Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20011211.html

Манеж начал прибираться
Diary - 33

Михаил Боде

Дата публикации:  11 Декабря 2001

Художественную ярмарку "Арт-Манеж" всегда измеряли и измеряют по шкале ярмарки "Арт-Москва" и, судя по ее показаниям, "арт-манежный" организм постоянно находится либо в предсмертной горячке, либо его температура уже опустился до уровня нагрева окружающей среды. Тем не менее, обследуемый до сих пор жив, и ежегодно арт-критики навещают его, чтобы поставить градусник и пощупать пульс. Подходят они как санитары, прикидывающие, подвозить каталку или пока повременить, а не как врачи, высматривающие малейшие признаки улучшения состояния.

Как кажется, состояние нынешнего "Арт-Манежа" таково: он уже стал на грани приличия - в том смысле, что в некоей перспективе может стать приличной ярмаркой. Эта ярмарка не будет походить на знаменитые образцы интернациональных art fairs (любопытно, что в этом году из названия "манежной" ярмарки справедливо убрали определение "международная"), а будет "своей", российской, - со всеми вытекающими из этого "национальными особенностями". Понятно ведь, что ярмарку в Коньково никогда не превратить в подобие кельнской messe. И не надо, пусть товар будет без шикарных ярлыков, но добротный и опрятный. А "конюшню" "Арт-Манежа" нужно просто еще хорошенько почистить - избавиться от иных уж совсем "панельных" галереек. И надо сказать, что следы этой приборки уже видны и теперь. По крайней мере, так нам показалось.

По сравнению с прошлогодним плотным чудовищным развалом всевозможных товаров второй и третьей свежести на нынешней ярмарке все же можно свободно перевести дух. Можно посмотреть приличные экспозиции Игоря Вулоха (Русская галерея современной живописи), Дмитрия Краснопевцева (галерея "Кино"), Семена Файбисовича ("Риджина"), Гора Чахала (галерея "Улица О.Г.И."), Валерия Кошлякова, Александра Косолапова (стенды "Школы арт-дилеров") и Татьяну Маврину (галерея "Явь"). Просмотр спокойный и необременительный. В этом году по решению оргкомитета ярмарки каждый стенд выставляет только одного художника, а потому выставка-продажа, наконец, избавилась от всегдашней разностильной смеси, которая в итоге оборачивается, как говорят живописцы, "фузой". Такая прополка стендов позволяет без раздражения рассматривать даже работы не очень интересных художников, давая им положительную оценку типа "ну, ничего себе".

Конечно, надо было бы выполоть нагло и пышно цветущие сорняки - всевозможные потуги на эрото-символизм, академизм, сделанный по фотографии, и абстракцию, списанную с ошибками из западных альбомов. Но, видимо, с финансовым вкладом этих галерей в аренду выставочных площадей ярмарке еще нужно считаться. Уже хорошо то, что совершенно эстетически отпетые лавки закинули на второй этаж, куда не всякий и пойдет. Надо было бы их, конечно, спустить в подвальные помещения, но они заняты гораздо более полезными заведениями.

Программа "Искусство в интерьере", забавно оживлявшая прошлогоднюю ярмарку, ныне веселит как неоднократно услышанный анекдот. Среди этого художественного беспорядка, вероятно, созданного руками истосковавшегося по работе театрального сценографа, почти невозможно различить произведения как таковые. Взгляд перебегает среди развалов с одной доморощенно изготовленной поделки к другой, от сундука к сундуку, от тряпки к тряпке, не обнаруживая действительных ценностей. Так что "интерьеры" выглядят эдаким довеском "блошиного рынка" к ярмарке. Видимо, это поняли и сами устроители программы, позволившие боксу журнала Design Illustrated превратиться в отдел советского продмага, где торговали журналами на вес. Хоть в самоиронии им нельзя отказать. А так, "интерьеры" пора бы уже и заколачивать.

Как работала специальная программа ярмарки "Школа арт-дилеров", сказать не берусь. Напомню, что оргкомитет ярмарки совместно с ГМВЦ РОСИЗО и Институтом проблем современного искусства в ноябре открыли "Курсы профессиональной подготовки арт-дилеров". Поступившие на учебу в течение месяца должны были набраться теоретических основ торговли современным искусством, а проверить их на практике - на "Арт-Манеже". Выпускники должны были продать на ярмарке какое-нибудь из считающихся абсолютно ликвидными произведений (на выбор - Кошлякова, Косолапова, Гурьянова). Несколько раз, проходя мимо стендов "Школы", замечал одну и ту же сцену - курсанты на отдыхе. Может быть, раскинувшись на диване, они торговали телепатически? Или, как в соседнем боксе Artgalactic, - по Интернету? Но там-то хоть компьютер стоял. Хотелось бы что-нибудь услышать об успехах учащихся на блиц-курсах.

P.S. Неделя обещает быть тихой, хотя всю ее первую половину (до 12-го) работает художественная ярмарка "Арт-Манеж 2001". Впрочем, она с самого начала функционирует без особого шума.

11-го в галерее "Файн Арт" откроется выставка живописи Владимира Дубосарского и Александра Виноградова "Sweet Girls". Ясно, чего можно ожидать от мастеров монументального китча.

14-го в Крокин галерее вернисаж выставки Дмитрия Цветкова "Gold Rush" - милитаристско-новогодние объекты, как бы изготовленные в "цеху мягкой игрушки". Вторая уже выставка с английским названием. К Западному Рождеству, что ли готовятся?

Заблаговременно к православному Рождеству подготовилась Третьяковка. 14-го же в Лаврушинском открывается выставка "Святая Земля" - иконы XIV-XVII веков, редкие книги XVIII века, а также рисунки и картины русских художников, бывавших в Палестине.