Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Фотореализм и правда жизни / Обзоры / Выставки < Вы здесь
Седьмое письмо к виртуальному другу
Дата публикации:  1 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Здравствуй, дружище. Извини, что не воспользовался твоим приглашением на выставку. Нездоровится, авитаминоз, перевод часов на час вперед, - то есть отобрали час весны и солнца, а вернут осенним дождем - и вообще переутомился. Так что эту неделю ходил только на выставки рядом с местом гнездования на Тверской.

Вдруг обнаружил в двух шагах от себя музей-квартиру издателя Сытина, а там выставку Евы Левиной-Розенгольц. Шаг в открытую дверь подъезда рядом с кафе "Бункер" прямо с улицы, и ты в доброй интеллигентной квартире, где тут же поражен открывшейся тебе графикой рембрандтовской силы.

Но сначала несколько слов о Еве Павловне Левиной-Розенгольц (1898-1975). Папа - купец 2-й гильдии в Витебске, мама - художница, ученица Малевича. Саму Еву выучили вначале, на всякий случай, на зубного техника, а уже потом - изящным искусствам у Эрьзи, Голубкиной и, главное, у Фалька, считавшего ее настоящей своей ученицей. Три младших брата были убиты в гражданскую войну. Старший стал сталинским наркомом внешней торговли и был расстрелян в 37-м году. Тогда же посадили и другого брата - профессора-микробиолога. До Евы Павловны добрались в 49-м году, отправив на вечное поселение в Красноярский край. Вернуться в Москву удалось только в середине 50-х.

И вот тут пережитое обернулось творчеством библейской силы. Выставка на Тверской 12 называется просто: "Небо. Люди". Речь о простейших вещах, которые остаются, когда нет уже ничего. То ли дантовский ад, то ли вихри ангелов. Небо, ветер, трава - размытая тушь. Фигуры людей - как всего лишь часть ландшафта. Какая-то потусторонняя пустота, стихия в чистом виде. Какая-то девушка за моей спиной воскликнула: "Это что, Чекрыгин?" В том-то и дело, что нет. Та сакральность искусства, которую Чекрыгин в начале 20-х годов хотел достичь специально, была обретена Е.П.Левиной-Розенгольц как результат умученного пыткой человека. Как зримая аура безнадежного состояния. То, что она донесла до людей этот опыт, - невероятно.

Не случайно умирающий Фальк признал в первых ее сериях совершенно новую степень искусства. Не случайно в конце 50-х юные Эрик Булатов, Илья Кабаков, Олег Васильев обрели в Еве Павловне Левиной-Розенгольц нить, связующую с российской традицией, через бездну официоза и имитаторства. А высокая оценка М.Алпатова, который сравнил ее с китайскими мастерами и с лучшими вещами Тернера, - и с мировым искусством. Так что сделай шаг с шумящей Тверской в открытую дверь музея-квартиры, где до конца апреля будет эта поистине рембрандтовская выставка, а потом скажи мне, как она тебе?

Я же, дрожа от слабости, кашляя, обливаясь предсмертным потом, добрался наконец до галереи "Риджина", где застарелый авангардист Борис Орлов (род. в 1941) праздновал "Победу над Солнцем". В двух словах: большие фотографии фашистских пикирующих самолетов, на которые наложены орденские ленточки, они же - цветные абстрактные линии в духе Эль Лисицкого или Казимира Малевича (того самого, который учил еще маму Евы Павловны Левиной-Розенгольц). То есть полная актуальность.

В лаконично стильном зале "Риджины", где вечно будет взывать к небесам кровь невинно убиенного в результате художественной акции поросенка, расположилась лаконично стильная композиция Орлова. Народу собралась тьма. Кто-то, как поэт-рецептуалист Слава Лен, вспоминал, что нечто подобное делал в 1997 году вместе с Михаилом Шемякиным в Америке. Кто-то, как Олег Шишкин, некогда разоблачивший Рериха в связях с НКВД, приглашал всех на премьеру дописанной им в виде пьесы "Анны Карениной-2", которая состоится 8 апреля в Питере. Кто-то просто пил желтенькое вино с пузырьками типа шампанское. Я же вникал в черный крест, круг, квадрат, которыми были прорежены фотографии с фашистскими самолетами, в пресс-релизе почему-то названные советскими. В общем, все нашли занятия по душе. Тут пришла Галя и, узнав от Володи Овчаренко, что "Риджина" в Бразилии на биеннале современного искусства выставила Сергея Браткова в качестве официального представителя России, увезла меня домой болеть.

Потому что надо было набраться сил для открывающегося в Москве фотобиеннале-2002. От слабости я не спал всю ночь. Было полнолуние, начало еврейской пасхи, взрывов в Иерусалиме и "войны возмездия". Я варился в собственном поту и думал, хватит ли сил дойти утром до отеля "Шератон-Палас", где будет пресс-конференция и раздача программ и билетов.

Сил хватило. Дошел. Поразил, как я и думал, масштаб деятельности Ольги Свибловой, которая все это организовала. Более полутора сотен выставок, сотни фотографов, десятки спонсоров, тысячи работ, десятки залов, начиная с центрального Манежа и заканчивая торгово-пешеходным мостом на Кутузовском проспекте, где тоже будет пара десятков мастеров. Сплошная развеска фотографий в Новом Манеже, где постепенно теряешь соображение, где, что и кто, погружаясь в саму ауру странноватого действа, так поражающего своим обилием иностранцев.

Это обилие сильно оголодавшего человека, которому надо успеть догнать то, что догнать уже невозможно, а он пытается. Вот шарм наших действ. Я ведь Олю Свиблову знаю уже лет двадцать. В то время она была еще женой поэта Алексея Парщикова, терпеливо ждала его мировой славы и занималась лингвистикой Хомского. Потом в какой-то момент наступил слом, и на свет явилась совершенно иная женщина. Парщиков, тот просто сбежал от этого сначала в Америку, потом в Кельн. Год назад, во время приезда в Москву, он впервые встретился с Ольгой в созданном ею Московском доме фотографии. Его поразил как европейский характер ее детища, так и новый имидж экс-жены. "Ты понимаешь, - говорил он обескуражено, - она кричала на своих сотрудниц! Это совершенно другой человек".

Новую Олю Свиблову остановить уже нельзя. Слишком много времени было потеряно зря, Нобелевскую премию Парщиков не получил, само его имя пришлось стереть из памяти. В своей новой фотожизни Свиблова мобилизовала прессу и искусствоведов, внимательно отслеживая каждый отзыв в своей адрес, возя всех в Париж. Она завоевала московские власти, расширяет Дом фотографии, заручилась поддержкой иностранных посольств, фондов, культурных центров. На пресс-конференции кто-то из иностранных партнеров признался: "Кажется, кроме Свибловой, нам не с кем больше сотрудничать в России". Недавно прочитал последнюю книгу Вити Ерофеева "Бог Х", которая почти вся об этом: "Идет перераспределение гендерных ролей, половой переполох: нарождается невиданное сословие русских женщин - самостоятельных, самодельных, самоходных установок".

"Четвертый международный месяц фотографии в Москве" продлится два с половиной месяца. Это еще одна наша (России и Оли Свибловой) попытка вернуть утраченное, перепрыгнуть пропасть, вскочить на подножку исчезнувшего за горизонтом мирового фотоискусства. Достаточно сказать, что приедет Жан Бодрийар, знаменитый французский философ, относительно которого, если кто думал, что он уже умер, тот сильно ошибся. Увидеть мир глазами Бодрийара было бы заманчиво, если бы философ, как это ему и свойственно, не занимался "убийством изображения". Сам Бодрийар расскажет об этом 11 апреля в Музее А.С.Пушкина гораздо лучше, хотя и по-французски.

Вообще же три главные темы фотобиеннале-2002: пейзаж, тело и дети - удовлетворят любого. Александр Родченко, который снимал детей 1920-х, карельскую зиму 1933 года и ню, пребудет сразу в трех довольно неожиданных для него ипостасях. Обнаженные женщины, будь то родченковская Лиля Брик, гейши Нобуеки Араки, которыми в конце весны закончится фестиваль, прекрасные чешки 68-го года или успевшие раздеться накануне прихода Гитлера к власти невинные немки, - это прекрасно и вызовет не один еще мой комментарий. Уж кому, как не тебе, знать мое сластолюбие. Тем более что ты так замечательно его одобряешь и поддерживаешь.

Но "вернемся к нашим ню-шам", - как говорил мой знакомый фотограф, которого едва было не отправили, подобно классику советской фотографии Гринбергу, в ГУЛАГ "за порнографию", но в последний момент он предпочел оказаться в Нью-Йорке, где теперь снимает первомайские спортивные парады. Среди коллекций будут, например, "Секретные карточки" - эротические фото начала ХХ века из собрания Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, - которые Свиблова, конечно же, выставит в Доме фотографии на Остоженке, никому не отдаст. Или "Татуировки" - французские, середины ХХ века, и наши нынешние, которые, сфотографированные на зоне Сергеем Васильевым, тянут на серьезное исследование символики российского криминального мира.

В общем, обо всем по порядку в следующих письмах. А писать, думаю, будет о чем. Апрель 2002-го мы запомним надолго. Закопошились любители общественных инсталляций. Обвинение Игоря Зотова, выпускающего редактора "Независимой газеты", русским Мещанским судом, бессмысленным и беспощадным, - из этих, из новых акций. Игорь выпустил номер, в котором была статья, обвиняющая судей в получении взяток за сохранение под стражей красноярского Быкова. Автора статьи найти не смогли. Зотов оказался крайним. Но суть в том, что "Независимая" - газета Березовского, недавно тут был просмотр фильма о взрывах домов в Москве и Волгодонске, которые будто бы организовала ФСБ, так что повод нашелся на удивление быстро.

Власти, однако, не подозревали одного. Писательского умения Игоря Зотова описывать кафкианский бред нынешней российской власти с иронической отстраненностью Титуса Советологова. Представляешь себе отчет Михлухо-Маклая о беседе с туземцами, которые требуют от него подписать бумагу "о неразглашении сведений"? Это этнографический шедевр, который переживет описанный им народ.

Политики и их тайно движущие органы не поняли главного - они превращены в художественный объект, доступный наблюдению зрителей. Вечный приговор им вынесет стиль художника. Сами кувыркания в их воле. Но надо предупредить их на манер американских полицейских: "Все ваши ужимки могут быть использованы против вас".

Открою тебе тайну: скоро Григорий Заславский пришлет мне зашифрованную тему: "Кому принадлежит стилистическая власть в стране?". А я ему - это письмо! Симулякры, будьте бдительны!

Твой Игорь Шевелев


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Игорь Шевелев
Игорь
ШЕВЕЛЕВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru