Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Diary - 24
Дата публикации:  18 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выставки не для публики

Обычно выставки делаются, естественным образом, в расчете на публику. Однако бывают такие выставки, цель которых - произвести впечатление на самих же их авторов и организаторов. Две такие экспозиции открылись на прошлой неделе в "Новом Манеже" и в Музее архитектуры. Обе фотографические, обе огромные, обе зарубежные. В "Новом Манеже" в рамках Дней Хельсинки в Москве Мэрия Москвы и Мэрия Хельсинки организовали и открыли выставку "Молодежь столицы". Молодежь, понятно, финская и, как известно, горячая. Ретроспектива из более чем двухсот снимков демонстрирует, как с конца 1950-х и по наши дни раскалялась эта сталь. Короче говоря, обычный экскурс от битников и хиппи до крутых панков и скинов. Для тех, кто не смотрел в 80-е фильма Подниекса про неформалов "Легко ли быть молодым", кто в перестройку не листал "Огоньков" и "Родников" и теперь не листает "Птюча" и "Молотка", кто не видел на Московских фотобиеннале снимков молодняка всех расцветок хайеров и мастей, наконец, кто вообще не выходит на улицу, выставка кажется откровением. Полагаем, что таких трудно найти даже среди наших главных муниципалов. Однако им приходилось с деланным вниманием рассматривать рожицы финских неформалов, поскольку в это время на них со вниманием же смотрели их хельсинские коллеги.

Еще одной пятнадцатилетней давности топовой темы коснулся приехавший с фотовыставкой "Русский Север" в наш Музей архитектуры американский профессор славистики Уильям Брумфилд. Профессор любит предмет своих исследований, то есть нас, нашу культуру, и в том числе - архитектуру. Он не просто любит, но и хорошо знает наш язык. Он ведает и то, что "в селах Рязанщины, в селах Смоленщины слово "любовь" непривычно для женщины...", что любить по-русски значит жалеть. И жалеет Уильям Брумфилд наши заброшенные и покосившиеся, недовзорванные и обглоданные плесенью и всеми ветрами церквушки и избушки изо всех сил и очень давно. Ради такой жали он регулярно паломничал на перекладных средствах в Вологодскую и Архангельскую области, бывал в Кижах и на Соловках, забирался и уж совсем в глухомань. Фотографировал прямой наводкой, безо всяких изысков, предавая понятию "любительская фотография" этический смысл. Единственно в чем профессор переусердствовал, так это в "дизайне" экспозиции, выставив свои фотографии в треснувших стеклах. Таким же манером для пущей жалости нищие и убогие в переходах расчесывают было зажившие язвы и болячки. Профессор хорошо знает наши обычаи и уловки. А вообще-то со своей жалостливой выставкой г-н Брумфилд опоздал по крайней мере лет на десять. Это в перестроечные времена в каждом "Огоньке" или "Нашем наследии" было принято давать фоторазвороты типа "Россия, которую мы потеряли", "Память веков" или "Дорога к храму". Сейчас на этом материале спекулируют лишь маргинальные посконные издания. Поскольку сермяжные печальники старины обычно не заходят в Музей архитектуры, постольку у экспозиции единственный благодарный зритель - сам Уильям Брумфилд, отчитывающийся за проделанную работу перед самим собой. Ему можно было и не делать эту выставку, мы его и так жалеем. Уже за то, что он жалеет нас.

Странную выставку сочинила галерея "Ковчег" в ресторане "Старая мансарда".

Галерея занимается пропагандой качественного советского, но неидеологизированного искусства 1920-50-х годов: хорошую и иногда просто отличную станковую живопись и графику малоизвестных и подзабытых мастеров второго плана. Благая миссия - открывать глаза музейщикам на это искусство и готовить для нашего антикварного рынка новый эшелон вполне кондиционных произведений. Но вот зачем галерея полезла в концептуальный монастырь, не очень понятно. Точнеее говоря, понятно, поскольку слова "проект" и "концепция" звучат для СМИ гораздо привлекательнее и зазывнее чем просто "выставка". Организаторы из "Ковчега" взяли за образец модную концептуальную выставку "Память тела", эдакий историко-социологический проект музейной реконструкции советской цивилизации, где в качестве свидетельств выставлялось фабрично изготовленное и самострочное белье. Своим успехом "Память тела" была обязана дефиле самих вещей, обезоруживавших своей кургузой очевидностью, критикой - включением якобы комментирующих произведений современных художников. Ясное дело, произведения искусства проигрывали вещам. Художественно-гастрономический проект "Память неба" (то есть полости рта) галереи "Ковчег" сделал ставку на произведения, так или иначе связанных с изображением еды и продуктов. И попал "в молоко". Собственно интереса к еде советское официальное и неофициальное искусство никогда не питало (обжорные натюрморты Машкова и Кончаловского - исключения из правила), а перепадавшие художникам продукты (чаще же всего муляжи) тут же становились натюрмортами, на которых оттачивалось умение передать форму. В лучшем случае форму, в худшем - некие трансцедентные понятия. Забив выставку массой холстов и графических листов (словно витрину магазина - продуктами), организаторы "Неба" даже не приблизились к концепту, но, к сожалению, отдалились от ценителей качественного станкового искусства, не терпящих вала. Выставку же можно было бы довести до ума, если бы на ней показали только "совковую" кулинарно-гастрономическую рекламу типа "Котлеты "Залп Авроры" или "Драже "Октябрята" с ликером". Или же продемонстрировали реальные процедуры домашнего изготовления заменителей деликатесов: "черной икры" из селедки и вареной морковки и "трюфелей" из сухого молока и какао. Все-таки выставка в ресторане, кухня рядом.

P.S. Третьяковская галерея продолжает тянуть лямку проекта "Золотая карта России", то есть российские музеи в гостях у главного национального собрания. 18 сентября в здании ГТГ в Лаврушинском Мордовский республиканский музей города Саранска открывает ретроспективу своего земляка - скульптора Степана Эрьзи, 125-летие которого сейчас отмечается.

18-го же Московский Дом фотографии отмечает классика российской фотографии Бориса Савельева.

19-го на 3-ем этаже "Большого Манежа" откроется выставка южнокорейского монаха дзен-буддиста Су Ана. Монах плодовит в художествах, но не очень разговорчив. 25-го там же он проведет мастер-класс - просто будет рисовать.

21-го на Плющихе открывается новая галерея "Явь". По профилю она близка "Ковчегу", то есть 1920-60-е годы. Для начала галерея явит рисунки к детским книжкам Владимира Лебедева.

Забежим чуть вперед. 27-го в Картинной галерее ГТГ на Крымском валу откроется выставка почтенного мэтра французской послевоенной абстракции Пьера Сулажа. До этого выставку показывали в Эрмитаже.

28-го желающие обсудить творчество мэтра в его присутствии приглашаются в ГТГ на "круглый стол".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Озерков, Не кланяйся Клауке /14.09/
В Русском музее открыта выставка известного современного мастера Юргена Клауке, и это вне всяких сомнений есть событие номер один на петербургской арт-сцене
Михаил Боде, Diary-23 /11.09/
Давно прошла волна художнического благополучия, вызванная легендарными суперпродажами на московском Sotheby's 88-го, художники уже не рантье и вообще не слишком-то состоятельные
Михаил Боде, Diary-22 /05.09/
Московский монументальный паноптикум обогатился еще десятком тонн пропавшей для полезного производства бронзы.
Евгений Зяблов, "Я не бизнесмен и не чиновник, я - специалист..." /29.08/
Новый директор Музейно-выставочного объединения "РОСИЗО" Евгений Зяблов, до сих пор хранивший молчание, первое интервью дал "РЖ"
Михаил Боде, Diary-21 /28.08/
Приятный сюрприз - Музей искусства народов Востока взялся за ум. Кошмар на Пречистенке - выставка "Художники круга "ДИ".
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru