Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Diary-18
Дата публикации:  6 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выставочный сезон окончательно выдохся. Недельный полный штиль, который кончится лишь в среду, 8 августа, с открытием Форума художественных инициатив. Пока же идут смирные выставки-воспоминания. О своих художниках на неделе вспоминала галерея "Файн Арт" выставкой "Летние каникулы". Показала просто картины своих старых и молодых, талантливых и не очень художников - Вулоха, Снегура, Богдалова, Дубосарского и Виноградова и т.д. и т.п. Экспозиция очень удачно вписалась в нынешнее галерейное расписание, отмеченное то там, то тут дежурными ремарками - "Выставка художников галереи".

Внезапно отличился довольно консервативный Всероссийский институт искусствознания - вспомнил и отметил трагически погибшего 25 лет назад в Хьюстоне эмигрировавшего художника-нонконформиста Якова Виньковецкого. Со второй родины художника привезли и развесили в залах ВИИ аккуратно написанные полуабстракции, свидетельствующие о зорком оке ученого-кристаллографа и минералога (первая профессия Виньковецкого) и о его полурелигиозной философичности и шестидесятнической лирике (поэт - вторая профессия). Искусствоведы адекватно описывают его творения. Известный американский критик Джон Боулт, например, так отзывался: "Виньковецкий глубоко верил в целительную силу искусства. Как законченная картина, так и сам художественный процесс были для него необычайно важны, символизировали скорее акт сотворения, чем простое воспроизведение, философское проникновение, а не пассивное развлечение..." И дальше в таком же духе. Главное произведение Виньковецкого - трактат на 18-20 машинописных листах "Живопись как процесс и результат", существовавший в 25 экземплярах. Такое вот домашнее теоретизирование эпохи машинки "Эрика".

P.S. "Крестьянское искусство" перенесли. Московский центр искусства обещал его ко 2-му, а покажет 7 августа.

Напоминаем, что 8-го открывается Форум художественных инициатив.

9-го американский художник Джеймс Харбисон будет развлекать публику "Риджины" перформансом зажравшегося богатея - из долларовых купюр будет мастерить самолетики. Всего 666 штук. Проект так и называется - "666". Не для суеверных.

Необычные туры для обычных людей

8 августа в "Новом Манеже" открывается ставший уже традиционным Форум художественных инициатив. Нынешний Форум пройдет под девизом - "Туризм как искусство". Тема не слишком оригинальная, но любопытно, как ответят на нее наши художники. Среди участников Форума - программа "Escape". С ее инициатором художником Валерием Айзенбергом беседует критик Михаил Боде.

Михаил Боде: Программа "Escape" примет участие в нынешнем Форуме художественных инициатив. Для "Escape" Форум, - наверное, самая оптимальная площадка, поскольку сама программа задумывалась как своего рода инициатива художников, не связанных...

Валерий Айзенберг: ... с официозом.

М.Б.: С каким официозом?

В.А.: С установившимися в нашей художественной жизни структурами, институциями и организациями. Мы не хотели и не хотим в них входить. Мы создали свою структуру. Форум нам не только созвучен по названию - "инициативы", но и близок по способу показов художественных проектов.

М.Б.: Что будет показывать на Форуме "Escape"?

В.А.: Это будет неким продолжением наших последних проектов, среди которых "Бутик "Escape" на последней ярмарке современного искусства "Арт-Москва". Сейчас будет "Турагентство "Escape". И в том и в другом случае мы как бы воссоздаем привычные в социуме структуры - магазин, агентство, сервисные фирмы и службы...

М.Б.: Это симуляция?

В.А.: С точки зрения занимающихся искусством, разумеется, да - мы же это делаем в поле искусства. Но с точки зрения обычных людей, которые, бродя по городу, заходят в магазины и различные агентства, это самые натуральные сервисные службы, нормально функционирующие.

М.Б.: Программе "Escape" все равно где выставляться - это может быть и фестиваль современного искусства (как, например, фестиваль перформансов в Царском Селе), и художественная ярмарка (как "Арт-Москва" или "Арт-Манеж"), и Форум? "Escape" - это такой вездесущий вирус? Откуда он вообще появился? И что значит в данном случае escape? Откуда и куда это бегство?

В.А.: По отдельности члены группы так или иначе участвовали в разных мероприятиях, все же вместе мы начали делать проекты сравнительно недавно. В самом начале программа называлась "Espace". Тогда это просто обозначало место - крышу высотного дома на Таганке, где мы с Наташей Турновой устраивали выставки и акции. Потом, когда мы уже не могли выставляться в этом месте, название исчерпало себя. И я сбежал. Назвать программу "Escape" было моей инициативой. Название появилось прежде, чем ко мне присоединились другие участники проекта - Богдан Мамонов, Антон Литвин и Лиза Морозова. В принципе проблема ускользания и бегства интересовала меня с конца 80-х годов, у меня даже были работы, называвшиеся "Выскочки". Для меня escape - это не бегство куда-то, а пребывание в пограничной ситуации, то есть быть в готовности уйти, быть в состоянии escape. Так и наша программа, которая не стремится к определенному финишу.

М.Б.: Движение - все, конечная цель - ничто?

В.А.: Да, как говорили древние.

М.Б.: Нередко говорят, что в программе "Escape" участвуют лишь маргиналы, невостребованные галереями и иными институциями.

В.А.: Хороши маргиналы - Гарик Виноградов, Георгий Кизевальтер, Саша Панов! Я об этом слышу в первый раз. Но в принципе так можно сказать. Сейчас все ниши в нашем художественном мире заняты. Пустующих ниш нет. Надо просто создавать свои ниши. А для этого нужны новые люди или те люди, которые не входят в уже застывшие, заматеревшие структуры, в свое рода истеблишмент. Я не обольщаюсь на тот счет, что когда-нибудь и наша программа в свою очередь войдет в истеблишмент. Истеблишмент - это (помимо всех прочих значений) то, мимо чего никак нельзя пройти, обязательно наткнешься, упрешься взглядом. Это не только власть, а еще имя, звание. Кстати, вообще надо пересмотреть понятие "истеблишмент" в приложении к нашей художественной ситуации, в которой слишком много номинального.

М.Б.: Что подвигло художников присоединиться к программе "Escape" - идея проекта, личные связи или просто случай? Как набралась команда "эскейпистов"?

В.А.: По-разному. Но в основном это все личные связи. Такой пример. Летом 99-го года мы случайно встретились с Богданом Мамоновым в Израиле, в Капернауме у хижины Святого Петра. Для нас это был знак того, чтобы мы дальше вместе работали и не разлучались.

М.Б.: Ну просто встреча апостолов.

В.А.: А личные, чисто человеческие отношения важнее всех прочих. Это касается и групп художников, и институций, и даже каких-то коммерческих предприятий, например, галерей. И даже прием на работу осуществляется по принципу: подходит ли этот человек к сложившемуся коллективу или нет, развалит ли он его или, наоборот, еще больше сплотит.

М.Б.: Но на работу-то принимает не коллектив, а начальник, шеф. Он все решает. В "Escape" принимаешь ты? Ты - начальник?

В.А.: Кстати, интересный вопрос. Недавно мы приняли действительно на работу человека, и я его, так сказать, "тестировал" (было еще пять-шесть кандидатур). Но дело в том, что этого человека мне прислала Лиза Морозова. То есть и здесь работают личные связи.

М.Б.: Это значит, что вы заработали как нормальная контора?

В.А.: При наших проектах иначе нельзя. "Бутик" или "Турагентство" в одиночку не сделаешь. Мы работаем вчетвером. Это такое очень малое предприятие. А что касается твоего предыдущего вопроса, то должен тебе сказать: действительно, сам шеф принимает на работу, но ведь он принимает с оглядкой на коллектив, ему важно, чтобы все работали дружно. Здесь важна проблема взаимной адаптации.

Важно еще то, что мы работаем с окружающим социумом, программа "Escape" втягивает в свои проекты и сторонних людей и организации.

М.Б.: И многих втянули?

В.А.: Все, кто приходил и приходят на наши акции, так или иначе являются их участниками, в "Бутике" они участвуют в процедуре купли-продажи, в "Турагентстве" они заполняют необходимые анкеты, подписываются под договорами. В "Турагентстве" мы будем продавать самые настоящие путевки. Все будет натурально. Покупатели будут приобретать настоящие сервисные услуги - и одновременно участвовать в художественной акции.

М.Б.: И платить реальные деньги? Не испугаются ли ваши клиенты покупать путевки у художников?

В.А.: А мы работаем совместно с реальным турагентством, имеющим лицензию. Здесь все легально. У нас в боксе будет работать их представитель, который и станет заниматься финансовой стороной дела.

М.Б.: Чем же отличается турагентство "Escape" от обычного турагентства? Видимо, художники будут выступать в качестве менеджеров, организаторов туров, руководителей тургрупп, гидов?

В.А.: В первую очередь они останутся художниками. Можно сказать, что они будут художниками-гидами. Обычные турагентства работают в рутинном режиме, все туры известны, каждое турагентство похоже на все другие. Мы предлагаем эксклюзивные туры, мы помогаем обычным людям попасть в необычные ситуации. Туры будут продаваться всем желающим, но мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что отнюдь не каждый согласиться в них участвовать. Я, например, предлагаю тур по Нью-Йорку с подъемом на статую "Свободы", с заездом на на Либерти-айленд, где когда-то были контрольно-пропускные пункты для эмигрантов. Но перед экскурсией во внутренности "Свободы" туристам будут выдаваться арестантские робы. В таком виде они будут в полутьме и среди мрачных металлических конструкций - почти "Тюрьмы" Пиранези - подниматься по лестницам монумента демократии до верхних окон в короне статуи, через которые открываются прекрасные виды на вольный город Нью-Йорк. Короче, экскурсия-перформанс. В Музее Метрополитен я буду передавать экскурсантов Комару и Меламиду, которые с ними совершат художественно-терапевтические акции. Разумеется, никакое турагентство такие услуги предоставить не сможет.

Еще пример. Антон Литвин собирается везти туристов по Франции или Швейцарии на машине, в которой будет заклеен датчик топлива. Понятно, какое приключение ждет экскурсантов, но непонятно, где это произойдет, в какой момент. Богдан Мамонов предлагает совершенно эксклюзивный тур в деревню Матюшино, где все непредсказуемо. Эта деревня находится сразу за границей Московской области...

М.Б.: То есть опять заграничный тур?

В.А.: Да, но визу получать не нужно. Экономия. Хотя, кто знает администрацию Тульской области? В Матюшино масса развлечений и экскурсий. Например, утренняя (в четыре часа утра) рыбалка вместе с художником, завтрак, обед и ужин вместе с семьей художника, наблюдение заката солнца в обществе художника и т.д.

М.Б.: Видимо, такие туры должны стоить дороже обычных? Какие расценки?

В.А.: Конечно. Например, у Богдана Мамонова разрешается разбивать в саду палатку (палатку предоставляет программа "Escape"), разводить костры и готовить на них пищу, пользоваться плодами сада и огорода Богдана Мамонова... За все это - 700 у.е. на 10 дней с возможной пролонгацией тура.

М.Б.: Изрядно. Создание фиктивных производственных и сервисных фирм - теперь обычная практика западных художников. Чем от них отличается проект программы "Escape"?

В.А.: Да, известно, что Дамиан Херст делал "Аптеку", Фабрис Ибер занимался мыловарением и рекламой своего этого товара. Таких проектов полно. Но все эти художественные проекты не были доведены до конца. Все они работали именно в поле современного искусства, то есть на относительно замкнутой территории. Мы же не хотим замыкаться.

М.Б.: Это как понять? То есть - сверхзадача "Escape" это вообще выйти из пространства искусства?

В.А.: Да, конечно. Или тотально ввести искусство в жизнь, сделать его неотличимым от жизни.

М.Б.: Со временем перед участниками программы "Escape" неизбежно встанет проблема: оставаться ли в искусстве или уйти в сферу бизнеса, сервиса и прочих коммерческих занятий.

В.А.: Но ведь искушения сопровождают человека всю жизнь. Мы всегда стоим перед выбором. К тому же известно, что вот уже несколько лет наши художники почти массово уходят из искусства в другие сферы - в дизайн, в рекламу, а то и вообще начинают работать совсем не по специальности. Мы же остаемся художниками.

М.Б.: А станут ли художниками ваши клиенты, купившие художественно-туристические туры? Получат ли они сертификаты, удостоверяющие, что на время тура они стали современными художниками?

В.А.: Как-то не думал об этом. Надо будет этим заняться.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Боде, Diary-17 /25.07/
Обращение кураторов с современным искусством напоминает бесконечные манипуляции известного представителя отряда приматов с известным оптическим приспособлением. Как известно, не почудишь - не прославишься.
Михаил Боде, Diary-16 /18.07/
Хорватский дизайнер Чарльз Биллич, давно сбежавший в Австралию, теперь работает на Китай и прибыл в Москву как группа поддержки члена политбюро ЦК КПК Ли Ланьцина. Плакатыиллича изображают готовность китайцев, не считаясь с затратами, построить стадионы, а затем и победить на них.
Михаил Боде, Diary-15 /09.07/
Московская летняя выставочная панорама похожа на огромный, запущенный дачный участок. Ленивая огородная российская икебана творится как бы сама собой: грядут "Дни Баварии в Москве", презентация книги Немирова и многое другое.
Михаил Боде, Diary-14 /02.07/
Для одних венецианская биеннале - нечто мифическое и сакральное, для других, наоборот, раздражающе профанное. А Венеция - постоянно работающая огромная выставка с устоявшейся репутацией, достаточно консервативная в силу своего столетнего существования. Там есть своя политика, и игнорировать ее нельзя.
Михаил Боде, Diary-13 /27.06/
Попков в Третьяковке, Церетели показывает кубинского Ленина, архитектура банков и бандиты, среди "Пролетов и проемов" и "Еще одно все".
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru