Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20020129_bo.html

8 марта в январе
Diary-38

Михаил Боде

Дата публикации:  29 Января 2002

А почему бы и не отпраздновать 8 марта до срока? Оттепель, капель, дожди и лужи, разливы рек - все говорит о том, что весна нанесла превентивный удар по матушке-зиме. Природа торопится, а общество - по крайней мере, культурное общество - пребывает, похоже, в спячке. Так, например, Третьяковка прозевала превентивный удар со своей женской выставкой, которая должна была предупредить прошлогоднее международное турне "Амазонок авангарда". Третьяковщицы (кураторы выставки - сплошь дамы) божатся, что их проект сконцептуализировался задолго до "авангардок". Может быть. Долгонько собирались с припасами и вот проснулись как бы не в сезон. Однако в закромах выставки "Искусство женского рода" набралось более 200 творений, созданных мастерицами искусств на протяжении полтысячелетия, с XV по XX век. Так что по гигантомании "женский род" обскакал "амазонок".

Что хотели сказать этой выставкой третьяковцы, не слишком ясно. По виду она напоминает эдакую смесь из экспозиций: 1) древнерусского ДПИ (пелены, "воздухи", плащаницы, покровцы, расшитые в "царевых мастерских"), 2) малоизвестного антиквариата XIX века (картины первых художниц-эмансипе, а также жен и сестер известных художников), 3) "амазонок авангарда" (без них нельзя), 4) "Советская женщина - Советской стране" издания 1930-60-х годов и ежегодной на протяжении 1960-80-х мосховской "К 8 марта" (вот без них можно было и обойтись), и, наконец, 5) художниц-феминисток, часто демонстрирующихся в московских галереях современного искусства. Получилась своеобразная женская калька с основной коллекции Третьяковской галереи, которую до сих пор напичкивают вперемежку всем и вся.

Выставка настолько аморфная, что к ней можно приложить какие угодно толкования и концепции. Скажем, история женского рукоделия: от мастериц-златошвей эпохи Годунова, до орнаменталисток - "мирискусниц" начала прошлого века и сегодняшних младоконцептуалок, работающих с мягкими материалами. Или же можно проследить историю женской артистической эмансипации. И тут нужно опять же начать с царевых златошвей, среди которых были и сосланные в монастыри царицы и царевны, ломавшие глаза и коловшие пальцы. Понятное дело, к писанию икон их не допускали. Вот оно, древнерусское "право самцов". Пойдем дальше. В век Просвещения в России изящными искусствами занимались августейшие и великосветские персоны, например, императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) или великая княжна Елена Павловна. Но на дилетантском уровне: не зарабатывать же художественным ремеслом на хлеб. На приезжую профессионалку, портретистку Виже ле Брен смотрели сквозь пальцы - иностранка.

Первая ласточка признания женского художества вспорхнула в середине XIX века. Софья Сухово-Кобылина была настолько рада получению академической золотой медали, что написала совершенно беспомощную картинку со сценой вручения этой награды. Хотя до этого писала более или менее приличные итальянские виды. Следом за ласточкой полетели и другие окрыленные искусством. По большей части родственницы известных художников ("душечки"), что и не могло не отразиться на их творчестве. Ольгу Лагоду-Шишкину помимо всего прочего роднит с ее прославленным супругом неумение писать человеческую фигуру. Шишкинский же пейзаж для нее оказался недосягаемым. Заметный шаг к самостоятельности сделала Елена Поленова. Дальше по дорожке "серебряного века" бойко застучали каблучки Якунчиковой, Делавос-Кардовской, Башкирцевой, Зиночки Серебряковой и пр. А там подоспели и "амазонки". Ну, с ними-то все ясно, поскольку немало написано. В советские времена женское искусство как бы было и как бы и не было. В общей соцреалистической затирке оно не слишком различимо. Только зная пол автора, можно сказать: что-то здесь есть нежно-аккуратное и декоративное. И то это будут враки. А так, когда можно было, советские художницы, как и художники-мужчины, были импрессионистичны, брутальны во времена "сурового стиля", декоративно-метафоричны в эпоху глухого застоя и тогда же умеренно-абстрактны (имеются в виду те, кто был в андерграунде). О своем, о женском и по-женски почти совсем не вещали. С "перестройкой" и последовавшими либеральными поблажками девушки-художницы (именно девушки, дамы не перестроились) разговорились. Что и понятно: феминистское искусство - пропуск в западный арт-мир, признак цивилизованного общества. Давайте лелеять женское искусство - прослывем цивилизованными!

P.S. Неделя выдается не слишком бурная и не слишком тихая. Обычная неделя. 29 января - утомительный для завсегдатаев вернисажей и тусовщиков день. Однако выставки расписаны буквально по часам. В 17.00 в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, что на Делегатской, открывается коллективная выставка "Контр-эволюция" - каждый из 30 с лишним художников показывает одну раннюю и одну позднюю работы. Принцип довольно механистический, но кое-что может быть любопытным. В 18.00 в "Айдан-галерее" вернисаж выставки Марии Погоржельской "Пляж". Живопись, так сказать, переходного типа от Суриковского института к МОСХу, требующая, чтобы прослыть актуальной, изворотливого "концептуального" комментария. В 19.00 на торгово-пешеходном мосту "Багратион" откроется выставка "Первополосные кадры" - лучшие снимки для передовиц, выполненные фотографами ИД "Коммерсантъ".

30 января в выставочном зале "На Каширке" вернисаж Дмитрия Панченко. Для больших любителей сегодняшней символистской живописи.

31 января в галерее Гельмана откроется выставка Леонида Ламма "Инсинуации". Это событие для галереи. Впервые в России выставляется ветеран соц-арта, эмигрировавший после "отсидки" в 1982 году в США. Правда, несколько его работ можно было видеть на коллективной выставке нонконформистов-эмигрантов "Транзит" в 90-м году в ЦДХ. У Гельмана же будет персональная.

31-го же можно пойти и в ГЦСИ на Зоологическую, 13 на мастер-класс Юрия Аввакумова "Как делать выставку". Кто же на него пойдет, когда у Гельмана Ламм?

1 февраля в Зверевском центре современного искусства начнется веселье на Московском фестивале комиксов. Завершится же он 10-го. Всего-то дня не дотягивают до масленицы.