Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Diary Михаила Боде
Дата публикации:  8 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Жаркая во всех отношениях выдалась предпраздничная неделя. Почти каждый день - дежурный Hennessy, толпы взмыленных арт-марафонцев, ломающих и без того больные головы, куда бы ринуться - то ли по следам неутомимой Ольги Свибловой с ее фестивалем "Мода и стиль в фотографии", то ли по лабиринту галерейных боксов ярмарки "Арт-Москва" в ЦДХ. Помимо этого - куча мелких выставок да еще перформансов большей или меньшей степени курьезности и придурковатости. Раскладывая пасьянс пригласительных билетов, попробуем восстановить картину перетусованной недели.

Фото Игната Данильцева

Нужно быть записным модником (точнее, модницей) и беспощадным к своему здоровью стилистом, чтобы за несколько жарких дней обежать все выставки фотофестиваля. Нужно уважать в себе ценителя фотографии, чтобы из них выбрать и спокойно осмотреть две или три. Рекомендую, если будет позволено, посмотреть на фотографии парижских мастеров Эжена Атже (Дом фотографии) и Робера Дуано (Новый Манеж). Оба терпеть не могли туристического Парижа с набившими оскомину достопримечательностями, оба не ленились кружить с двухпудовым фотоснаряжением по его предместьям и не слишком импозантным закоулкам, оба считали себя исключительно документалистами, а не фотохудожниками. Оба в этом смысле обманывали себя. Париж Атже эпохи "около 1900 года" - огромный музей фотографических "слепков", снятых с начавших исчезать к тому времени старинных кварталов: типично парижская физиология - картинные разносчики с картинными же витринами магазинчиков, живописные виды окраин и парки незамысловатых аттракционов. Объектив Атже, кажется, вытянул все соки из старого Парижа и тем самым увековечил его. Эта художественно убитая натура спустя годы поразила сюрреалистов, определивших место фотографа среди мэтров "метафизического искусства".

Робер Дуано - шансонье от фотографии. Каждый его снимок - небольшая история или анекдот. Он мастерски привирает, когда делает якобы репортаж с парижских улиц, когда "случайно" щелкает с разгона целующихся влюбленных, "варежки" туристов, разинутые перед Джокондой, солидного месье,осторожно косящегося на обнаженку в витрине, рыбака, поймавшего самого себя на удочку, и мальчишек, только что отмочивших ловкую каверзу. Когда Дуано снимает озорных демуазель Менильмонтана, вспоминается Азнавур, когда его камера застукивает оторопевшего полицейского или консъержку, напрашивается что-то ехидное из репертуара Брассанса. Словом, репортажи Дуано - это больше чем правда о Париже 50-х. И мода на них не проходит.

Роберт Дуано. Женщины его мечты, 1952 г.

Обязательная программа "Моды и стиля" (Атже и Дуано - так сказать, внеконкурсные показы) радует как законное, но слишком длительное супружество: все мило, но привычно, даже если есть какие-то перемены, то они не бросаются в глаза. Конечно, Жерар Юфера - хороший фотограф, но видеть снятых им жриц подиума подряд на двух выставках и в таких количествах - не слишком ли? Дуплетом экспонированный наш Александр Гринберг (в "Артистическом кафе" и в ГУМе) уже несколько примелькался. Ясно - мэтр "пикториализма", понятно, пострадавший при режиме классик. Но который год открывать страницу забытой истории - не странно ли? Мастерица же затуманенных фотосновидений, француженка Сара Мун, кажется, вообще не уезжала из Москвы, точнее из Большого Манежа.

Радует стабильность. Наши роскошные глянцевые журналы по-прежнему упорно пытаются достичь уровня западного гламура. И достигнут. Когда-нибудь.

Стабильно и на фронте современного искусства. Что и показала прошедшая ярмарка "Арт-Москва". Отечественных галерей класса "fine" по-прежнему немного, но выступили они сплоченной когортой под знаменами Марата Гельмана, Айдан и Елены Селиной ("XL-галерея") с по-западному холодно-провокационным искусством наперевес. В их ряды влились несколько арт-коммерческих подразделений из Германии и Австрии. Пермские, уфимские, махачкалинские и тбилисские союзники столичных галерей тоже не остались в стороне. Окруженная валом нон-профитных экспозиций латышей, шведов, нашего Госцентра современного искусства да еще с выдвинутыми редутами частных московских коллекций contemporary art и натуральными противотанковыми ежами (такая инсталляция) перед ЦДХ, "Арт-Москва" выглядела неприступной крепостью. Не случайно бегал и ползал по ярмарке голый огнеметчик Герман Виноградов с газовой горелкой на причинном месте. Вероятно, к чему-то готовился.

Понятно, что если есть линия обороны, то должны быть и атакующие ее. И как положено, неприятель появился - и внешний и внутренний. Анатолий Осмоловский давно партизанит на магистралях московского современного искусства, периодически пуская под откос (разумеется, в интеллектуальном смысле) арт-семинары вместе с ихними заводилами и проводя акции устрашения под девизом "Долой коммерческое искусство!". И в этот раз не обошлось без акции: радикал таки срезал (в буквальном смысле) и изъял из экспозиции чью-то работу. Не все, правда, успели оценить диверсию - операция проводилась почти секретно.

Пока проходил этот "левый" рейд по тылам, главный удар был нанесен в цитадель московского современного искусства. Экспедиционный корпус "Художественной воли" из Санкт-Петербурга во главе с Тимуром Новиковым и при содействии московских коллаборационистов из "Правого фронта освобождения искусства" устроили в галерее Гельмана зачистку. Предав анафеме московских "актуалистов", публично обнажающихся, увлекающихся порнографией, портящих иконы, прилюдно совокупляющихся с животными, испражняющихся в местах культурного назначения, говорящих на заумном языке и назойливо цитирующих иностранных инструкторов культа, патриарх "нового русского классицизма" неумело спалил "Художественный журнал", "Комод", "Ракурс", "Радек" и прочую арт-бесовскую периодику. Кончив гонять чертей, блаженный со свитой сошел в галерею Гельмана, дабы насладиться сценами корчащихся в карикатурных мучениях московских "актуалистов". Вечером следующего дня заезжий инквизитор отечески обнимал Айдан - в ее галерее открывалась выставка "Тимур Новиков. Горизонты".

PS Для тех, кто в прошедшие дни не успел набраться современного искусства, есть шанс добрать. До 10 мая в ЦДХ будет демонстрироваться "Мастерская Арт-Москвы": 26 избранных современных художников показывают на стендах выехавших после ярмарки избранных же галерей то, что они могут сделать и без кураторов и без галеристов. Маленькая подтасовка: все 26 - галерейные художники, и показывают они в ЦДХ то, что обычно показывают у Айдан, Гельмана и в "XL". Организаторы предупреждают: вход детям до 16 лет категорически запрещен. Ясно?

10-го же в галерее Гельмана израильский художник Юваль Шаул даст урок "Географии". Видимо, речь идет об артистическом переделе мира.

И снова 10-го. И снова о географии. Один из участников зачистки в галерее Гельмана Алексей Беляев-Гинтовт сотоварищи покажет в Музее архитектуры проект "Новоновосибирск". Вероятно, не без питерской подсказки, художник предлагает перенести столицу из Москвы куда-то на Енисей и отстроить ее как-то неоклассически.

11-го в галерее МАРС выставка Евгения Гороховского "Созерцание вещей-явлений". Кто не созерцал Гороховского в "А-3" - в МАРС!

С 7-го в Историческом музее выставка "Славься ввек, Бородино!". Не слишком понятно, по какому поводу. Однако приятно посмотреть на реликвии.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Боде, Diary-5 /26.04/
"Нижнему белью советской эпохи" - самое место в гардеробе Исторического музея: подштанники с потайным карманчиком для пенсии; бюстгальтер с рядами страховочных крючочков... О памяти тела повествует и выставка Александра Дейнеки, сделавшего себе имя на ваянии героических торсов. На "Арт-Москву" можно приводить детей.
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /16.04/
В конце апреля начинается пик выставочного сезона: почти одновременно откроются фотофестиваль "Мода и стиль в фотографии" и ярмарка современного искусства "Арт-Москва". Те же, кому лень на этот пик взбираться, выставляются сейчас напропалую.
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /09.04/
Можно не ходить туда, куда советует Боде. Но ходить туда, куда он не советует, значит подвергать свое эстетическое чувство тяжелым оскорблениям.
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /02.04/
На вернисаж ходят - себя показать. На выставку - красоту посмотреть. Наш отважный исследователь художественных джунглей Москвы снова зовет Вас за собою.Запомни, любитель искусства: куда Боде - туда и тебе!
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /27.03/
Хотя главные вернисажные калибры дали дружный залп на прошлой неделе в Третьяковке, Музее личных коллекций и Доме фотографии, с 27-го по 30-е в столице будет что посмотреть. Выставка Игоря Ширшкова "Погружение в алфавит", фотопроект Юрия Аввакумова "24 кадра", "Неделя декора" на Делегатской и многое другое.
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru