Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010828_bode.html

Diary-21
Две стадии дикости искусства

Михаил Боде

Дата публикации:  28 Августа 2001

Приятный сюрприз - Музей искусства народов Востока взялся за ум: перестал заигрывать с захолустным зарубежным современным искусством и показал еще невиданную, но любопытную часть своих фондов - пластику тропической Африки. Вещи все не слишком древние (немного XIX века, полно XX-го), но выполненные в традициях, которые столетиями не претерпевали особых изменений в первобытнообщинных обществах Черного континента. Все экспонаты в "рабочем" состоянии: в масках-личинах можно отплясывать и колдовать, ритуальными топориками - расчленять, курительные трубки вождей - набивать, на тронах-табуретах - сидеть и царствовать. Фигурными медными гирьками можно пользоваться при взвешивании, заодно постигая нехитрые общечеловеческие мудрости: человечек с леопардом - "Лучше совсем не стрелять в леопарда, чем промахнуться" (типа "не умеешь - не берись"), головорез с башкой в руках - "Если человеку отрубили голову, ему уже нечего бояться" (понимай, "снявши голову, по волосам не плачут") и т.д. По некоторым фигуркам можно понять, как в начале прошлого века народу ашанти из Ганы представлялись современные войны. Например, самолет-истребитель - это "Птица-адветакйи с пушками на крыльях и ящиком пороха на спине". Забавные шаржи на колонизаторов ваял накануне освобождения народ ибо: деревянная "Голова английского полицейского" - сумма характеристик жителя Альбиона (сонно-невозмутимый и краснорожий, вероятно, от портвейна). Кстати, головой очень удобно играть в футбол или даже в регби.

Известно, что в свое время негритянская пластика помогла расковаться современным европейским художникам - кубистам и экспрессионистам, Пикассо и Бранкузи, Модильяни и Цадкину. Слава Богу, что они не дожили до "ответного удара" африканцев. Если бы они увидели зализанные скульптуры a la Лоранс нигерийца Угбине, то пошли бы другим путем. Однако эта сувенирно-аэропортная продукция под устарелый авангард редко встречается на выставке. Жаль, что она продлится всего лишь до 1 октября.

Кошмар на Пречистенке - выставка "Художники круга "ДИ". Я-то полагал, что журнал "Декоративное искусство" покажет дефиле своих старинных профессиональных партнеров - гобеленщиков, керамистов, разного рода прикладников. Нет, уже давно и неотвратимо ушедший на дно художественной жизни "ДИ" (то есть практически не выходящий) пускает за собой пузыри, которые он называет современным искусством. Большинство из показанного в залах Российской академии художеств (показательный партнер) - остатки "молодежных выставок" середины 80-х годов: либо гладкая, либо небрежно-рыхлая абстракция, сюр, замысловатый лишь для простаков, дрова, не дотягивающие до неоэкспрессионистской скульптуры, обтекаемая, полированная бронза, требующая витрины секс-шопа, и много просто хлама, претендующего на неошаманизм. Нет, натуральная дикость мастеров Тропической Африке мне ближе.

P.S. Идет подготовка ко Дню города. 31 августа в галерее "Юнион" открывается выставка живописи советских художников "Ушедшая Москва" (Лабас и др.).

31-го же в "Новом Манеже" - выставка "Москва-Токио. Города-побратимы". Тут все ясно.

В галерее "Феникс" известный фотограф Сергей Гитман покажет "Окна". Памятуя о его предыдущей выставке "Московские мосты", можно полагать, что "окна", вероятно, тоже будут московские.