Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Diary-22
Пороки Михаила Шемякина

Дата публикации:  5 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Этого сентябрьского дня культурная публика Москвы ждала с тихим ужасом. Как начала войны. Думали, может быть, обойдется, как-нибудь пронесет, хотели верить, что победит здравый смысл, что власть имущие опомнятся в последний момент и пойдут на попятную. Увы, нет. Это произошло!

Мы не о Дне города, а об открытии памятника "Дети - жертвы пороков общества" Михаила Шемякина, произошедшем 2 сентября в самом центре столицы, на Болотной площади. Шемякин преподнес это творение в дар городу. Московский монументальный паноптикум обогатился еще десятком тонн пропавшей для полезного производства бронзы. Да ладно, бронзы у нас пока хватает, здесь дело в другом. В цивилизованном мире обычно ставили и ставят памятники пророкам, героям, полководцам, почетным гражданам и т.д. А тут - пороки! Известно, что для пущей наглядности обличения грехов в средневековых соборах (кстати, только католических) ваяли бесов-искусителей, но мелких, и то где-нибудь по углам и в конвульсиях - из-за неотвратимого наказания. Никому и в голову не приходило ставить чертей и демонов, так сказать, на котурны, на пьедестал в центре города, тем самым превращая порицание в образец для подражания, то есть - в рекламу. Поэтому совершенно непонятно, куда смотрели наши церковные иерархи, в последнее время так усердно пекущиеся о благочестии столичной культурной жизни, в случае с памятником Шемякина. Не надо быть искусствоведом, чтобы понять, что налицо самое натуральное кощунство. Надо думать, автор совершил это неумышленно - просто не ведал, что творил. Просто он заигрался в своих гофманианских монстриков, которых изрядно наплодил. Ну и гонял бы себе чертей в своей мастерской или в галерее. Ан нет, захотелось проповедовать и поучать.

Чему может научить человек, насмотревшийся карикатур на "дядю Сэма" в советском "Крокодиле" и затем оказавшийся в стране этого самого "дяди", в которой нужно преуспевать и преуспевать, художник, дурно понявший историю искусства и обремененный суевериями, - становится ясным после разглядывания бронзового гиньоля на Болотной. Видимо, по простой мысли Шемякина, мир демонов-искусителей - это мир наоборот. Иначе к чему эта "чертова дюжина" образин (действительно тринадцать), расставленных полукругом, словно по апсиде храма. Какие книги заменяют лежащие в центре "Русские народные сказки", тоже можно догадаться. К беззаботно играющим в жмурки девочке и мальчику претензий нет: подобные скульптурки всегда можно было найти в каком-нибудь пионерском лагере или детском саду. Но уж зато их тлетворное окружение требует комментариев. Безумно жаль старушку "Нищету", оказавшуюся в компании с вурдалаками-сластолюбцами и упырями-наркодилерами. Возможно, что в Америке нищета - грех, но в России-то всегда считалось, что бедность - не порок. Жаль и Питера Пауля Рубенса: на его "Вакха" нацепили штаны, посадили на бочку и заклеймили, как в киножурнале "Фитиль", - "Алкоголизм". "Проституция" - зоологический нонсенс: лягушка, обвитая змеями, не продержится и полминуты. И почему лягушка - растлительница маленьких? Вероятно, Шемякин вспомнил приключения "Дюймовочки". Но Обществу охраны животных такой образ может и не понравиться. Дальше - в том же духе. Сказать, что "Воровство" - свинство, значит мало сказать. Не слишком политкорректно получается с "Садизмом". Выходит, что этот порок присущ лишь Черному континенту, где водятся носороги. Короче, получается, как в песне приятеля Шемякина Владимира Высоцкого: "Наутро дали премию в бригаде, сказав мне, что на бале-маскараде я будто бы не только сыграл им алкоголика, но был у бегемотов я в ограде".

Остальной контингент нечисти выдержан в духе советской политической сатиры - "Ударим по рукам милитаристам-реваншистам!", "Остановим эскалацию вооружения!", "Звериный оскал империализма" и т.п. Все это отлито в "Пропаганде насилия", "Войне" и в сложносочиненном пороке "Эксплуатации детского труда". Что речь идет о тлетворном влиянии одной очень известной сверхдержавы, можно понять по орнаментальным распластанным орлам, украшающим фраки и смокинги химерических существ. Перл этого сонма монстров - порок "Лженауки", держащий свиток с надписью "ДНК". А многие, наверное, не знают или забыли пресловутую инвективу: "Генетика - продажная девка империализма!"

В паноптикуме Михаила Шемякина не хватает еще двух пороков - "Тщеславия" и "Корыстолюбия". Вероятно, он сам еще от них не избавился. Большие подозрения вызывает этот его дар Москве. Еще свежа в памяти история о том, как пять-шесть лет назад Шемякин выпрашивал у наших самых высокопоставленных госчиновников огромный долларовый заем (в возвращение которого могли поверить лишь простаки), навязчиво напоминая о своих подаренных России работах. Добавим: в которых она отнюдь не нуждалась. Видимо, г-н Шемякин собирается достать этот старый неотыгранный сценарий. Он ведь считает бедность пороком.

P.S. Открывшийся выставочный сезон стремительно набирает темп. Московский Дом фотографии, например, ко Дню города выстрелил аж три экспозиции. О том, какие сексуальные демоны (тьфу ты, опять демоны) терзают современных фотографов, рассказывает двойная выставка "Умри, воскресни" француза Антуана Пупеля и петербуржца Владимира Брылякова.

Другая выставка там же - "Эхо - зеркальный мир" Светланы Ивановой. Химик, увлекшийся происхождением рифм, а потом и фотографией, демонстрирует "фотоанаграммы". Непрофессионалам фотографии нравятся.

Лучшая выставка Дома фотографии - "Храм-город" Валерия Сировского, продолжающего проект архитектурной фотографии "24" Юрия Аввакумова. Очень точная и качественная работа начинающего фотографа.

И снова фотография, и снова ко Дню города. Известный мэтр фотографии Сергей Гитман демонстрирует московские диптихи в галерее "Феникс".

Галерея "Новый Эрмитаж" Валерия Дудакова сравнивает российские гулянки и пирушки кисти художника серебряного века Сергея Судейкина - и советского нонконформиста Вячеслава Калинина. У одного - "балаганчики", у другого - бардаки.

4 сентября - вал выставок. В Московском центре искусств на Неглинной художник Эдуард Гороховский покажет, что еще можно выжать из Малевича. Выставка называется "Квадрат, опять квадрат".

В галерее Гельмана издатели екатеринбургского журнала по современному искусству Арсений Сергеев и Наиля Аллахвердиева проведут "Агитацию за исскуство" (судя по орфографии, что-то уж очень концептуальное).

Сергей Зарва и Лаврентий Бруни покажут в галерее "Риджина" "изнанку гламура или гламур, доведенный до крайностей". Проще говоря, разрисованные обложки журналов "Playboy" и "Огонек".

В Зверевском центре современного искусства 12 лет спустя встретятся участники озорной псевдорок-группы "Среднерусская возвышенность". Встречу назначил приехавший на побывку из Берлина Сергей Воронцов.

5 сентября "TV-галерея" на Якиманке и Британский Совет приглашают заглянуть в "Черный ящик", то есть на выставку британского видеоарта.

Тем, кого замучила ностальгия по "Ушедшей Москве" и по работе маслом на холсте, - дорога в галерею "Юнион". Советская живопись конца 1920-х - начала 1960-х.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Зяблов, "Я не бизнесмен и не чиновник, я - специалист..." /29.08/
Новый директор Музейно-выставочного объединения "РОСИЗО" Евгений Зяблов, до сих пор хранивший молчание, первое интервью дал "РЖ"
Михаил Боде, Diary-21 /28.08/
Приятный сюрприз - Музей искусства народов Востока взялся за ум. Кошмар на Пречистенке - выставка "Художники круга "ДИ".
Екатерина Барабаш, В защиту пива от его назойливой рекламы /24.08/
Как пел в гайдаевском фильме персонаж, "губит людей не пиво". Это в России-то! Ну-ну.
Михаил Боде, Diary-20 /22.08/
С современным искусством покончено. До сентября. Кто не отдыхает, тот занимается ремонтом или меняет квартиру
Михаил Боде, Diary-19 /15.08/
Девиз нынешнего Форума художественных инициатив - "Искусство как туризм" - прокомментирован организаторами на смеси рекламных объявлений и искусствоведческого канцеляризма: "Люди предпочитают воспринимать искусство на досуге. Турпродукты также потребляются в свободное от работы время." Ну вот, докомментировались.
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru