Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Diary Михаила Боде
Дата публикации:  15 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Увы, с российской провинциальностью ничего нельзя поделать. Все к нам приходит с большим опозданием. Лет десять тому назад мне довелось познакомиться в Ленинграде со странноватым художником Андре Рафрэ. Тогда на выставке в Русском музее убеленный сединами француз показал свои огромные копии холстов Пикассо, Брака, Матисса и других столпов модернизма, скрупулезно нарисованные цветными карандашами. Спросил: "К чему такое китайское рукоделие в наш-то компьютерный век? Можно ведь переснять а то и сканировать?" Мэтр ответил: "Хочу изучить валеры (то есть, тончайшие градации цвета). Ах, это такая утонченная живопись!" Посмотрел я в глаза месье Рафрэ - шутит ли? Какие там могут быть валеры? Чай не "малые голландцы" - но по беспричинно-счастливому взгляду понял: нет, не шутит. Нынче в московском Музее архитектуры увидел его местных последователей: Алексея Гинтовта, Андрея Молодкина и Глеба Косорукова.

Они терпеть не могут модернизм, любят классический рисунок в том виде, в котором его преподносят пособия для поступающих в Строгановку, но тоже брезгуют кистями и палитрой, подходя к холсту. Рисуют синими шариковыми ручками BIC. Рисуют аполлонов в заснеженных российских просторах, чеканят штрихами золотой колос ВДНХ в енисейских долинах, вычерчивают почему-то заблудившуюся в сибирских льдах атомную подводную лодку. Говорят, имеют цель - основать новую столицу "Новоновосибирск" где-то между Обью и Леной. Давно хотят - года два назад свой проект они уже показывали на ярмарке "Арт-Манеж" и на Форуме художественных инициатив в Манеже Малом. Публика тогда деликатно улыбалась, критики сочувственно кивали - мол, ничего, пройдет. Не прошло. Что видно по лучистым взглядам художников a la Рафрэ. Приятель-психиатр, поднаторевший на выставках современного искусства, заключил: "Легкое расстройство дискурсивности".

Ну никак не хотят современные художники пользоваться традиционными инструментами - кистями и красками. В галерее Гельмана израильский художник показал коровьи шкуры. Не просто шкуры, а шкуры-географические карты. Выставка так и называется: "География". Видимо, Юваль Шаул припомнил архаические каино-авелевские времена, когда объясняться лучше всего удавалось на шкурах. Но вполне возможно, художник пресмотрел фильм "Чапаев", в котором главный персонаж эксплицирует новую тактику, пользуясь вареными картофелинами. Наглядно и доходчиво. У Юваля Шауля есть все: ворсистые Европа и Азия, клочковатые Северная и Южная Америки, мохнатые океаны - Атлантический и Тихий. Полагаем, к следующей выставке художник сошьет из шкур глобус. Если, конечно, не вмешается Общество защиты животных - шкуры-то натуральные.

Галерея "Новая коллекция" продемонстрировала то, что художник может сделать руками - то есть нарисовать - и то, чем он может себя репрезентировать, нажав на кнопку "мыльницы". Один, Кирилл Челушкин, вырисовывает то, что у него "Изнутри" (таково название выставки). Рисует, видимо, долго и вдумчиво. Красивые графические завихрения, напоминающие первые ренессансные самогонные аппараты или самодвижущиеся колесницы, патент на которые давно застолбил за собой Леонардо да Винчи. Сопроводительный к выставке текст начинается так: "... вернувшись из города Парижа, Челушкин быстро адаптировался и окунулся в нордическую реальность московской социо-культурной среды..." и заканчивается: "... обретает поистине патетическое звучание в духе развитого классицизма (не путать с неоклассицизмом)". Ни начало, ни конец не проясняют замысла затеи. Другой экспозиционер "Новой коллекции", Игорь Литвинов, въехал в галерею на "Бронепоезде" (таково наименование его проекта). Понятно, жить россиянину в украинской столице Крыма скучно, хочется подвига. Где его взять? На запасных путях Симферопольской-товарной. Там и стоит забытый всеми бронепоезд - символ герильи и сопротивления. Отснятые Литвиным заклепанные бока бронепоезда в столице могли бы, конечно, принять и за новый минимализм. Но не принимают. Искушенные в кунштюках столичные критики, которых буклет призывал "исследовать как-то фактуру, толщину и рисунок" стального динозавра √ ну, в общем, отзывчивости не проявили.

Ирину Нахову в столице любят. За проживающей в США отечественной нонконформисткой - большое творческое досье. В том числе и исторический московский аукцион Sotheby's, после которого советский андерграунд вошел в моду. При каждом своем наезде в Москву она радует местную публику каким-нибудь арт-аттракционом: ее объекты то пищат, то болтают без умолка, то крякают, то раздуваются. Года два назад она показывала в галерее "XL" свой "Большой красный" -эдакий огромный надувной презерватив, облепленный маленькими детишками-презервативчиками. Подойдешь - встает и разбухает, отойдешь - опадает. Курьезный объект был закуплен Госцентром современного искусства. Для чего бы? В этот раз Нахова показала таких же дутиков - подвешенные к потолку красные (снова красные) надувные шарики-ангелочки, скопированные с известной картины ренессансного (опять этот Ренессанс) Жана Фуке "Богородица с младенцем в окружении ангелов". Понятно, что инсталляция вещает о чем-то женском. Вернее, о чем-то предупреждает. Но о чем? Двое критиков, писавших в каталог, героически пытались объяснить суть действа. Дружно запутались в определениях "ренессансная Барби", "эротическая бутафория" и "повальный симуляционизм". С последним согласен.

P.S. Что ждет на неделе?

14 мая в "Институте проблем современного искусства" (а что, правда, есть?) некая Ольга Киселева афиширует проект "Where are you?". Институт не институт, а просто последний этаж дома на Сретенском бульваре, где некогда была мастерская Ильи Кабакова. На приглашении - почтовой карточке - химера Нотр-Дам взирает на распластанный Париж. Сказано - химера.

В ЦДХ 15-го откроется 6-я Международная выставка архитектуры и средового (ей-богу, так и написано в пригласительных билетах) дизайна - АРХ-Москва. Пять дней можно будет смотреть на то, как следует модно обустроить свою квартиру и где, в каком районе, нужно престижно селиться.

Кто 27 апреля не узнал, как можно перешить ватник в модный прикид, как следует затянуть себя скотчевыми бандажами, дабы выглядить крутыми "черепашками-ниндзя", тот 15-го же должен зайти в "L-галерею", что на Октябрьской улице. Там продолжается "Дефиле в гардеробе". Радикальные модельеры покажут, что такое contemporary fashion и contemporary art. Дефиле может сопровождаться скандалами - в апреле перформансисты кому-то из публики заехали тортом по мордам. Но Бог милостив. На этот раз, полагаем, обойдеться.

С 16 мая в Третьяковке покажут Эрнста Фукса, крутого, но позднего сюрреалиста-эротомана из Вены. Лет пять тому назад его уже показывали в Москве. Народу нравилось. Выставка для любителей "клубнички". Заходить, естественно, лучше без детей.

В тот же день в ГМИИ Пушкина откроют выставку "Пантикапей. Археологический образ исчезнувшего города". Для серьезных людей, любящих настоящую классику отечественного разлива (Пантикапей - наш город). Самым любящим античность подарят альбомы с документацией о раскопках.

17-го в недавно открывшейся на Фрунзенской набережной галерее "RusArta" выступят художники из Новокузнецка (настоящего Новокузнецка, а не из какого-то "Новоновосибирска"). Группа "Круг чистых" (Валерий и Марина Колотвины, Михаил Медведев и Юлия Бессонова-Брыксина) дадут почувcтвовать москвичам, что есть нынешняя абстракция. Убедят ли?

А в скором времени, говорят, подвезут из Петербурга выставки Энди Уорхола и учеников Казимира Малевича. Первого - в ГМИИ, второго - в Третьяковку. И запируем на просторе!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /08.05/
Нужно быть записным модником (точнее, модницей) и беспощадным к своему здоровью стилистом, чтобы за несколько жарких дней обежать все выставки фотофестиваля. Нужно уважать в себе ценителя фотографии, чтобы из них выбрать и спокойно осмотреть две или три.
Михаил Боде, Diary-5 /26.04/
"Нижнему белью советской эпохи" - самое место в гардеробе Исторического музея: подштанники с потайным карманчиком для пенсии; бюстгальтер с рядами страховочных крючочков... О памяти тела повествует и выставка Александра Дейнеки, сделавшего себе имя на ваянии героических торсов. На "Арт-Москву" можно приводить детей.
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /16.04/
В конце апреля начинается пик выставочного сезона: почти одновременно откроются фотофестиваль "Мода и стиль в фотографии" и ярмарка современного искусства "Арт-Москва". Те же, кому лень на этот пик взбираться, выставляются сейчас напропалую.
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /09.04/
Можно не ходить туда, куда советует Боде. Но ходить туда, куда он не советует, значит подвергать свое эстетическое чувство тяжелым оскорблениям.
Михаил Боде, Diary Михаила Боде /02.04/
На вернисаж ходят - себя показать. На выставку - красоту посмотреть. Наш отважный исследователь художественных джунглей Москвы снова зовет Вас за собою.Запомни, любитель искусства: куда Боде - туда и тебе!
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru