Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20011015_ddd.html

Прикладная история
О посещении Австрийского музея прикладного искусства

Александра Дагдейл

Дата публикации:  15 Октября 2001

Здание Австрийского музея прикладного искусства впечатляет. Музей был основан в 60-х годах девятнадцатого столетия одним австрийским фабрикантом. Вдохновленный Музеем Виктории и Альберта, он задумал создать в Австрии его версию, которая бы тоже содействовала продвижению имперской культуры.

Как и Музею Виктории и Альберта, Музею прикладного искусства позже пришлось приспосабливаться к культурным условиям постимпериализма. Его великолепная коллекция затейливого венецианского барокко, рококо, неоклассицизма и модерна оказалась запертой в затхлой атмосфере поклонения отжившим идеалам Австро-венгерской империи. В 1993 году закончилась реконструкция музея, а в 1996 Европейский совет присудил ему премию "Музей года". Обновленный Музей прикладного искусства, как и его британский собрат, теперь может похвастаться стильным кафе, роскошным магазином, пунктами доступа в интернет и каталогами и проспектами, подчеркивающими оригинальный стиль постмодернистских, эклектических коллекций. Новые веяния проникли в этот красивый и вызывающий музей. Он стал местом встреч, местом для дискуссий и творчества. Он требует от посетителя видеть его таким, каков он есть, помнить его историю и учитывать те условия, в которых он создавался и совершенствовался. Но главное - это то, что посетителю предлагают проверить, по праву ли музей считается хранителем имперской традиции и мастерства. Здесь есть и политический подтекст, ведь в Австрии, как нигде больше, до сих пор ощущается ностальгическая тоска по империи и имперским порядкам.

Коллекция распределена по залам. Каждый зал курируется одним из известных художников или дизайнеров - на стендах имеется информация о них. Среди кураторов - Барбара Блум, Гэнг Арт и Дональд Джадд. В некоторых залах личность куратора ощущается столь сильно, что идея экспозиции привлекает гораздо больше внимания, чем ее содержание. Особенно поражает зал историзма, модерна и ар деко. Посетитель спускается вниз по проходу со стенками из матового плексигласа. С обратной стороны на них проецируются очертания стульев. Можно зайти за плексиглас и посмотреть на сами стулья, но ключевой образ здесь - это коллажи форм, обрамляющие проход. В соседнем зале стиля бидермейер на карнизы проецируются неоновые надписи. Хочется не разглядывать экспонаты, а, вытянув шею, пытаться прочесть бегущие строки.

Еще более любопытна "научная коллекция" в подвальном этаже здания. На первый взгляд - это архивное собрание, к которому допустили широкую публику. Экспонаты подвешены к потолку, закреплены на стенах и плотно расставлены на полках. Пояснительных надписей немного. На самом же деле, и эта экспозиция продумана до мелочей: полки сделаны из блестящего хрома, стены выкрашены в белый цвет, экспонаты развешаны с большим вкусом, и даже заставленные стеллажи напоминают о современном антикварном магазине.

Экспозиция, сознательно сделанная вычурной и искусственной, совершенно сбивает с толку, даже когда претендует на искренность. Посетителя вынуждают все подвергать сомнению и ничему не доверять. В Вене такое случается часто. В городе очень много музеев; многие экспозиции либо совсем не курируются, либо курируются плохо, и создается впечатление, что здешняя культура совсем не требовательна, раз она согласна мириться, например, с тяжеловесными собраниями шедевров Музея искусств.

Музею прикладного искусства как будто не дает покоя некая навязчивая идея. Кажется, что он никак не может составить представление о характере своей собственной коллекции. Экспонаты подаются так, как это захочется куратору, и пояснительных надписей почти нет. Нередко это просто детали тщательно продуманного дизайна, разработанного художником. Куратором одного из залов стала Барбара Блум, - ведь ее инсталляции, как правило, высвечивают самолюбование художника и его углубленность в себя. Теперь в музей ходят не для того, чтобы разглядывать каждый экспонат, а дабы оценить прекрасно продуманные интерьеры. Осматривать предметы прикладного искусства часто бывает нелегко, и чтобы сгладить эту трудность, музей смещает акценты.

Музей прикладного искусства подытоживает проблемы постимперской культуры Австрии. Как быть в наше время с роскошной коллекцией мебели, стекла, фарфора и ковров, доставшейся в наследство от великой империи? Чтобы сделать ее непохожей на бесчисленные венские коллекции, нужно представить ее с долей иронии, несколько отдалить от музейного посетителя. Музей прикладного искусства попытался по-новому взглянуть на свою коллекцию, и этот опыт мог бы стать ценным и для британской культуры. Ведь англичане тоже пытаются создать альтернативу затхлому британскому традиционализму. В Австрии эта проблема крайне актуальна: консерватизм и ксенофобия здесь явления повсеместные. Британские оппозиционеры тоже выбирают путь сомнения и иронии.