Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010605_bode.html

Diary-9
Михаил Боде

Дата публикации:  5 Июня 2001

Из книги "Философия Энди Уорхола": "Даром пропадает любое пространство, в котором содержится искусство". (Прошу прощения за чужой дурной перевод.) Стоило бы добавить: "Искусство тоже пропадает. В том числе - и самого Уорхола". Основание к такому заключению дает выставка знаменитого поп-артиста в ГМИИ Пушкина. Каюсь, сам на нее зазывал.

Если можно убить Уорхола, то только таким музейно-методичным способом: повесить на мраморных стенах среди мраморных же колонн картинку за картинкой (из каждой серии по одной-двум штучкам) с правильными паузами, ничуть не думая, что показываешь не старую голландскую гравюру, не шедевральные произведения, а тиражную арт-продукцию - шелкографии, которые нужно тупо гнать сериями, метр за метром. В этом ведь и заключается один из принципов Уорхола - доконать зрителя монотонным перечислением банальностей и штампов, будь то банки "Campbell's", "Кока-Кола", "Доллары", "Электрический стул" или "Мао", "Элвис Пресли" и "Мерилин Монро". Этим же визуальным и текстовым мусором заполнены бесчисленные фильмы Уорхола и его знаменитый роман из записей телефонных разговоров и "Дневники" - апофеоз высочайшей скуки и пофигизма.

Апофеозом же музейной выставки стала какая-то чудовищная траурно-коммерческая капелла с шелкографиями и иконостасом из черно-красного автопортрета Уорхола "Кресты", к которому нужно приближаться, минуя "Доллары" и супы "Campbell's". Короче, неловко помянули. "Уау!" - воскликнул бы Уорхол, если бы был жив.

Трудно себе вообразить, что бы сказал Уорхол, осмотрев в "L-галерее" посвященную ему выставку российских актуальных художников "Warhol Connections". Может быть, еще одно банальное "уау!". Это было бы правильной оценкой банальной по замыслу концепции, суть которой (по пресс-релизу) заключается в том, что "выставка включает в себя работы, напрямую посвященные классику американского поп-арта; произведения, в которых видны прямые цитаты и заимствования из работ Уорхола, а также практика копирования российскими художниками различных уорхоловских художественных стратегий". Хлебом не корми, любят у нас посвящать знаменитостям стайные выставки. Некогда были "Современные художники - Малевичу", "Мы - Раушенбергу". Теперь "Мы - Энди Уорхолу" (не шучу, это подзаголовок выставки). Такое ощущение, что вполне состоявшиеся московские и питерские художники внезапно впали не то что в детство, а, скажем, в отрочество и потянулись, словно абитуриенты, в приемную комиссию профессора поп-арта: мол, посмотрите, мэтр, этот этюд, как Вам? а с этой банкой супа я не очень перестарался? а правда, эта шелкография как у Вас? Пожалуй, единственный, кто отбился от этой команды, сделавшей Уорхолу коллективный Kiss или Blow job, был Авдей Тер-Оганьян. С простотой увальня-провинциала он наступил профессору на ногу, одарив мастера тиражной продукции супертиражным приспособлением - трафаретом "Мерилин".

А вообще-то, чтобы достойно и по-современному встретить выставку Уорхола в Москве, местным художникам нужно было бы просто убить папашу поп-арта (разумеется, в творческом смысле). Как в конце 60-х убили Марселя Дюшана французы новой генерации - Жиль Айо, Эдуардо Аруайо и Антонио Рекалкати, - набив ему морду, спустив с лестницы и похоронив его под звездно-полосатым флагом (все, конечно, на картинках). Увы, на это не приходится надеяться. На днях в петербургском Эрмитаже открылась выставка одного из отцов французской послевоенной абстракции Пьера Сулажа. В сентябре выставка переедет в Москву. Поговаривают, что московские абстракционисты готовятся к коллективному величанию мэтра . Вероятно, будет "Мы - Пьеру Сулажу".

Другая важная веха выставочной недели - "Формулы Павла Филонова" в Московском центре искусств на Неглинке. И снова выставка - из Петербурга (из Русского музея). Создается ощущение, что вся художественная погода наступает на столицу с севера. Ну да ладно. Выставка рассчитана на тех, кто устал от беготни по галереям, бутикам и кинозалам "Недели Уорхола", кто любит вдумчиво постоять перед картиной, кто стосковался по шедевральности, по неспешному всматриванию в мозаику штрихов и пятен. Короче говоря, удачно появилась эта выставка - по контрасту с Уорхолом. Филонов - мученик своего "аналитического искусства", вивисектор формы с тяжелой рукой, затворник и аскет, еле допускавший в свою лабораторию учеников и не выпускавший из нее своих произведений. Филонов - столп некоммерческого искусства, ни разу в жизни он не продал ни единой работы. Повторять такого художника глупо и нелепо. Выставки "Мы - Филонову", слава Богу, не дождемся.

PS: Лето. Замедляется выставочный бег. Подбираются последние экспозиционные крохи. И все же. До 30 июня в галерее "Новая коллекция" можно посмотреть на выставку-итог проекта группы Fenso (Василий Смирнов и Антон Смирнский). Суть выставки не в картинках, а в том, как они забавно обрамлены.

5 июня в "РОСИЗО" открывается выставка графики некоего Бабрушева. Словом, кот в мешке. Организатор - периодически исчезающая галерея "Велта".

С 9 июня в ГМИИ им. Пушкина выставка "Искусство викторианской эпохи. Из собрания Лондонской Королевской академии художеств". Будет салонная живопись XIX века, но, говорят, и "Прерафаэлиты".

7 июня на Большой Ордынке в офисе "Крейслер" вроде бы открывается какая-то загадочная выставка зарубежных художников.

Наконец, 9 июня открывается Венецианская Биеннале. Наш павильон занимают Ольга Чернышева, Сергей Шутов и Леонид Соков, живущий в США. В последующих обзорах обязательно расскажем, что изо всего этого вышло.