Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Оптика обочины
Киевский фотограф приедет в Москву

Дата публикации:  5 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Поветрие жесткого реализма охватило киевские галереи к началу зимы. Один за другим, с хорошо подготовленной оглаской и многолюдными презентациями, буквально в течение месяца открылось несколько социально ориентированных экспозиционных проектов.

Жанровое наполнение, как правило, единое - документальная фотография, приоритетное содержания - бытие маргиналов, парий, людей, безнадежно заплутавших в общественных и житейских тупиках. Центр современного искусства (экс-Сороса) совместно с международной организацией "Врачи без границ" организовал выставку "Позитивные жизни" - о ВИЧ-инфицированных и соответствующих группах риска - наркоманах и бездомных детях. Галерея "РА" дала старт долговременным "Социальным проекциям" и осуществила уже три экспозиции, а крупнейший киевский выставочный центр - Украинский дом - отвел зал для серии фоторабот Александра Гляделова "В поисках утраченного", посвященной, опять-таки, беспризорникам.

Впрочем, средства привлечения зрителей достаточно разнятся в зависимости от дарования и темперамента участников. Так, последняя экспозиция в "РА" - "Заложники" - посвящена проблеме абортов. Достаточно некорректным фотографиям Виктора Суворова из гинекологических отделений и роддомов должен был вторить перформанс Елены Ковылиной. Художница, со всей очевидностью, решила пожертвовать зрительским комфортом. Начав босиком на груде битого стекла, под фонограмму истошных женских воплей, Елена с завязанными глазами на ощупь находила среди публики мужчин и оделяла их с руки красной икрой. Действо завершилось на улице интенсивным кормлением ни в чем не повинного прохожего перед телекамерой. Все представление в целом очень напомнило весеннюю акцию в московской "Риджине", когда в честь дня рождения Олега Кулика другая ослепленная артистка метила противоположный пол клочками собственных волос и духами "Опиум". Так или иначе, представляется, что самым мощным эффектом акции был невиданный ужас перед красной икрой; дискутируемое право на аборт отошло на второй план.

Главным же действующим лицом большинства социальных экспозиций в Киеве (три за последний месяц, шесть за сезон), вне сомнений, остается 45-летний независимый фотожурналист Александр Гляделов. Его первая серия, продемонстрированная в 1997 году, - "Лишние" и посвященная бездомным детям шокировала Украину. Это нельзя назвать преувеличением, поскольку выставка породила волну благотворительных программ. С тех пор Гляделов рос и в ремесле, и на общественном поприще: работал с гуманитарными фондами и международными изданиями, имел персональные выставки в США, Швейцарии, Чехии, Польше, Словакии, России; среди призов - награда "HASSELBLAD" Европейского конкурса фотографии в Швейцарии (1998) и Европейская медаль Международного фонда документальной фотографии "MOTHER JONS" (Сан-Франциско, США, 2001).

Гляделов далек от какой-либо постановочности. Более всего его интересуют невидимые миру слезы, драма повседневности, скрытая за вполне привычными пейзажами. Снимает ли он бездомных детей, дерущихся за пакет с клеем, наркоманов в одесском, печально знаменитом, районе "Палермо" или зеков, больных туберкулезом (проект "Без маски" реализовывался в Кемерово), - его работы лишены обличительного пафоса, не ставят диагнозов, не выносят приговоров. Преобладает будничная интонация, черно-белый отчет. Мальчишка, жующий жвачку на переходе у метро Лыбедская, на заднем плане несется равнодушная толпа прохожих. Женщины, подметающие улицы Грозного после боев. Азербайджанские солдаты, идущие на боевые позиции в Карабахе. Старик-бомж на улице Кемерова и его собрат по несчастью на тротуаре Бирмингема. Лагерь беженцев, живущих в товарных вагонах. Счастливая малышня в приюте семейного типа. Двухлетняя девочка, вскоре после съемок умершая от СПИДа. Ситуации и образы иногда невыносимы...

Однако персонажи Гляделова - более чем изгои. Не резонерствуя, чуждаясь репортажной констатации, Гляделов передает мелодию судеб, что складывается из тихих ежедневных побед и ежедневного же, порой беспредельного отчаяния. Фотодокумент здесь не равен публицистике, обретая даже некоторое литературное, повествовательное качество. Потому вряд ли Гляделову можно поставить в упрек эксплуатацию чужих язв и страданий. Скорее, его главный вопрос - о дороге и обочине, а одна из лучших экспозиций так и называлась - "Дорога". К слову, - для московских уже зрителей: выставка фотографий Александра Гляделова, посвященная чеченским беженцам в Ингушетии, откроется в Москве 14 декабря в Овальном зале редакции "Известий".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Боде, Когда живопись не звучит /04.12/
Сопрягать в одном пространстве изобразительное искусство и музыку - занятие рискованное: не просто же так раздельно существуют консерватории и музеи. Нынешние "Декабрьские вечера" и выставка "Шенберг-Кандинский" - примеры того, как музы любят толкаться и наступать друг другу на ноги.
Андрей Ковалев, Непрозрачные окна Ивана Чуйкова /29.11/
Внутри официального искусства существовали глубоко полярные течения. С одной стороны, клан Сергея Герасимова - он был настоящий художник. С другой - Александр Герасимов, тот был одиозной фигурой. Те, кто приезжали из-за границы, не могли увидеть разницы.
Пространство свободы и борзость /28.11/
В галерее "259 Agey Tomesh" проходит выставка, посвященная объединению неформальных художников "Детский сад". "Детский сад" просуществовал всего полтора года - в ноябре 1986 года он был разогнан властями...
Михаил Боде, То ли плакать, то ли смеяться /27.11/
Больше всего публики на прошлой неделе толклось в Московском музее современного искусства. Впрочем, "публика" не совсем подходящее в данном случае слово...
Михаил Боде, Воспоминания о художественной жизни /20.11/
Устраивать ретроспективы современного искусства из работ, созданных много лет назад, теперь не слишком интересно: самим художникам хочется вспомнить не "что делалось", а "как делалось". Так, например, недавно поступили Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, показав рабочую фотосъемку, своего рода документацию art life.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Десятерик
Дмитрий
ДЕСЯТЕРИК
d-dmytro@i.com.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru