Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20020529_smi.html

Даши Намдаков: свет с Востока
Выставка у Церетели

Илья Смирнов

Дата публикации:  29 Мая 2002

Сообщаю строго секретную информацию. Современное изобразительное искусство существует.

Именно современное, то есть не похожее на то, что было раньше. Именно искусство, то есть высокопрофессиональный - ювелирный! - творческий труд, в результате которого ускользающая реальность: взгляд, прыжок, выстрел из лука - обретает художественный образ в бронзе и сохраняется навеки.

На третьем этаже Академии художеств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) со среды открыта выставка бурятского художника и скульптора Даши Намдакова. Он родился в 1967 г. в селе Укурик Читинской области, учился у Г.Г.Васильева в Улан-Удэ, потом в Красноярском художественном институте у Л.Н.Головицкого, Ю.П.Ишханова, А.Х.Баярлина и Э.И.Пахомова. Первая персональная выставка - в Иркутске - открылась в день его 33-летия. В улан-удинской прессе намекают на то, что он "перерожденец какого-то великого князя, что когда-то в детстве он был на грани жизни и смерти и шаман предсказал ему мировую славу" (http://www.infpol.ru/05092001/dashi.html). Ленинградцам его представил в прошлом году Музей этнографии, землякам - Музей истории Бурятии.

Герои Намдакова - звери и птицы. Древние воины с усталыми печальными лицами и прекрасные юные женщины - степные принцессы и наездницы. Шаманы и ламы. Хранители Закона и духи природы.

Сюрреалистически зыбкие, текучие формы в таких скульптурах, как "Вечер", соседствуют с узнаваемым, как лицо на телеэкране, "Вожаком". Вожак - это, собственно, баран. Упершись всеми четырьмя ногами и наклонив голову, он смотрит прямо в лицо посетителя тяжелым взглядом ответственного работника. Надо бы увеличить до размеров хорошего памятника и поставить где-нибудь у входа в Академию госслужбы или в VIP-зал международного аэропорта.

Намдаков потрясающее передает движение. Бык - тотемический первопредок "Буха - нойон" - запечатлен в прыжке, в отрыве от земли. Возникают одновременно два вроде бы взаимоисключающих ощущения: тяжелой мощи и свободного полета. Как это скульптору удается совместить - Бог (или Будда) знает.

Вообще-то Буха-нойон и сам по себе персонаж довольно необычный - "объект тройного почитания ламаистов, шаманистов и православных", причем последние отождествляли его со святым Пафнутием (Н.Л.Жуковская - Мифы народов мира, М, 1987, т. 1, с. 200).

О материалах, с которыми работает бурятский мастер: в галерею любимой бронзы вносят разнообразие скульптуры, выполненные из кости и драгоценных металлов или вообще из конского волоса. Причем нетрадиционная техника избирается не для того, чтобы удивить народ "продвинутостью", а, как я понимаю, для наилучшего решения художественной задачи. Ведь крыло птицы должно быть легким, правда?

А на стенах, между графическими работами - листки бумаги с короткими стихотворениями бурятского поэта Намжила.

"Тверской бульвар загружен головами. Несу в толпе свой азиатский лик. И он плывет средь рыжих, русых прядей скуластым изваянием Будды..."

И стихи Намжила Нимбуева, и скульптуры Даши Намдакова, безусловно, национальны - их не перепутаешь с искусством другого народа, - но в них нет ничего националистического, ничего, что противопоставляло бы свой народ чужому, свою "правильную" религию - соседней "неправильной". Вот чему еще стоило бы поучиться у гостей с Востока нашим скульпторам и художникам, неофитам "Святой Руси".

Описывать словами произведения изобразительного искусства - занятие неблагодарное. Да я и не претендую на звание арт-критика, а берусь за чужую работу только потому, что штатные "специалисты" своих обязанностей не выполняют и выполнять не будут.

Как социолог, могу прогнозировать следующее развитие событий.

Поддерживать режим молчания вокруг Даши Намдакова - делать вид, что такого художника в Российской Федерации не существует, - скорее всего, уже не удастся. Трудно будет и списать его по ведомству "пережитков тоталитаризма" (он моложе "актуальных" столичных тусовщиков) или "масскульта" (ничего конфетно-галантерейного в его произведениях не углядишь даже под микроскопом).

Скорее всего, индустрия суррогата будет работать с Намдаковым примерно так же, как работали с рок-группами, с Аквариумом и Наутилусом в конце 80-х годов - запихивать в "сборные концерты" с мастерами пения под фонограмму. То есть в общий "дискурс" с теми, кто собирает "инсталляции" из помойного ведра.

У входа в залы, где выставлен восточный гость, уже появилась бумажка с заумным текстом про "позиционирование дискурсов". Именно таким текстом, какими положено сопровождать "актуальное искусство". И это - при том, что искусствовед Надежда Комарова, организовавшая первую выставку Намдакова в Иркутске, пишет о нем очень убедительно и внятно.

Даши Намдакову в этой ситуации можно пожелать стойкости - соразмерной таланту.