Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20011227_bo.html

Письма с мороза
Diary - 35

Михаил Боде

Дата публикации:  27 Декабря 2001

В глухую зимнюю пору что-то странное происходит с художниками. Вдруг записали. Не кисточками по холсту или по бумажному листу, а стали выводить буквы, писать слова и даже составлять из них целые предложения. Кто лучше, кто хуже, кто сам пишет, а кто надиктовывает, кто белым стихом, кто на птичьем языке. Зима, рано темнеет, из дома не очень хочется выбираться, а в голову так и лезут разные художественные мысли. Например: "... там растительность ярче, разнообразнее, поэтому нет этого перехода к будничности/ здесь резче контраст между тайной восхода и отрезвлением дня, закат дольше и цветнее/ поток красок/ стены изб, все серое, будничное, преображается закатом - поля, стога, - незатейливое днем - становится фиолетовым, синим/ цвета, которые не увидишь при полном солнце/ преображение закатом/ от облаков/ ... и падает на все вокруг..." Так делится своими "импрессионами" Людмила Митурич, показавшая в галерее "Юнион" выставку акварелей "Французское с нижегородским". Уж не знаю, зачем у выставки такое самоироничное название: цвет и свет у художника "свой", почерк "свой" без всяких обезьянничаний. Ну писала в родных палестинах и во Франции, но ведь не вставляла же в пиренейский или луарский пейзаж пятистенок или баньку и не версалила российские кущи. А то, что крепкая живопись Митурич идет от французско-русской графики 20-х годов, лишь к чести художника. Это уже просто давняя, проверенная школа. Так что, как говаривал один профессор-искусствовед: "Поменьше самокритики".

Собственно же графику (в основном графику) 20-30-х годов показала галерея "Ковчег", специализирующаяся на искусстве этого времени. Показала спокойно и по музейному корректно, не пытаясь как прежде конкурировать на уровне проектантства с актуальным искусством, не передразнивая его названиями типа "Неактуальное искусство" или "Память неба". Все это от ложного стыда и от желания "задрав штаны, бежать за комсомолом". А бежать никуда и не нужно - у каждого своя ниша. Ведь, например, никому не придет в голову упрекать в неактуальности какую-нибудь французскую галерею, занимающуюся Денуайе, Ле Фоконье, Сутиным, Кислингом, Паскеном, Денуайе де Сегонзаком или Марке. У этого искусства был и есть свой круг почитателей и коллекционеров, а также давно занятые стенды в Musee d'Art Moderne de Ville de Paris. Вероятно, таким искусством "тихого модернизма" между двумя войнами когда-нибудь серьезно займутся и наши музейщики. Пока же вместе с еще двумя-тремя галереями этим занимается "Ковчег".

В этот раз галерея показывает выставку "Продолжение "Бытия". Речь идет о довольно большом сообществе художников 20-х годов, отошедших от экспериментаторства авангарда и чуравшихся объятий власти. Можно считать и так. На Западе же, не знавшем таких пертурбаций и драм, за подобным творчеством закрепились определения "поэтического реализма" или "неоромантизма". Довольно меланхолическое искусство, порой впадающее в депрессию, любящее ретро до вольного копирования старых мастеров и поддерживающее тонус за счет энергетики оставленного им авангарда. Был у нас свой Денуайе де Сегонзак - Ростислав Барто, был и свой Сутин - Александр Глускин, были и другие "свои", не столь известные как современные им французы.

Однако обратимся к актуальному искусству и к беллетристике. Художник Константин Звездочетов выставил в XL-галерее арт-агрегат (иного определения и не подберу) "Палинтон-2" и написал к нему инструкцию. По степени внятности инструкция вполне достойна описываемого аппарата. В принципе все это напоминает работу усердного подмастерья известного мэтра видео-арта Нам Джун Пайка. Представьте себе: Нам Джун Пайк ходит по магазинам и фирмам, торгующим телевизорами и всякой видеотехникой, заказывает, покупает, а подмастерье тем временем подтаскивает упаковки из пенопласта и на дому создает из них подобия пайковских инсталляций. То ли для самообучения, то ли смеха ради. И пишет текст: "Если профанически, как некий-эдакий мандатор-оглан, взять обычный соленарий, то его тоже можно перепутать с палинтомом и карабаллистой. И тут и там наблюдается брандкугелевое отсутствие (по системе Конрада-Вакса), их также объединяет ненужность люфтящего сифона, каморы и поддона. Это не вызывает никаких сомнений. Но если мы обратимся к табели с точки зрения статуарности, то если вы друнгарий или геволдигер, вам с легкостью удастся найти принципиальные различия между этими пороками, и вы их никак не перепутаете. Или взять валган, с валганом становится все ясно. Так же ясно, как ясно, что "игрун пир" и гастафета - две вещи несовместные". Должен признаться, что эти теоретически выкладки представляют значительный интерес. Такой же, как рационализаторское предложение, которое приносит слесарь-расточник в КБ завода, производящего электронику. В качестве инженера такого предприятия я должен дать рецензию. Так вот: "Дорогой Константин, ваше рац-предложение весьма интересно, но в нем не хватает теоретической обоснованности и элементарной технической грамотности. Зачем ссылаться на устаревшую систему Конрада-Вакса, когда существуют более продвинутые системы Менделя-Весселя и Бройлера-Памперса, уж не будем говорить о профанации общей вайности и незамкнутых рядах Туборга-Хольстена. Это же очевидно. Теперь что касается валганга. С ним вы все напутали. Парадигматически-когулярно валганг есть аналог берц-комета или сникерс-рибока. Это более контемпорабельная дур-липсолография, ее запросто можно рассчитать по мундовой шкале. Я бы вас понял, если бы вы гралили по скале Грос-Мейерсона, но у вас другой случай. При возможности я вам обязательно пришлю пособие по революстативной астрофрустрации. Не оставляйте занятий в вечерней школе. За сим откланиваюсь. Поздравляю вас с Новым годом. Ваш Михаил Боде".

Вот и все письма за декабрь.

P.S. Артистической Москве все больше и больше хочется праздника. Вернисажи музейных и галерейных выставок спешат удовлетворить этот вполне законный зов.

25 декабря галерея ESCAPE приглашает избранных художественных критиков на "Информационный банкет-перформанс Анатолия Осмоловского". Можно лишь теряться в догадках, чем отплатит в Рождество радикальный художник арт-ерникам. А возможно, все и обойдется.

25-го же Леонид Тишков открывает в Арт Медиа Центре "TV-галерея" уже свою третью за неделю выставку. Напомним, первые две открылись в клубе "МуХА" и в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперешняя называется "Прощание с елкой". Будут фотографии и видеофильм.

28-го в Историческом музее вспомнят "Наше счастливое детство". Вспоминать начнут подозрительно рано - с 14.00. Покажут предметы детской материальной культуры отпетых советских времен, а еще разные картинки. Из фондов самого ГИМа и Третьяковки, а также из коллекции игрушек Сергея Романова.

В выставочном зале "Пересветов переулок" 28 декабря в 18.00 представят альбом Олега Эстиса (1964-1999) "Парадоксальная графика".

В тот же день в галерее "259 Agey Tomesh" открывается выставка "Здравствуй, дедушка М.". Приглашают на показ фильма "Елка" (опять кино!). Но есть подозрения, что за инициалом "М" скрывается еще и что-то из ненормативной лексики. А может быть, все и совсем невинно.

Критики начнут празднества, критики их и... продолжат. Вечером 30-го в XL-галерее дадут "Критическую оперу (Opera critique)" сочинения Айги-Звездочетова. Тексты А.Ковалева, Е.Деготь, Л.Луниной, С.Епихина, Ф.Ромера, В.Турчина, А.Якимовича и др. Опять глумление? А может, и обойдется.