке Московского Центра искусства продемонстрирует свое чисто английское исподнее.