Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20020314_zas.html

Памятник Бродскому уже готов
Григорий Заславский

Дата публикации:  14 Марта 2002

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать, -

написал когда-то Иосиф Александрович. Но умирать "поехал" в Венецию. Во всяком случае, такова была воля поэта. В одном из разговоров с Евгением Рейном, другом, поэтом, таким же, как и он, ахматовским сиротою, Бродский объяснил, что не едет в Питер, боясь, что не выдержит сердце. В другой раз сказал: не хочется тавтологии. Так или иначе, теперь вот - как бы во исполнение поэтической воли, "литературного завещания" - Бродского решили вернуть на Васильевский остров.

Установить памятник.

Конкурс на создание проекта памятника Иосифу Бродскому был объявлен сегодня утром. Организаторы конкурса - Комитет по градостроительству Санкт-Петербурга и "Альфа-банк". Потому в составе жюри - Олег Харченко, председатель Комитета по градостроительству Санкт-Петербурга, главный архитектор северной столицы и его заместитель, главный художник города Иван Уралов, а от "Альфа-банка" - вице-президент Александр Гафин. Ну и другие, может быть, еще более уважаемые, во всяком случае - еще более известные - люди: Сергей Юрский, Владимир Спиваков, Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Борис Мессерер, Евгений Рейн, Анатолий Найман, директор Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке Томас Кренц...

Конкурс - открытый.

К участию приглашены российские и иностранные профессионалы - художники, скульпторы, архитекторы и даже студенты и выпускники архитектурных и художественных вузов. Правда, на пресс-конференции Борис Мессерер успел обронить, что открытость обыкновенно вызывает жуткий поток самых что ни на есть любительских проектов. А тут еще и огромный поощрительный фонд: победитель получает 15 тысяч долларов плюс право на заключение договора на реализацию своего проекта. А так - полная свобода творчества.

Правда, в проекте положения о конкурсе сказано, что его цель - "увековечить средствами архитектуры и монументального искусства имя выдающегося поэта, лауреата Нобелевской премии <...> явившего пример мужественного служения свободе человеческого духа, верности классическим традициям русской и мировой культуры в условиях тоталитарного режима".

Сильно сказано. Во-первых, очень сильно смахивает на описания памятников, которые устанавливали при советской власти. С той лишь разницей, что тогда поэты своею свободолюбивой музой противостояли суровому царскому режиму. Во-вторых, после такого определения конкурс отчасти теряет смысл, поскольку в этих словах - четко очерченная концепция будущего монумента. Едва ли такому выпуклому, внятному "описанию" подойдет то или иное нефигуративное решение.

Но это - не единственное "но", несколько омрачающее радость по поводу объявления открытого конкурса, в котором участвует не один только государственный Комитет по градостроительству, но и вполне частный банк, за что - честь ему и хвала.

Конкурсы на памятники случались и раньше, но победителями выходили не самые, прошу прощения, убедительные монументы. Что далеко ходить за примерами: памятник Достоевскому, ныне украшающий выход из метро к Библиотеке имени Ленина. Неуверенно присевший на краешек чего-то задрапированного, а вернее, сползающий с этого самого странного сидения писатель, - именно этот проект в свое время вышел победителем в каком-то соревновании.

В случае с памятником Бродскому смущают сроки, стремительность, с какой второй тур следует за первым, а третий - поспешает за вторым. Судя по темпам, памятник должен быть изготовлен в кратчайшие сроки, чтобы к юбилею города уже стоять на том или ином углу Васильевского острова.

Сайт, посвященный конкурсу, уже открыт. Работы следует посылать в Санкт-Петербург до 15 мая, результаты первого тура будут объявлены к 1 июля, второй тур, в итоге которого жюри следует выбрать 6 лучших работ, завершится до 15 сентября. А вот третий тур... С третьим туром, кажется, может выйти нежелательный казус. Дело в том, что шесть лучших работ предлагается выставить на всенародное - в пределах Петербурга - обсуждение. И каждый посетитель выставки сможет в установленном порядке принять участие в голосовании. Правда, в положении сказано, что право окончательного решения - в компетенции жюри. И все-таки: каково будет членам жюри, которым придется пойти против воли большинства, а то и вовсе - которым приглянется вариант, набравший наименьшее число голосов потенциальных потребителей?..

Интересно, что уже на пресс-конференции выяснилось: члены жюри совсем не одинаково видят будущий монумент. Борис Мессерер фактически повторил только что высказанные опасения. Сказал, что большинство не всегда право и не всегда следует прислушиваться к его мнению в решении таких вопросов, касающихся искусства. Сергей Юрский решительно высказался против памятника-знака, но при этом (в смысле: при не раз повторенном желании увидеть человека) оговорился, что Бродских было по меньшей мере три. Ленинградский Бродский - молодой человек, веселый и непринужденный; Бродский, известный по десяткам фотографий Бродский-американец; третий Бродский - Бродский во фраке, которому пожимает руку шведский король во время церемонии вручения Нобелевской премии... И какого выбрать - вопрос, пока не имеющий ответа... Очевидно, что все остальные имеют свой особый взгляд на памятник поэту.

Накануне пресс-конференции я попытался поговорить с кем-то из членов жюри. Позвонил и Борису Асафовичу Мессереру. Попал на Беллу Ахатовну. Она рассказала, как недавно они съездили в Венецию, были на могиле Бродского, оставили там записку: "Иосиф, были Белла и Борис". И прижали ее камнем. А теперь какие-то знакомые, которые возвращаются из Италии, звонят и рассказывают, что видели эту записку... Тоже памятник!

"Очень тонкое дело с памятниками, - говорила Белла Ахмадулина. - Никакой развязности, никакой выпуклой наглядности быть не должно".

Вряд ли все члены жюри подозревают, что в истории с памятником Бродскому есть и еще одна интрига. Дело в том, что памятник Бродскому уже готов. И даже как будто не один. Но один точно был выставлен в Музее Российской академии художеств на Пречистенке. Это - работа Зураба Церетели. Думаю, что у тех, кто знаком с монументальным творчеством президента РАХ, нет сомнений в том, что этот монумент полностью соответствует предъявленным в положении о конкурсе требованиям. Таким образом, у петербуржцев наконец появился реальный шанс обзавестись монументом Зураба Церетели.