Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20010926_bo.html

Diary-25
Михаил Боде

Дата публикации:  26 Сентября 2001

Говорили же, что по осени современное искусство любит менять квартиры или же устраивать ремонты в квартирах. Так оно и есть. И не только у нас. В наш Музей архитектуры Венский музей прикладного искусства (MAK - Museum fuer Angevandte Kunst) привез выставку-проект реконструкции нацистского бункера ПВО под будущий Международный центр современного искусства, который будет именоваться Contemporary Art Tower - CAT. Нет, разумеется, придать что-то человеческое пятнадцатиэтажному бетонному монстру, напоминающему гигантски увеличенную батарейку "Крона" (в ее "клеммах"-тарелках с 1942 года как раз и размещались зенитные батареи), невозможно. Как невозможно и обогреть здание - толщина стен из армированного бетона от 3 до 7 метров. По хорошей жизни надо бы было эту всю тоталитарно-милитаристскую кубатуру взорвать, да нельзя - все же центр города, вокруг жилые кварталы и Аренберг-парк с детишками. Да и МАК уже занял первые два этажа своими фондохранилищами. (Как это похоже на нашу коллекцию современного искусства "Царицыно", до последнего времени укрывавшуюся в противоатомном бомбоубежище.) Бункер можно лишь инженерно-дизайнерски подкорректировать и стебово-художественно актуализировать. За это дело взялись архитекторы-конструкторы, предложившие пристроить к монстру ажурную 90-метровую телебашню-лифт, и радикальные американские художники Джеймс Тарел и Дженни Хольцер: первый предложил устроить на крыше - в бывших зенитных гнездах - бар "Небесный обзор" с тем, чтобы посетители приобщались к возвышенному и вечному, вторая хочет выписывать лазером на стенах бункера неконвенциональные высказывания. Планируются еще и рестораны, мастерские, общежития для художников, аудитории, специальные площади для периодических показов выставок из нью-йоркского Музея Гуггенхайма. Короче говоря, затея очень отдает эдакими артистическими "Нью-Васюками" - планируется ведь Международный центр современного искусства. Самое удивительное то, что австрийцы таки доведут этот проект до ума, до окончательной реализации. И все у них будет - и инвесторы, и меценаты, и престижные импортные коллекции, и топовые художники и кураторы, и публика валом...

А у нас в ближайшее обозримое будущее современному искусству, увы, ничего такого не светит. Выставка проекта CAT в Музее архитектуры выглядит как литерный поезд, застрявший на провинциальном полустанке: мы посмотрели на мелькнувшие окна, за которыми пусть и странный, но комфорт, экстравагантная, но вполне цивильная жизнь, вообще - другая жизнь. Зажмурили и открыли глаза - а выставка-то в развалинах, во флигеле Государственного музея архитектуры. Модель башни САТ и сопровождающие ее планы и аксонометрии, аннотации ведущих международных кураторов и открытые письма министров культуры РФ и Австрии в рамочках - все это среди вопиющей нищеты.

Зачем привезли этот проект к нам? PR с российской стороны венцам не нужен - их выставка и так будет переезжать из одной столицы в другую (дальше она отправится в Берлин). Видимо, австрийцы решили подвести нас к простой и очевидной мысли - у вас имеются такие же никчемные, но мощные сооружения, так используйте их. Нет у нас таких оборонительных монстров, как в Вене или как на Нормандском побережье Франции, даже гитлеровский крайний восточный бункер находится на территории ближнего зарубежья - под Винницей. Зато у нас рядом, а точнее под нами лежит "золотой фонд". Речь идет о системе "Метро-2", подземных коммуникациях, связывающих правительственные здания с пригородом: линии из центра в Измайлово и в Кунцево. А это километры экспозиционных площадей. Для нашего современного искусства, не так уж давно вышедшего из подполья, это идеальное выставочное место. Об этом западные музейщики и кураторы могут только мечтать.

Но наши галеристы тоже не теряются, осваивают памятники архитектуры XX века. На прошлой неделе Петр Плавинский, брат знаменитого андерграундного художника Дмитрия Плавинского и владелец мансардного выставочного зала Red Art, открыл новую галерею "Явь". Открыл в эмблематичном сооружении - в клубе завода "Каучук", сконструированном в 1927-м году знаменитым Константином Мельниковым. Вероятно, культурно-историческое место диктует и навязывает такое же наполнение. "Явь" для начала показала книжно-оформительские работы Владимира Лебедева. Бывший авангардист, конструктивист и революционер, Лебедев в 20-е годы зарабатывал на хлеб насущный иллюстрированием детских книжек - азбук, сборников стихов Маршака, Киплинга и т.п. литературы. Но и на этом невинном поприще советская критика ставила художника в угол, навешивая на него ярлык "формализма". Действительно, "Явью" показаны миленькие и симпатичные басенные мышата, слонята, медвежата и крокодильчики, нарисованные мозолистой "формалистической" рукой. А дали бы волю, Владимир Лебедев сваял бы такого авангардистского крокодила, что мало не показалось бы. Полагаем, именно это имел в виду Петр Плавинский, обставив выставку забавными аксессуарами детского обихода (стульчаками с горшками, ватными дедами-морозами и прочими игрушками), так напоминающими творения известной концептуально-шизоидной группы "Медицинская герменевтика". А с другой стороны - вполне детская выставка с утренником и фуршетом из пирогов и пепси-колы. Если бы не было водки, то совсем невинная выставка.

Своего рода детскую выставку открыли на прошлой неделе на 3-ем этаже, "под стропилами", в Большом Манеже. Детишки, бычки, лягушата, журавлики и тигрята нарисованы бойкой и раскованной рукой. А рядом - почти абстрактные, черные (почти a la Пьер Сулаж, выставка которого вскоре откроется в ГТГ) росчерки. Все это нарисовано дзен-буддийским монахом из Южной Кореи преподобным Су Аном, приглашенным в Россию Музейно-выставочным центром "РОСИЗО". Чтобы дойти до такой инфантильной мудрости, постичь Истину и Абсолют, Су Ан перед принятием дзен-буддийского монашества молчал десять лет, соблюдал жестокие посты по 40 дней и более. И просветлел и понял самое главное: текущая, повседневная жизнь √ все; искусство - всего лишь средство, инструмент, послание, которое можно адресовать всем и со всеми поделиться своей радостью существования. Так просто. Преподобный Су Ан - старейшина знаменитого в Корее монастыря Тхондоса. Более того, по-нашему говоря, он - схимник (живет в отдельной обители). А с другой стороны преподобный - крутой международный тусовщик: со своими выставками он разъезжает от Японии и Таиланда до Берлина, Парижа и Касабланки, запросто беседует с кураторами выставок современного искусства и с профессорами Сорбонны, участвует в разборках современных художников, любит горнолыжный спорт и поднимается на воздушном шаре. Все это идет от "дзена" - ответвления буддизма, не признающего строгих религиозных догм и открытого для простых мирян. Дзену внятно все - все религии (если они не агрессивны) и все верования, все философии (если они не ведут к повреждению ума), все способы общения (если они не оскорбляют собеседника). В беседе с преподобным я спросил: "А вот ваши распятия с девочкой-Христом как воспринимать? Как дзенский "коан" (абсурдную задачу, шоковое разрешение которой позволяет постичь Истину, достигуть "сатори" - просветления)?" На что Су Ан мягко улыбнулся и сказал: "Все хорошее - "дзен". Христос - тоже "дзен", он нес людям добро, а добро это "дзен". И потом, это не девочка, а мальчик - у нас мальчики носят косу". - "А я?" - спросил ваш обозреватель. Преподобный посмотрел и изрек: "Ты тоже - "дзен", только следи за руками, так уж не волнуйся". Что тут сказать? Все и так сказано.

P.S. 25-го Павел Пепперштейн помянет своей выставкой в галерее Марата Гельмана атомный взрыв американских ВВС. Выставка так и называется - "Бикини-47". Акций не ожидается, можно приходить с детьми. Сумки в галерее не оставлять.

26-го в галерее "Файн-Арт" откроется выставка Игоря Вулоха. Мастер, даже мэтр, аналитической, холодной абстракции иллюстрирует книгу шведского поэта. Поэта мы не знаем, знаем Игоря Вулоха. На вернисаже ожидается визит шведской королевской четы. Понятно, выставка-хит.

Галерея "Эскейп" на Нагорной улице открывает свой выставочный сезон.

27-го - с помпой откроется в Третьяковке на Крымском валу выставка знаменитого французского абстракциониста Пьера Сулажа. Ему бы пораньше здесь выставиться. 28-го в Третьяковке же будет "круглый стол" по поводу выставки.

Снова забежим вперед. 2 октября в Московском Доме фотографии откроется сразу две выставки: немки Инги Верт - "В постели" и мэтра советской фотографии Виктора Ахломова.