Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010815.html

Diary-19
Михаил Боде

Дата публикации:  15 Августа 2001

Шестое лето вольнопрактикующий куратор Георгий Никич развлекает московскую тусовку своими Форумами художественных инициатив. Заодно пробуждает у нее воспоминания о весне нашего современного искусства, о конце 80-х, когда на молодежных выставках Союза художников молодые арт-самоделкины пытались эпатировать публику местным, самострочным contemporary art. Дефицит мысли покрывался КВН-ным весельем, а топорность работы - такого же рода находчивостью. Блаженные были времена: принес со свалки на выставку старый примус или дохлую крысу (о ней чуть ниже) - и ты инсталлятор, снял свалку - и ты фотохудожник, посчастливилось найти кусок фанеры и кисть-"дилижанс" - и пусть кто скажет, что ты не неоэкспрессионист. За неимением вразумительного определения (а его и невозможно было подобрать) все это называлось "молодежным искусством". Но молодость проходит, и иные из "молодежного" поумнели, профессионально заматерели и оперились выставками в серьезных западных галереях и центрах современного искусства. Другие решили остаться вечно молодыми и продолжать куролесить вместе с более юными проказниками. Именно для них и заведен в "Новом Манеже" летний пионерлагерь Никича - Форум художественных инициатив, путевки в который все больше стали получать молодые из провинции. Что и понятно, вдали от столицы взрослеют не так быстро. Остается добавить, что и время для Форумов выбрано удачно: в мертвый сезон изголодавшиеся по информационному поводу СМИ обязательно что-нибудь да расскажут про этот артистический капустник.

Форум любит играть во взрослые игры, любит передразнивать взрослых. В прошлом году, скорчив рожицу престижным западным форумам современного искусства "Документа" и "Манифеста", он назвался "Инструментой" и показал кучу забавных и каверзных аттракционов. В этом году его девиз - "Искусство как туризм". Тема не новая, но весьма подходящая нашему культурно-развлекательному мероприятию. Прокомментирована же она организаторами на замечательной (надеюсь, пародийной) смеси тяжелого искусствоведческого канцеляризма с бойким канцеляризмом рекламных объявлений: "Люди предпочитают воспринимать искусство на досуге. Также и турпродукты потребляются в свободное от работы время... Искусство, как и туризм, создается усилиями профессионалов в ходе соответствующих рабочих процессов... туристическое путешествие превращается в бегство, а счастье растворяется в пустотности символических ценностей... Туризм: по горам, по музеям, в автомобилях, в бассейнах, по городам, по ресторанам, с местным населением (М.Б. - это как?). Во что превращает все эти ценности туризм?" Ну вот, докомментировались.

Однако продолжим наши сравнения. Поездка в пионерлагерь - тоже своего рода туризм. В лагере же ребятня разбивается не только на отряды, но и кучкуется по интересам: есть следопыты-путешественники - классические туристы, есть любители травить байки, иных манит кружок "умелые руки", других не оттащишь от "живого уголка", кто-то пропадает на дискотеках, а кто-то просто оторва и шкодник. Следы пребывания каждого из них можно обнаружить на Форуме. "А мы были в Риме, а мы видели Аппиеву дорогу, гробницу Цецилии Метеллы, Пантеон, Замок Святого Ангела. А потом мы приехали в Москву и сняли Мавзолей Ленина. А потом мы съездили в Питер и поснимали там тоже, " - рассказывают снимки из фотосочинения Нины Котел и Владимира Сальникова "Инвентаризация истории". "Был в Тибете, в буддийских монастырях. Там такие тени!" - рапортуют фото Владимира Наседкина. "А вы знаете, какие я видела фрески в церкви Святого Николая на острове Готланд! Девочки, это просто какой-то калейдоскоп!" - делятся впечатлениями снимки Ксении Никольской из серии "Подробностей пейзажа-2". Игорь Иогансон, мальчик уже в возрасте, от скуки загибает: "Все зло от египетских пирамид! Закопать бы их! А заодно и земной шар обтесать!" - и рисует инструкцию, как это сделать. Вот выдумщик! Георгий Первов взял да и намусорил - разбил унитаз, разбросал железки и битое стекло, книжку про искусство порвал. Не будет толку от малого! Дима Цветков, готовясь к игре "Зарница", усидчиво вяжет из шерсти и проволоки пулеметики, пистолетики и гранатки и складывает их в чемоданчик. Аккуратный мальчик, вырастет - будет новым Калашниковым и, как тот, получит Госпремию в области литературы и искусства. Алексей Таранин все разглядывает и разглядывает кузнечиков и стрекозок и фотографирует их. "Перенося человеческие проблемы на мир природы, он использует символ", - так бережно комментирует занятие Алексея его персональная кураторша Оксана Саркисян. А Ирина Затуловская все одна и одна, видно, по дому скучает. Найдет старую дощечку и давай на ней рисовать калиточку, кошечку и птичек. И называется это все у нее так плачуще - "Вооологдааа". Что-то подобное я еще где-то совсем недавно видел. Надо бы вспомнить.

Ребята из группы "ФЕНСО" и на вернисаже все продолжали раскрашивать старую "Волгу" и налаживать светомузыку - дискотека-то вечером, когда стемнеет. На Германа Виноградова могли бы и наябедничать: "А Виноградов ходит голым, а Виноградов водой обливается, а он слова нехорошие говорит и вино пьет..." В самом деле, что поделать с хулиганом, зазывающим в турпоход "Пошли все на..."? Выгнать что ли из лагеря? Если выгонять, то уж вместе с Дарьей Новгородовой. Она-то вообще к центрифуге подвесила дохлую крысу. Это еще ничего, ребята в прошлую смену (то есть в прошлый Форум) катались в гробу на колесиках. Ну да ладно, грядет "родительский день" - в следующем году, как обещал директор Форума Георгий Никич, темой будет "Родина/Отчизна".

Не успел, видимо, попасть в лагерь Никича жутко инициативный пионер - американец Джеймс Харбисон. А он ведь, рукодельник-шалун, путешественник и мастак рассказывать страшилки, так подходит Форуму. Подошел и галерее "Риджина". Поначалу проказник всех напугал сатанинским названием своего проекта-инсталляции - "666". Армагеддон ли, Третья мировая ли, "звездные войны" ли? А оказалось: "...это всем знакомое японское оригами, но только из денег. На устаревшие модели самолетов и истребителей пошла валюта, вышедшая из обращения, на современные и ультрасовременные - наоборот. Обратите внимание на Годзилу, вызвавшего панику в "бумажном" мире и пожирающую бумажных же человечков: плоть чудища - это всесильный доллар, жертвы монстра - "итальянцы", "русские", "немцы" и т.д. Игра такая. Не стоит верить тому, что дальше написано в пресс-релизе о "многих смысловых уровнях" инсталляции. Это не антиглобализм, не левацкая фронда и даже не критика "высшей стадии капитализма". Сказано ведь: "Игра такая".

Впрочем, как кажется, определенная цель у проекта все же есть - это тестирование местной публики на предмет клептомании. Не случайно же выставку-западню открывают самодельные плакатики американских и русских попрошаек. Один незадачливый посетитель галереи попался на этой провокации (и это славно, а то давно замечено, что кто-то на вернисажах шарит по карманам) - к удовольствию Джеймса Харбисона умыкнул пару долларовых купюр, но был прощен и даже получил автограф художника. Харбисон предлагал устроить такую же выставку в Китае, но получил отказ. Надо полагать, вовсе не из-за пропаганды империалистических дензнаков, а исключительно из гуманных соображений - в "Поднебесной" за воровство полагается чуть ли не расстрел. Выставка-мышеловка будет функционировать в "Риджине" до 1 сентября.

Ну, вот и вспомнил, где я видел нечто похожее на расписные доски Ирины Затуловской, - в Московском центре искусств на выставке "Крестьянское искусство XVIII-XIX веков". Среди расставленных и развешенных рукою вологодского бизнесмена-коллекционера Михаила Сурова резных рубелей (это не дензнаки, а приспособления для глажки белья), светцов ("лучинодержателей"), опечников и прялок висят и филенки, некогда расписанные в тоске по изящному крестьянскими анонимами. Эх, "Вооологдааа"!

P.S. Особых экспозиционных изысков до сентября не ожидается. Лишь спокойные, знаточеские выставки. Галерея "Юнион" демонстрирует советскую, развлекательную, реалистическую живопись 20-70-х годов - "Все жанры хороши, кроме скучного".

Выставочный зал редакции журнала "Наше наследие" чествует Александра Блока работами художников "серебряного века". Все из мемориального музея в Шахматове.

С 15 августа в выставочном зале Федеральных архивов будет "Средь шумного бала" - балы дома Романовых на фотографиях рубежа веков.