Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Буддийский мир в одной иконе
Дата публикации:  18 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Восемнадцатого декабря в Кунсткамере в рамках проекта "Мир одного предмета" открылась выставка "Колесо жизни". На ней будет представлена тибетская буддийская икона (танка). Несмотря на столь скромный размер, эта выставка, безусловно, заслуживает внимания по двум причинам.

Во-первых, это будет первая временная выставка, посвященная буддийскому искусству в Петербурге за последние 80 лет. В Петербурге проходит множество интереснейших выставок произведений европейского и русского искусства. В последнее время в Эрмитаже и Кунсткамере прошли выставки, посвященные искусству и культуре исламского Востока. К сожалению, скульптура и живопись Восточной Азии, предметы буддийского искусства на временных выставках в Петербурге не демонстрировались. Первая и единственная (!) буддийская выставка в Петрограде была организована в 1919 году. Хочется верить, что открывающаяся выставка, хотя бы отчасти, восполнит этот пробел и положит начало серии выставок, которые позволят познакомиться с сокровищами буддийского искусства, хранящимися в фондах петербургских музеев.

Во-вторых, крайне интересен представленный на выставке экспонат. Поскольку выставка открывается в рамках проекта "Мир одного предмета", при отборе экспоната учитывалась его способность продемонстрировать содержание буддийской культуры в целом. Икона "Колесо жизни", символизирующая одну из основополагающих идей буддизма - реинкарнацию, а также процесс развития сознания с момента рождения до смерти, как нельзя лучше подходит для данного проекта. Икона представляет собой сложную многофигурную композицию, заключенную в трех кругах. Сюжет изображения в каждом из кругов глубоко символичен. Змея, петух и свинья, нарисованные в самом центре картины, обозначают злобу, страсть и невежество - три аффекта, порождающие привязанность к чувственному миру. В следующем круге показаны все возможные миры перерождений (мир божеств, титанов, людей, голодных духов, животных и адские миры). Внешний круг разделен на двенадцать секторов, иллюстрирующих процесс развития сознания.

Икона чрезвычайно информативна. В буддизме подобные иконы играют роль наглядного пособия - введения в буддийскую философию. Эту икону можно рассматривать как текст, содержание которого передано при помощи символических изображений, а не при помощи букв. Без прочтения этого текста невозможно понимание культуры и искусства буддийских стран.

Важным фактором при отборе экспоната было его высокое художественное качество, возможность познакомить посетителей с одним из лучших образцов тибетской живописи первой половины XIX века, хранящихся в Кунсткамере. Икона была выполнена тибетским художников в яркой, экспрессивной манере. С поразительной точностью прорисованы небольшие фигурки персонажей картины, детали ландшафта. Символическое значение, которым обладает каждая из фигур, подчеркнуто выражением лица и позой. Художник, безусловно, достиг цели - наглядной проповеди буддизма, создав яркий и запоминающийся образ "Колеса жизни", который невольно заставляет задуматься о смысле влечений, страстей, жизни и смерти.

Выставка будет открыта в течение трех месяцев - с 18 декабря 2001 года по 18 марта 2002 года.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Боде, Зимние военные игры /18.12/
Трудно обвинить наших актуальных художников и галеристов в сговоре, но что ни день, что ни выставка - то игра в войнушку. Просто какая-то зимняя "Зарница" (была когда-то такая пионерски-милитаристская игра).
Дмитрий Десятерик, Рукоделие для декабря /18.12/
Среди событий начала декабря стоит отметить скромную, но исключительно важную подборку работ Александра Архипенко в Украинском музее изобразительного искусства.
Михаил Боде, Манеж начал прибираться /11.12/
Художественную ярмарку "Арт-Манеж" всегда измеряли и измеряют по шкале ярмарки "Арт-Москва" и, судя по ее показаниям, "арт-манежный" организм постоянно находится либо в предсмертной горячке, либо его температура уже опустился до уровня нагрева окружающей среды.
Наталия Исаева, Пространство складок и рифм /11.12/
Лондонские выставки редкостно хороши в этом сезоне. Их было много - куда больше, чем в Париже, где кроме ретроспективы Жана Дюбюффе да фотографий Нан Гольдин в Бобуре, пожалуй, и смотреть-то было нечего.
Дмитрий Десятерик, Оптика обочины /05.12/
Поветрие жесткого реализма охватило киевские галереи к началу зимы. Один за другим, с хорошо подготовленной оглаской и многолюдными презентациями, буквально в течение месяца открылось несколько социально ориентированных экспозиционных проектов.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Иванов
Дмитрий
ИВАНОВ
ivanov@ground.vniig.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru