Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010619_bode.html

Diary-12
Михаил Боде

Дата публикации:  19 Июня 2001

В современном искусстве идеи, находки, приемы и приемчики перемещаются по каким-то тайным каналам со скоростью, превосходящей интернетовскую. На только что открывшейся Венецианской биеннале демонстрируют компьютерный проект с летающими персонажами (подробнее о биеннале см. интервью с Игнатом Данильцевым), - и Марина Герцовская в галерее "Велта" запускает компьютерных летунов. В Венеции на главной выставке расставляют бронзовых будд, - и в галерее Гельмана Александр Шабуров отдает должное основателю одной из древнейших мировых религий. На выставке в лагуне старательно заполняют павильоны игрушками, - и Аркадий Насонов в "Файн Арте" устраивает игрушечный перепляс монументальных изваяний, украшающих павильоны бывшего ВДНХ. В Венеции все делается всерьез и задорого, у нас - шутейно, прикрывая бедность подобием юмора.

"Небесная графика" Герцовской и помогавшего ей фотографа Павла Киселева - несколько белых строительных сеток с нанесенными на них компьютерным способом фигур голых девчонок и мальчишек, белых и афроамериканцев. Репортеру может показаться, что молодняк застигнут при пожаре во время коллективного прыжка из окон известного заведения. Искусствовед натруженно вспомнит нечто похожее из закрученных росписей барочных плафонов. Предлагаю не вспоминать ни хронику происшествий, ни историю искусства. Проект интересен именно отсутствием какого-либо смысла, и никакими интеллектуальными туниками его прикрывать не стоит. Голое искусство. Его тоже нужно уметь ценить.

Из песен Высоцкого знаем, кто такие русские йоги. "Русских будд" у Гельмана показывает Александр Шабуров. Будучи в Непале, художник был очарован тем, как на лежаках под священными деревьями аборигены отдыхают в канонических буддистских позах - руку под голову. Вероятно, в этих положениях ему почудилось что-то родное, обломовское, и он предложил друзьям-приятелям попозировать перед его мыльницей. К тому же в Непале говорят, что если перед божеством принять такую же каноническую позу, то можно проявить в себе "природу Будды". Очень удобное поверье. Лежат художники, критики, кураторы и функционеры министерства культуры. Получившаяся фотосерия из более чем сорока снимков заполнила галерею Гельмана, превратившуюся в пляж или палату дома отдыха. И правильно, летом надо отдыхать.

Аркадий Насонов попытался пробудить у скучающей артистической публики теплые воспоминания о бывшем ВДНХ, ныне засиженном всевозможными лотошниками. Попросил фотографа Шефера сделать постановочные фотки - китчевые сувенирные поделки в пандан с монументальными изваяниями: кукольный ребятенок и бронзовый бык, дед-мороз и "Золотой колос", бронзовый фонтан и эскимосик из папье-маше... По мысли автора, это должно вызывать утробный смех. Даже не выдавливается.

А потом, заехавший из Амстердама Насонов, вероятно, запамятовал, что на ВДНХ московское современное искусство уже оттопталось. Так что: двери закрываются, следующая станция...

P.S. 18 июня в саду "Эрмитаж" пройдет дефиле авангардной моды. Похоже, современные художники смогли пристроиться к фестивалю уличных театров. 22-го выжившие после дефиле критики и художники подтянутся на обсуждение в Институт современного искусства на Сретенском бульваре, в мастерскую Ильи Кабакова.

19 июня Третьяковская галерея и ветераны "левого" МОСХа помянут ретроспективой художника Виктора Попкова (1932-1974). Никакого юбилея у него нет. Старшему поколению третьяковцев Попков люб за "суровый стиль", за жесткую кисть, которой он живописал старух и покосившиеся избы русского Севера, за шестидесятническую "Шинель отца" и за сермяжное воспоминание Курбе "Похороны в Орнане", вылившееся в местную деревенскую нетленку "Хороший человек была бабка Анисья". Тогда эта "Бабка Анисья" почему-то считалась почти что фрондой, знаком неповиновения официозу. Но главным образом Попков памятен той советской артистической богеме из-за сложившегося мифа. В 74-ом художник, будучи в изрядном подпитии, пытался снять на улице Горького у ресторана "тачку". "Тачка" оказалась инкассаторской. Попков неосторожно открыл дверь, раздался выстрел... Потом вся Москва судачила о том, что с художником расправились гэбисты.

19-го же в Государственном институте искусствознания (Козицкий переулок, 5) Польский культурный центр в Москве покажет выставку "Между фигурой и фоном. Живопись Томаша Чечерского и Ярослава Модзелевского". Раньше, в советские времена, в Институте был специальный сектор - "Искусство стран социалистического лагеря", сектор считался "левым" и пропагандировал умеренный модернизм стран Варшавского договора. Ныне сектора уже нет, но старые связи сохранились. Поэтому есть возможность вернуться на двадцать лет назад и посмотреть тогдашнее модное авангардно-социалистическое искусство.

И 19-го же в галерее "М'АРС" Алексей Орловский поведет на "Кирова, 24-102". Вероятно, это какая-то квартира-мастерская. Орловский - хороший график. Главное - чтобы не чудил.

Неугомонный Аркадий Насонов, приехав на побывку в Москву из Амстердама, заскучал по "совку". В галерее "Файн Арт" он отстрелялся выставкой-инсталляцией "Пустой Олимп", посвятив ее бывшему ВДНХ и бывшему гуру "московского концептуализма" Андрею Монастырскому. Продолжение его проекта "Юбилею исчезновения (10 лет без СССР)" - экспозиция "Дар Совы" в выставочном зале "Дом на Брестской" (улица 2-ая Брестская, дом 6). Чудной подзаголовок - "Выставка и книжка - посвящение бабушке". Значит - будет чудить.

20 июня Музей архитектуры с подачи Итальянского института культуры выставит в своем филиале - "Аптекарском приказе" - коллекцию муранского стекла XV-XIX веков из собрания римского Палаццо Барберини. Кстати, лучшие выставки следующей недели (с 25-го по 30-е) будут в том же Музее архитектуры.

И еще. Выставочный проект архитектурной фотографии Юрия Аввакумова "24" переезжает из Музея архитектуры в Московский Дом фотографии на Остоженку, 16. Справки - www.24photo.ru.