Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20011127_bo.html

То ли плакать, то ли смеяться
Diary-31

Михаил Боде

Дата публикации:  27 Ноября 2001

Больше всего публики на прошлой неделе толклось в Московском музее современного искусства. Впрочем, "публика" не совсем подходящее в данном случае слово - были "свои": художники, арт-критики, коллекционеры и просто те, кто когда-то терпеливо простаивал в очередях в "Павильон Пчеловодства" на ВДНХ, в Горком графиков на Малой Грузинской, в коридорах частных квартир, где устраивались просмотры неофициального искусства etc., etc. Что и понятно - в ММСИ открылась выставка "Нонконформисты. 1955-1985. Хроника. Из коллекции Кенды и Якоба Бар-Гера". Обширную экспозицию живописи и графики наших неофициалов чета кельнских коллекционеров показывала в музеях Москвы и Петербурга в 1996 году. Теперь демонстрируется, так сказать, "второй том" собрания - фотодокументация (для колорита, правда, добавили четыре десятка картинок).

Стороннему истории "другого искусства" зрителю выставка мало что говорит (какие-то, зачастую мутные, снимки с тусовщиками, одетыми не по-современному), участникам же тогдашней арт-герильи есть что сказать устроителям: тут датировка неправильная, там известный персонаж подписан чужой фамилией, а на этом снимке вообще все перепутано. Просто коллекционеры до сих пор не успели разобрать свой фотоархив, хотя и собирали его, как и коллекцию живописи и графики, с давнего времени - с конца 60-х годов. Мешали же им в этом деле сами же художники. Наезжая к Бар-Гера в Кельн, они подписывали и датировали снимки каждый на свой лад. Вероятно, эти делом вскоре всерьез займутся музейщики. Увы, не наши. Но об этом потом.

Сама же выставка выглядит как куски ленты кинохроники, пока разбросанные на рабочем монтажном столе. Какие здесь могут быть упреки, если толковый сценарий о "другом искусстве" у нас пока не написан. И все было бы хорошо - всякий бы соразмерно своей памяти и знаниям тех событий узнавал тот или иной снимок - если бы не "дизайнерские" находки устроителей выставки, вероятно, хотевших передать дух эпохи, а на деле сделавших экспозиционную несуразность. Зачем, спрашивается, перебивать и без того тесную, шпалерную развеску фотографий редкими вкраплениями живописи. Хотелось сделать реконструкцию тогдашнего коммунального житья, комнатенку, заполненную непродаваемыми авангардистскими опусами? Эффект же получился другой. Так и видишь, как престарелый художник закрывает фотографиями своих друзей и самого себе лысые места на стенах, где некогда висели его работы, "уплывшие" на Запад. Жаль, да и только.

Вероятно, выставку из собрания Бар-Гера мы видим в последний раз. Коллекционеры приняли решение передать весь свой фонд в будущий Музей и исследовательский центр гонимого искусства, в Израиль.

От трагедии до комедии - один шаг, от выставки памяти гонимого авангардизма до экспозиции авангардистов самого последнего призыва - две остановки на метро. В L-галерее тоже погонные метры фотографий и куча фотографий на столе. Да, была еще проекция видеофильма, о котором не могли и помечтать нонконформисты прежних лет. Таким неряшливо-разгильдяйским образом представила отчет о своей творческой командировке на Алтай группа уральских и сибирских художников (Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Вячеслав Мизин, Константин Скотников и Александр Шабуров). Перехватившие гранты молодые радикалы вволю оттянулись на берегу далекого Телецкого озера, совмещая приятное с приятным же. То есть покупались, попьянствовали (и еще много чего по...) и поглумились над традицией московского акционизма 60-90-х. Сам титр их выставки-отчета "Поездки за город" передразнивает название перформансов, которые некогда устраивала группа заумных концептуалистов "Коллективные действия". От уральцев и сибиряков досталось и кинетистским играм на пленэре, и нюдистским выходкам Олега Кулика, и выступлениям псевдо-рок-группы "Среднерусская возвышенность" (Гундлах, Звездочетов, Мироненко и пр.). В принципе выставка-выходка провинциалов никого не ошарашила. Артистическая Москва давно к ним привыкла. Так, например, лет десять тому назад в сквоте "В Трехпрудном" каждый четверг можно было видеть очередное глумление южнорусского молодняка над опытами ветеранов столичного современного искусства. В свое время похихикивал над старейшинами концептуалистской номы и Олег Кулик, когда еще работал в галерее "Риджина". Так что ничего страшного нет. А есть, так сказать, предчувствие грусти: пройдет еще пять-шесть лет, и нынешних пересмешников цепко прихватит и заласкает галерейными руками истеблишмент. Что же, тогда найдутся другие смехачи.

P.S. Эта неделя (с 26-го по 30-е) тоже будет напряженной.

27-го одновременно откроются две большие музейные выставки: в ГТГ на Крымском валу - "Арнольд Шенберг и Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки", в ГМИИ имени Пушкина "Живопись Клода Моне из собрания российских и зарубежных музеев", подверстанная к традиционным музыкальным "Декабрьским вечерам".

И 27-го же в Московском Доме фотографии в рамках фотопроекта "24" откроется выставка Евгения Нестерова "Фабрика".

28-го в бутике James на Тверской откроется выставка известной Деборы Турбевиль. Очень смазанные фотографии моды.

29-го в галерее "Риджина" вернисаж выставки Семена Файбисовича "Возвращенные ценности". Имеются в виду 12 работ 1980-х годов, возвращенных художнику из Германии. Вероятно, очень ценные, иначе и выставку нечего было бы громоздить.

30-го в галерее Айдан выставка фотографий Михаила Розанова.

Да, чуть не забыл. С 28-го в ЦДХ начинает работать 3-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, где можно будет купить и литературу по искусству, а заодно посмотреть несколько художественных проектов.