Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20011108_vb.html

Неделя тщеславия
Diary-28

Михаил Боде

Дата публикации:  8 Ноября 2001

Уважаемые читатели, прошу у Вас прощение за длительную паузу в еженедельных обзорах художественной жизни столицы. Причина до банальности проста - сломался компьютер. Нет, не вирус. Старое железо 368-го DX , служившее исправно восемь лет, благополучно сдохло по старости. Пришлось купить Pentium. Cтаричка 368-го хотелось бы отдать в добрые руки, которые не будут ежедневно терзать клавиатуру. Подумывал о Политехническом музее. Но там, говорят, уже имеется такой PC-динозавр. Вероятно, придется отдать антикварам. И возможность, и повод имеются - ныне в ЦДХ вовсю идет XI Российский антикварный салон. А чего там только нет! Среди вала более-менее старинной живописи, графики и серебра старой и новой "сборки" (имею в виду новоделы), возможных раритетов и невозможных шедевров, мебельных гарнитуров в стиле "гей, славяне" - мой PC нашел бы достойное место. Почему бы нет? В антиквариате, полагаю, пора бы уже завести компьютерный стринг, то есть раздел.

Фото Игната Данильцева

Торговать ныне (а точнее - с февраля 2002 года) может кто угодно и чем угодно - лицензирование Минкультом антикварной торговли отменено. Полная свобода: завел обычную магазинную лицензию - и торгуй себе хоть колбасой, хоть "мирискусниками". Чиновники Минкульта играют желваками (лишены работы), вольные дилеры, которых Минкульт ранее обзывал спекулянтами, ликуют. Количество участников нынешнего Салона возросло почти вдвое. Теперь их под сотню. Обычно дилеры снимают даже не стенды или боксы, а какие-то щели, называемые "Частная коллекция".

Раньше Антикварный салон держал марку: рафинированный отбор галерей ("А член ли вы Российского союза антикваров или Союза антикваров России?"), театрализованные экспозиции (со снопами пшеницы и рушниками у супернациональных галерей и со смокингами в западно-ориентированных фирмах), подобия блиц-аукционов тут же на Салоне. Теперь этого ничего не надо. Не надо из себя строить ни "славянофилов", ни "западников". Нужно уметь просто сбыть товар. На экспертные заключения, выданные Третьяковкой, "Грабарями" и ГНИИРом, Русским музеем и т.д. (немыслимый на Западе курьез - госмузеи и госинституции выдают экспертные заключения!), клюют только неофиты. Профессионалы и так знают, что и откуда. По Салону снуют не то что дилеры, а дилеры дилеров, намечая пере-перепродажи. Даже очень солидные люди из Минкульта, разумеется, в частном порядке, водят по "интересным" стендам своих знакомых, настойчиво рекомендуя то или другое "бесспорное" произведение. То и дело раздается убийственное словечко "фальшак". Антикварный народец на время замирает, но потом продолжает бесконечную тусню. Дело подогревают и сами антиквары, коллеги-"доброжелатели": "Гобеленчик-то так себе, с луврской кухни". Или: "Замечательный Ле Дантю! Но подозрительно замечательный - какой-то слишком четкий. Такого не видел. "Своему" я не порекомендую!" Встречаются и запредельные курьезы. В некоей галерее висит якобы малый голландец Метсю. Под его "Портретом женщины" этикетка - "Из собрания Дрезденской галереи". Спросил: "Не боязно ли выставлять такой шедевр. Да и вообще, Метсю ли?" Ответ мальчика-"стендиста" просто обезоружил: "Мы увидели эту картину в довоенном каталоге Дрезденки и решили, что это наша". Sancta simplicitas. В другом боксе имел невообразимое для искусствоведа гомерическое удовольствие видеть этикетку под современной неловкой копией Ван Гога "Улочка в Овере" - "Круг Ван Гога". Нужно обладать очень специфическим искусствоведческим циркулем, чтобы очертить подобный "круг". Итак, на Антикварный салон обязательно нужно зайти для того, чтобы хотя бы позабавиться.

