Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20020402_re.html

Фотография для всех
Данила Ремизов

Дата публикации:  2 Апреля 2002

В Новом Манеже открылась первая выставка Фотобиеннале, точнее, сразу несколько, но все они объединены тем, что предоставлены Национальным французским фондом современного искусства. Наибольшее внимание общественности привлекли серии снимков Бернара Фокона - "Большие каникулы", где он объединяет в кадре манекенов вместе с живыми детьми, и "Самый счастливый день моей юности", где вообще доверяет камеру детям, оставляя за собой лишь функцию выбора.

Во втором случае слишком очевидным становится провокативное назначение, провокативный характер его работ. Это скорее манифест, нежели произведение искусства, - дескать, фотография - не рассказ, не история и не раскрытие темы, а мгновенный акт озарения.

Ольга Свиблова заметила недавно (возможно, не в первый раз), что мыльницей фотографировать может и жук. Фокон - не такой масксималист, он утверждает, что фотографировать может даже ребенок. Может, как известно, и обезьяна, такие эксперименты проводились. В результате жесткого отбора получалась вменяемая серия снимков...

"Большие каникулы" больше приближены к искусству. Правда, тяготеют все же к современному - именно своей провокативностью и концептуальностью. Куда без этого?

Конечно, тут и рука мастера, и замысел, и исполнение - все на высоте сферы звезд, но звучит оно в том духе, что фотография, мол, умерла, пора искать новые формы, отказываться от живых моделей, выходить за рамку кадра... Где-то это уже звучало. Кажется, на недавнем мастер-классе сэра Питера Гринуэя.

Не секрет, что такова генеральная линия всего современного. Но тут происходит подмена, на которую организаторы видимо и попались, а подмена в том, что манифест, конечно, является в искусстве определяющим последующее направление, но тем не менее он вторичен. А первично в искусстве совсем не рациональное начало, а обратное ему, но не полностью обратное (если остаются одни чувства - получается мыльная опера), а в приближении к этой "обратности". Поэтому и случилось так, что самая интересная работа Фокона - та, где вовсе нет ни людей, ни манекенов, а просто сложен реквизит рядом с обыкновенным окошком.