Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20011218_de.html

Рукоделие для декабря
Киевские галереи встречают Новый год

Дмитрий Десятерик

Дата публикации:  18 Декабря 2001

Киевские арт-кураторы активны и щедры на проекты. Так, мультимедийная акция "DreamGame" в первые ноябрьские выходные заняла целый стадион "Динамо". Предполагался комплекс техногенных удовольствий: битва роботов на краю разрисованного футбольного поля, электронное табло, превращенное в поэтический черновик, видеоарт, ди-джеи. Однако первым, абсолютно вне сюжета, выступил живой Андрей Шевченко, которому как раз пришло время для тренировки. Знаменитый форвард с пластырем на носу наматывал круги под свечение на табло слоганов наподобие "Мен╗ тринадцятий минало, я пас Шевченко передав". После впечатляющей интродукции на обещанных роботов, напоминавших скорее взбесившиеся газонокосилки, даже смотреть не хотелось. Чуть позже замысел обрел более-менее целостное воплощение. Погас свет, включилась неоновая инсталляция в центре поля (Сабина Ланг и Даниэль Бауман, Швейцария), из динамиков загрохотал атональный саундтрек киевского экспериментатора Александра Нестерова. Лучи прожекторов выхватывали фигуранта в футбольной форме, в своих передвижениях следовавшего линиям гигантского рисунка, действительно занявшего весь газон. Зрелище не давало шанса на отстранение и походило на тоталитарный, бог весть кому пригрезившийся кошмар. В качестве разрядки демонстрировался видеоролик Ингебор Люшер, уже представленный этим летом на Венецианской биеннале - две команды яппи, играющие в футбол ноутбуками. Увы, несмотря на размах и продуманную идеологию, по совокупности впечатлений "Игра мечты" осталась в пределах выморочного луна-парка.

Предпочтительнее смотрелась выставка "Надпись на стене", в те же дни открывшаяся в Киевском доме художников. Экспозиция построена вокруг идеи иероглифичности, предельного, нефигуративного лаконизма. Наиболее заметны здесь Бадри Губианури и Тамара Бабак. Губианури, киевлянин грузинского происхождения, бесспорный лидер абстрактной школы в Украине, тяготеет к монохромным поверхностям. Чем дальше, тем большую роль у него играют нюансы цветоградации, тончайшие энергии полутонов, мерцание смыслов. В свою очередь, плетеные из лозы "пейзажи" и "фигуры" Тамары Бабак более непосредственны уже в силу материала. Единожды удачно найденный, рукодельный способ исполнения дает на выходе беспроигрышный эффект, но его дальнейшее развитие чревато чистой декоративностью.

Уже спустя месяц, в тех же стенах, открылась небольшая выставка другой художницы - Елены Придуваловой. В киевском сообществе она держится несколько особняком, не примыкая к манифестам или группам. В том, наверно, и нет нужды. Выставленные городские пейзажи гуашью, как и все у Придуваловой, жизнерадостны, по-весеннему чувственны, и полны почти детским чувством удивления перед изображаемой реальностью.

Среди событий начала декабря стоит отметить скромную, но исключительно важную подборку работ Александра Архипенко в Украинском музее изобразительного искусства. "Пикассо скульптуры", один из центральных персонажей дадаизма, позже признанный классиком в Америке, Архипенко родился и прожил в Киеве 20 лет. Здесь учился в Художественном училище в 1902-1905 с Владимиром Бурлюком, Богомазовым и Лентуловым. Отсюда и уехал сначала в Москву, потом - во Францию. Экспозицию составили девять изящных графических ню, реалистический пейзаж маслом, бюсты "Шевченко-пророк" (1935) и "Дирижер Менгельберг во время исполнения ╡Х симфонии Бетховена" (1925), а также женская статуэтка предадаистского периода (1915). Каждая из этих работ хороша по-своему. Запоминаются совершенно нехрестоматийный Шевченко, похожий на вдохновенного суфия, и графика - Архипенко божественно рисовал и ваял женщин. Конечно, эту экспозицию не стоит переоценивать (сумели собрать лишь то немногое, что хранилось в музеях Киева, Харькова и Львова, плюс кое-что из частных коллекций), однако она сработала как своего рода "малое возвращение".

И, наконец, 6 декабря в "Ателье Карась" пришел к завершению проект "Диалог с цитатой", почти год занимавший эту, самую престижную на сегодня, киевскую галерею (о начале "Диалога" см. в материале "Кислота господа нашего"). Замысел Евгения Карася - собрать сколь-нибудь интересных киевских живописцев, побуждая их демонстрировать новые композиции на очередной фазе проекта - породил своего рода галерейный сериал. Во всяком случае, каждая выставка в рамках проекта носила свое название, сопровождалась довольно мудреными комментариями. Чего в итоге хотели добиться организаторы - неясно. Но, тем не менее, весь сезон была возможность видеть новые полотна отменных украинских художников - Матвея Вайсберга, Тиберия Сильваши, Бадри Губианури, Владислава Шерешевского и многих других. Другое дело, что развязка в итоге так и не наступила, поскольку не была внятно прописана драматургия всей затеи, диалог отсутствовал как таковой.

Впрочем, и в "Диалоге", и в экспозициях в Доме художников видно превосходство ручного, штучного труда. Такая работа остается доброй киевской традицией.