Фото Игната Данильцева

Что еще произошло в наших арт-палестинах? На побывку прибыли наши соотечественники, давно живущие за рубежом, - Гриша Брускин и Максим Кантор. Первый выставился в Музее личных коллекций ГМИИ Пушкина, второй - в Третьяковке в Лаврушинском. Хотя могли бы и поменяться музеями. Первый показал свой фирменный стиль, известный со времен памятного "московского" аукциона Sotheby's 88-го, в виде ДПИ (декоративно-прикладного искусства) - фарфоровые тарелки и статуэтки, расписанные соц-артистскими сценками. Для чего показал? Вероятно, для того, чтобы хоть так да напомнить о себе в стране, где когда-то любили слоников на этажерках и берегли посуду. Эдакая рекламная кампания, отголосок которой будет услышан за рубежом. И это главное, и в этом вся соль. Второй, то есть Максим Кантор, не прибегая к ДПИ, просто напоминает о своем фирменном почерке живописью (которая просто ужасна) и графикой (которая ужасна меньше). А почерк, надо сказать с точки зрения профессионала довольно вялый, несмотря на кажущуюся "суровость". Но Кантор некогда нравился "левому", "перестроечному" руководству Союза художников СССР (как же - суровая правда-драма жизни!), потом понравился и немецким галеристам (совсем как германский экспрессионизм, ну почти совсем). Кантор по-прежнему обличает всех и вся: российский пьяно-коммунальный разгул, тотальное воровство, разбой всех мастей и все возможные пороки. Лавры Гойи, Домье, Гаварни и Гранвиля вкупе с карикатуристами "Крокодила" не дают ему покоя. Теперь, похоже, у Кантора дела идут не слишком успешно. А иначе - зачем так шумно и напористо напоминать о себе московскими выставками - помимо экспозиции в Третьяковке демонстрироваться в галерее "Улица О.Г.И" и в Институте философии. Опять же - рекламная кампания.

Кантор и Брускин, Брускин и Кантор. От них некуда было деться всю неделю. Заходишь в Московский Дом фотографии - опять Брускин. На фотографиях, задумчиво позирующий. Сноровистый молодой немецкий фоторепортер Йенс Либхен - подсуетился и снял знаменитых мэтров современного искусства, украсивших своими опусами отремонтированное в 1999 году здание Рейхстага. Персонажи все сплошь топовые - Базелиц, Юккер, Рихтер, Польке и т.д. Это взнос германской стороны. Со стороны бывших "союзников" - француз Болтански, британец Фостер... и наш - Гриша Брускин. Поговаривают, что Гриша сам, подсуетившись, предложил эту выставку МДФу. Все может быть.

P.S. Что будет на неделе?

7-го завершится Антикварный салон в ЦДХ.

В Музее архитектуры с 6-го открыта ретроспектива фотографа Бориса Томбака. Это - лучшие снимки сталинской архитектуры, начиная с "высоток" и до павильонов ВДНХ. Хорошие фото, но если бы их сделать поменьше размером, то было бы лучше. Выставку сделал отдел фотопроектов РОСИЗО.

Там же в Музее архитектуры, в "Аптекарском приказе" - палатах XVII века - открывается выставка Валерия Кошлякова, живущего в Германии и пишущего на упаковочном картоне архитектурные ведуты-фантазии. На нынешней выставке "Выбор масштаба" Кошляков показывает архитектурные макеты, выполненные из того же гофрокартона.

В Камергерском, в Cafe des artists, открылась выставка Бориса Марковникова - скульптура, живопись и объекты. Из-за неважного, "точечного" освещения многие работы просто пропадают. Лучше приходить осматривать днем.

В Третьяковке продолжается выставочный цикл "Золотая карта России". Теперь представляют (с 7 ноября) Музей изобразительных искусств республики Карелии (Петрозаводск). Покажут иллюстрации к "Калевале". Возможна "школа Филонова".

12 ноября в "Крокин-галерее" (бывшая "Новая коллекция") на Большой Полянке откроется выставка Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой "Между небом и землей". Свежие артефакты.

15-го в галерее "Файн Арт" откроется выставка Николая Вечтомова. Мэтр бывшего советского андерграундного искусства (член "Лианозовской школы") покажет свою ретроспективу. Местный вариант Ханса Арпа.

9-го Арт Медиа Центр "TV-галерея" на Большой Якиманке приглашает на просмотр видеофильма Владимира Сальникова "Premapping of Desire".

И 9-го же в редакции журнала "Пинакотека" на Малой Бронной Константин Батынков покажет "Zabytye risunki masterov" (так значится на пригласительном билете).