Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20020122_sid.html

Аукциономания
Впервые за 10 лет подпись гендиректора ММВБ можно было купить за 900 рублей

Михаил Сидлин

Дата публикации:  22 Января 2002

10-летие Московской межбанковской валютной биржи встретили в Новом Манеже. Скромно и со вкусом: выставкой "Актуальная русская живопись. 1992 - 2002" и дегустацией вин, выступлениями молодых поэтов (!) и торжественными посланиями от президента, правительства, Госдумы, патриарха и прочих разных. Гвоздем юбилейной программы был аукцион картин современных московских художников. Самым ярким событием - передача в дар Третьяковской галерее картины А. Косолапова "Malevich sold out".

***

Аукциономания. Так можно определить новую болезнь российского арт-рынка. Болезнь приятна, так как доставляет удовольствие участникам с обеих сторон - художники счастливы, что на них снова обратили внимание богачи, а бизнесмены довольны тем, что могут помочь бедным. Но в то же время обе стороны не питают большого энтузиазма - олигархи пока что не строятся в очередь за картинами знаменитого X или Y, а "икс" с "игреком" недовольны тем, что покупают их мало и задешево. Но болезнь заразна, что оставляет надежду на лучший исход. Чем больше заболевших, тем больше выигравших.

Очагом инфекции стал Национальный резервный банк. 2 аукциона в НРБ снова возродили в Москве интерес к этой форме торговли современным искусством. По нашей информации, Александр Владимирович Захаров, гендиректор ММВБ, был одним из активных покупателей на первом аукционе НРБ. Очевидно, именно там он заразился аукциономанией.

В Новом Манеже было все. Грамотные эксперты (Мария Попова и Елена Селина), лучший московский аукционист (Алексей Савинов), правильный подбор публики (сплошь и рядом - банковская элита), отличные художники (московские классики восьмидесятых - девяностых годов), качественные работы, низкие стартовые цены. Все было сделано. Но аукцион не удался. То есть из 14 работ 8 не было продано (даже знаменитый врубелевский календарь), а все остальные так или иначе были куплены сотрудниками валютной биржи (первую работу - Андрея Филиппова - за 1600 $ купил сам гендиректор ММВБ). Сотрудники дружественных банков смотрели - но не покупали.

Казус. Парадокс в том, что недавний, декабрьский, аукцион в НРБ был организован неправильно. Ни экспертного отбора работ, ни умелого аукциониста. Но при этом большинство из 18 работ раскупили. И сделано это было не подставными, а реальными покупателями. Родственниками и друзьями художников. Вовсе не толстосумами. А значит, российская бизнес-элита пока не готова покупать современное искусство с открытых торгов.

Своя своих не познаша... Служба охраны ММВБ едва пустила на выставку в Новый Манеж Марата Гельмана, самого известного московского галериста. Банковская и галерейные элиты не знают друг друга. Явно не видят друг в друге "своих" (1). Братания большого бизнеса с "великим" искусством пока не вышло, но вот дружба очень конкретных банкиров и фабрикантов с очень конкретными галерейщиками и художниками идет полным ходом. Как во времена Морозова или Гуггенхайма.

В новой русской экономике частные интересы значат больше, чем корпоративные. Так гендиректор ММВБ счастливо не похож на своих коллег тем, что живо интересуется современным искусством. Вдобавок, биржевой юбилей - первое официальное мероприятие такого рода, где со сцены звучали стихи современных поэтов в их собственном исполнении. Что трудно объяснить значимостью современной поэзии для валютной торговли. Но можно - частными интересами кого-то из высоких банковских менеджеров. И вот ММВБ поддерживает поэтический журнал "Арион".

Лучшая в Москве выставка современного искусства за нынешний сезон. Жаль, продлилась она только 5 дней. "Актуальная русская живопись. 1992 - 2002" - экспозиция, которая реабилитировала крашеные холсты. На протяжении девяностых живописцы вынуждены были стыдливо прятать кисти: они то вставляли в свои работы видеомониторы, то бросались в фотографию. После этой выставки, организованной XL-галереей вместе с ММВБ, кисти опять будут вынуты из пыльных чуланов. Наконец из под пелены "актуального" проглянуло наше, родное, посконное... (2)

Самые радикальные художники могут выглядеть милыми, когда речь идет о живописи. Авдей Тер-Оганьян на выставке представлен своими аппроприационистскими работами начала девяностых, когда он перерисовывал репродукции картин Пикассо или Уорхола. "Изучение Тер-Оганьяном религиозного дискурса не встретило понимания властных структур", - как деликатно пишет Елена Селина в каталоге о дальнейшем пути художника. Говоря проще, потом он порубил топором религиозные картинки на ярмарке "Арт-Манеж" и от суда бежал в Чехию. Но на выставке Авдей замечательно вписан в прекрасную двадцатку. Врубель и Звездочетов, Макаревич и Файбисович... Но чего-то не хватает.

Выставка почти карамельная. Без Кулика и без Пригова. Без шума и ярости. Без метафизики и патофизики. "Актуальное" искусство вполне может быть интерьерным. В этом и состояла сверхзадача. Показать, что картины современных художников пригодны для офиса и дома. Проблема в том, что адресаты не поняли послания, и аукцион, который за выставкой следовал, не стал ни торжеством современного искусства, ни даже удачным торжищем. Зато с блеском прошла краткая распродажа вин.

Вечер начался приветствием президента Путина. Закончился - дегустацией вин урожая 1992 года. Оказалось, что валютный вкус - демократичен до полной идентичности со вкусом нового среднего класса. Биржевики любят крепкое, сладкое и недорогое - в диапазоне от натурального (Токая) до крепленого (Портвейна). Неожиданным сюрпризом стала продажа четырех бутылок со сцены Нового Манежа. Знатоки вин заволновались и стали ждать небывалых чудес - какого-нибудь музейного Токая или раритетного Порто за правильные деньги. Однако начали с обычного самородного Токая 92 года - того же, что наливали гостям (не музейное и даже не элитное вино - негустое, слишком светлое и суховатое, вдобавок заложенное в плохие для токайского виноделия годы приватизации). Первые три бутылки (от Токая до Сотерна) ушли за 2500 - 3000 рублей (в пределах обычных цен). А бутылочка Порто за 900 (!) рублей досталась даме в широкой юбке - и она радостно пошла на сцену, доставая по пути из широкой хоз-сумки деньги, чтобы вручить их господину Захарову. Но суть винного аукциончика была не в продаже вин, а в продаже подписи. Дело в том, что каждую из бутылок гендиректор ММВБ подписывал собственноручно. Так что праздник закончился под аплодисменты ведущих российских банкиров - они хлопали даме, которой всего за 30$ удалось купить подпись их коллеги. Фактически, задарма.

***

(1) "Куда ты меня привела? - чуть не билась в истерике песцовая дама на плече у московской галеристки. - Здесь ходят какие-то немытые художники" - дело было в холле НРБ. Случай симптоматичный - бизнесмены ждут "артистизма" а-ля Шилов - Глазунов - Сафронов: костюмчик с иголочки, брючки отглажены, но где-нибудь в центре небрежно брошена "богемная" деталь - расписной шарфик или кружевной бантик или шелковая пелеринка. Таких "мытых" художников у нас мало. А есть - пьяненький Костик Звездочетов или Дима Врубель в лохматом свитере.

(2) см. Евгений Барабанов. Об актуальности.