Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010609_bode.html

Diary-11
Михаил Боде

Дата публикации:  9 Июня 2001

Золотое правило экспозиционеров: "Хочешь, чтобы выставку посмотрел зритель, - устраивай ее с сентября по июнь, хочешь, чтобы у выставки была пресса, - открывай ее в июне-августе." Оно и понятно: журналистам просто некуда деться - летний "событийный голод", а полосы-то заполнять чем-то надо. И тут музейщики и галеристы вольны вываливать на стены и стенды все залежавшееся - все равно журкорпус съест.

ГМИИ Пушкина стыдливо и по чуть-чуть показывает в своем филиале - комнатках Музея личных коллекций - "Искусство викторианской эпохи". Что дает повод признаться - у музейщиков все же есть искусствоведческая совесть. Как следует из пресс-релиза: "Выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с одним из самых интересных периодов истории английского искусства." Действительно, если не считать "прерафаэлитов", искусство Британии XIX века жутко уникально и интересно тем, что ничего интересного в нем не было. О том, как постепенно закисало и подвяливалось местное салонно-академическое искусство, как оно безнадежно шарило по карманам итальянского Возрождения, старых фламандцев, французского маньеризма, Веласкеса, как пыталось продлить жизнь недавно скончавшемуся Констеблю, как слюнявило странички шекспировских пьес, рассказывает коллекция из 25 картинок Королевской Академии Художеств из Лондона. Имена этих академических мэтров так же знакомы нашему зрителю, как британцам фамилии авторов костромских "примитивов". Впрочем, не совсем так - имеется Джон Эверетт Миллес. Но какой! Не тех героических времен, когда он вместе с собратьями-"прерафаэлитами" Россети, Хантом, Вульнером и др. хотел увести английскую живопись подальше "за Рафаэля", в средневековато-ремесленное кватроченто, когда выстаивал под косящей критикой Чарльза Диккенса, писавшего: "Вульгарнее Миллеса быть ничего не может..." Нет, речь идет о позднем Миллесе, когда он уже утопил свою "Офелию", растерял друзей (Вульнер сбежал в Австралию, Хант - на Восток, Россети забрался расписывать на леса Союза обществ в Оксфорде) и получил последний критический пинок от журнала "Атенеум": "Натуралистичен и антирелигиозен!" Миллес пошел сдаваться в Королевскую Академию художеств, которую не столь давно поносил. Надо, полагать не для получения мастерской, как некогда при приеме в Союз художников, а чтобы накормить свое голодное честолюбие. На конкурс соискателей академической степени (кстати, вся выставка состоит из подобных "соискательных" работ) Миллес лихо отмахал женский портретик, поклонившись академикам "Воспоминаниями о Веласкесе". Нет, правда, чудный портретик. На фоне остального - просто шедевр. Остальное - это "Отверженные" Ричарда Редгрейва, где папаша, моралист-садюга , словно в мыльной опере, пафосно изгоняет в уэльскую снежную ночь дочурку с незаконорожденным младенцем, до душевной щикотки пюселяжная (в переводе на русский - прилагательное от "лапуля") "Дочь школьного учителя" Джеймса Сэнта, профессиональные древнеримские греки в "Предсказательнице" Эдварда Пойнтера. Фанаты фильма "Индиана Джонс. Последний крестовый поход" с удовольствием будут рассматривать руины "Ворот Большого храма в Баальбеке" Дэвида Робертса. Любителям живописной "клубнички" (с чешуйками) придется по вкусу "Русалка" Уджона Уотерхауса, о которой музейщики в пресс-релизе с трогательным формализмом написали: " Скрытая здесь тема неудовлетворенной страсти и недосягаемой женской красоты обращает нас (видимо, их - музейщиков) к одной из ведущих линий искусства Ар Нуво." Чтобы актуализировать и как-то приблизить тогдашнее британское искусство русскому зрителю, куратор выставки г-жа Анджела Саммерфилд привезла два показательных опуса - "Забастовку" Хьюберта Херкомера и "Революцию" Валентайна Принсипа. На одной картине семейство рабочего тупо смотрит на зрителя, на другой - вдрызг пьяная санкюлотка лупит в барабан. Г-жа Саммерфилд высказала предположение, что нам такая живопись должна быть близка и понятна. Вот так они, британцы, о нас думают.

И наконец, чтобы увидеть в лицо и запомнить имена всех сотворивших вышеперечисленных мэтров, в аванзале висит здоровый "Совет Королевской Академии художеств отбирает картины для ежегодной выставки" Чарльза Коупа. Схема живописно рассевшихся академиков приложена снизу. Все похоже одновременно на групповой портрет "Могучей кучки" и на комиссию по вывозу в ЦДХ.

Московский Дом фотографии так и не может притормозить после своего фотофестиваля и продолжает набивать обойму "Классики российской фотографии". Нынешний патрон - 90-летний Анатолий Морозов, демонстрирующий советскую милитаристическую фотосагу "Избранное. 1940-1970-е годы". Слов нет, войну Анатолий Морозов снимал вдумчиво, с чувством, картинно, но правдиво (хотя злые старые языки говорят, что все его опасные репортажи - сплошь постановки). Этим он и стал знаменит - откроешь любой том "Истории Великой Отечественной войны" любого издания - там Морозов с солдатом, расписывающимся на Рейхстаге, с лощеным капитулирующим немецким генералом, с колхозником, дарящим фронту очередной самолет, с портретом Сталина на паровозе. С такой же вдумчивостью и серьезностью Морозов после войны продолжал снимать будни советской армии и прославил ее, благодаря массе курьезов. Это же нужно было долго искать такие части, в которых солдат строем обучали па из "Спящей красавицы" ("Урок гимнастики"), где "Досуг" заключался в откровенном уличном мордобое, где офицерская жена отвлекает благоверного птичкой, а сама лезет к нему за пазуху за жалованьем. Вероятно, в прежние времена считалось, что такие снимки мило живописуют армейский быт. Вместе же с авторскими подписями фотографии сражают зрителя наповал.

Хит выставки - своеобразный диптих: офицер-парашютист и солдаты растягивают брезент. Подпись: "Бывают же чудеса. Во время прыжка у лейтенанта Б. не раскрылся парашют. Его поймали на растянутый брезент. А через две недели он снова прыгал!" Нынешним молодым всего этого не понять, да и не надо.

P.S. На следующей неделе ожидаются одно большое и несколько маленьких событий. Большое событие - 12 июня наградят лауреатов Госпремии по литературе и искусству.

Маленькие события. 12-го же в галерее "Файн Арт" заехавший из Амстердама Аркадий Насонов покажет инсталляцию и фотографии "Пустой Олимп". Это - про бывшее ВДНХ в настоящем состоянии. Выставка посвящена гуру "московского концептуализма" Андрею Монастырскому. Так что можно себе вообразить.

14 июня тоже инсталляция. В галерее "Велта", снимающей угол в РОСИЗО на Петровке, Марина Герцовская продемонстрирует, как "Голые бабы по небу летят...". Продолжение, надеюсь, знаете.

14-го же в галерее Марата Гельмана Александр Шабуров покажет, кто такие "Русские будды". Говорят, не так давно он их лично видел в Непале. Очень даже может быть - где только нашего брата нет?