Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Живопись без конца
Diary-37

Дата публикации:  24 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Прошедшая неделя выдалась сплошь живописной. Куда ни пойдешь - везде холст и масло (или же акрил). В выставочном зале на Кузнецком, 20, - выставка коллекции художника Аннамухамеда Зарипова. Это почти забытый случай в истории отечественного искусства, когда художник приобретает произведения своих коллег, да еще в таком количестве: в коллекции Зарипова работы более 150 художников. Памятен лишь Илья Остроухов - купец-живописец, меценат и прижимистый собиратель Серова, Коровина, Левитана и всякой всячины. Но то дело было в конце позапрошлого века и в начале прошлого. А тут случай с "мосховским" художником. Зарипов с 1950-х годов собирал (покупал или обменивал на свои работы) творения художников, которые не слишком вмещались в официозный "союзхудожнический" реестр. Его первая приобретенная картина - композиция Роберта Фалька. Потом последовали и другие "леваки" - Макс Бирштейн, братья Смолины, отец и сын Табенкины, Евгений Вахтангов, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова. А потом и творцы "молодежного искусства" 1980-х - Николай Филатов, Евгений Дыбский, Борис Марковников, Николай Наседкин, Валерий Айзенберг и т.д. Потихоньку приобретался и советский антиквариат - работы художников 1930-х годов. В коллекции десятки холстов и графических листов Зефирова, Софроновой, Тышлера и др. Аннамухамед собирал качественную советскую модернистскую живопись и даже пытался пропагандировать ее. Боролся как мог с запретами тогдашних выставкомов, с директорами выставочных залов. Он шел ноздря в ноздрю с протагонистами "другого искусства", нонконформистского, отметившимися скандальными экспозициями в парке Измайлово, на Малой Грузинской и на Беговой. Но с ними не особенно пересекался. Что будет делать со своей огромной коллекцией Зарипов, пока не слишком ясно. Продать ее довольно сложно - бум на "левое" советское искусство давно миновал, а следующего бума придется ждать довольно долго. Открыть частный музей такого искусства - накладно. Остается - передать или продать по щадящим ценам Третьяковской галерее. Тому есть все основания, поскольку пост ученого секретаря этого музея (а это почти что верховный арбитр "третьяковского" вкуса) занимает Владимир Ильич Морозов, давний пропагандист "левомосховского" творчества.

На Кузнецком же мосту, чуть пониже, в доме 12, известном как Дом художника (не путать с ЦДХ - Центральном Домом художника, что на Крымском валу) открылась выставка "Русский импрессионизм". Вообще-то, выставку нужно было бы назвать "Советский импрессионизм", поскольку речь идет не о круге художников рубежа XIX-XX веков (то, что любил и собирал тот же Остроухов), а о пленэрных штудиях советской художественной профессуры и студентов 1930-50-х годов, искавших под руководством художника-искусствоведа Игоря Грабаря "импрессионы" в кущах и полях Подмосковья и в скалах и виноградниках Крыма. В те времена советские "младоимпрессионисты" считали себя чуть ли не авангардистами: писали раскованно и размашисто, плевать хотели на советскую тематическую картину, почитывали Воллара и Канвейлера, "Письма Ван Гога", похаживали в пока не упраздненный Музей живописной культуры и листали плохие репродукции картин французских импрессионистов. Листали и писали в 30-е, в 40-е (будучи во время войны в эвакуации в Средней Азии с Художественным институтом) и в 50-е, 60-е, 70-е и т.д. Время от времени им что-то удавалось продать через сеть художественных салонов или посредством Художественной лотереи. Теперь вообще ничего не удается. Отсюда - обида. "Почему мы не нужны? Где заказы? Где покупатель? Разве живопись уже не нужна?" - рефрены вернисажа "Русский импрессионизм". Что тут можно сказать? Сочувствую.

Между тем живопись иного рода - скажем так, постмодернистская, - востребована. И востребована на высоком уровне. Московская межбанковская валютная биржа отметила в Новом Манеже свой 10-летний юбилей выставкой "Актуальная русская живопись. 1992-2002". Устроители выставки приравняли десятилетие развития современной экономики к десятилетию свободного развития современного искусства. Большой бизнес и бизнес малый (то есть арт-бизнес) посмотрели друг на друга с удовольствием.

Два суперпродвинутых куратора - Елена Селина (директор галереи XL) и Мария Попова - показали биржевому содружеству лучшую двадцатку современных российских художников: от "ветеранов" Ивана Чуйкова и Игоря Макаревича до более или менее молодых Авдея Тер-Оганьяна, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и Стаса Шурипы. Кураторы не хотели пугать биржевиков инсталляциями, объектами и акциями и показали современное искусство в привычном для них "настенном" формате - то есть картины. И настолько убедили "заказчиков", что сам генеральный директор ММВБ г-н Захаров выразился: "Одним из таких направлений стала актуальная живопись, то, что на Западе называют contemporary art". Ну и пусть себе биржевики считают, что современное искусство заключается лишь в холсте и подрамнике. Лишь бы покупали. А это нужно и галеристам, и нам, критикам: будет о чем писать. Современное искусство, даже в таком виде, нужно продвигать. Да оно и в таком виде выглядит совсем неплохо. Для тех биржевиков, кто не очень понял ценность этого искусства, выпущен богато иллюстрированный каталог с текстами Елены Селиной, объясняющей на пальцах, чем интересен тот или иной художник. Чтобы не на словах, а на практике убедить состоятельную публику в ценности произведений современного искусства, был устроен аукцион. Из 14 лотов с молотка ушло 6. То есть почти половина. Уже не очень плохо. Большинство с превышением "эстимейта" (предварительной оценки) на треть. Правда, цены "болтались" от 1000 до 2000 у.е., но такова их реальная стоимость. Пока. Будем ждать нового бума на "русское". Да и живопись не кончается. Тоже пока.

P.S. Выставки на неделе ожидаются и открываются почти сплошь женские.

22 января в залах Третьяковки на Крымском валу открывается выставка "Искусство женского рода". Демонстрация женского рукоделия: от златошвей "царевых мастерских" времен Годунова и Алексея "Тишайшего", художниц-дилетанток XIX века и до "авангардок" начала XX века и авангардок того же столетия. Российский гуманитарный университет сделал в пандан к Третьяковской выставке экспозицию отечественных художниц-"актуалок" - Хэнгслер, Антошина. Мартынова и т. д. Так что можно сделать эстетический пробег от Новослободской до Парка Горького. Вреда нет, но и ...

22-го же в Московском Доме фотографии откроется выставка Екатерины Голицыной. В рамках проекта "24", курируемого Юрием Аввакумовым.

И 22-го же в галерее "Файн арт" выставка Фарида Богдалова. Вероятно, постмодернистские картинки.

24-го в "ОГИ ПирОГИ" (клубе-ресторане и выставочном зале) вернисаж выставки венгерского фотографа Андраша Фекетэ "Проездом". В любом случае отменные пироги гарантированы.

25-го в почти совсем забытом выставочном зале "Профсоюзная 100" откроется выставка Сергея Чернова. Не очень помню, кто такой.

29 января в Музее декоративно-прикладного и народного искусства откроется выставка "Контр-эволюция". Покажут произведения более 30 художников. От каждого будет выставлено по две работы - раннего и позднего периодов. Дело зрителей - понять, насколько эволюционировал тот или иной художник.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Сидлин, Аукциономания /22.01/
Гвоздем юбилейной программы был аукцион картин современных московских художников. Самым ярким событием - передача в дар Третьяковской галерее картины Алексея Косолапова "Malevich sold out".
Михаил Боде, Праздновали, празднуем, будем праздновать /17.01/
Новогодние и рождественские празднования разрезали выставочный сезон пополам. Уже довольно затруднительно вспомнить, что было "до" и "после".
Михаил Боде, Абстракция без берегов /10.01/
Мы продолжаем обсуждение выставки "Абстракция в России. XX век", экспонирующейся в Русском музее. Своими впечатлениями от выставки, а также размышлениями по поводу самого понятия "абстракция" с обозревателем Михаилом Боде делятся арт-критик Сергей Епихин и художник Евгений Дыбский.
Дмитрий Десятерик, Киевские галереи встречают Новый год /03.01/
Массовым интересом,стечением нерядовой публики отмечено открытие выставки "Бренд "Укра©нське" в Киевском центре современного искусства.
Кто мыслит абстрактно? /27.12/
В Русском музее и его филиале открылась грандиозная выставка "Абстракция в России. XX век". Всего экспонировано около 800 произведений. Однако не все критики согласны их зачислить по разряду абстрактного искусства.
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru