Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Поиски стиля / Обзоры / Выставки < Вы здесь
Даши Намдаков: свет с Востока
Выставка у Церетели

Дата публикации:  29 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сообщаю строго секретную информацию. Современное изобразительное искусство существует.

Именно современное, то есть не похожее на то, что было раньше. Именно искусство, то есть высокопрофессиональный - ювелирный! - творческий труд, в результате которого ускользающая реальность: взгляд, прыжок, выстрел из лука - обретает художественный образ в бронзе и сохраняется навеки.

На третьем этаже Академии художеств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) со среды открыта выставка бурятского художника и скульптора Даши Намдакова. Он родился в 1967 г. в селе Укурик Читинской области, учился у Г.Г.Васильева в Улан-Удэ, потом в Красноярском художественном институте у Л.Н.Головицкого, Ю.П.Ишханова, А.Х.Баярлина и Э.И.Пахомова. Первая персональная выставка - в Иркутске - открылась в день его 33-летия. В улан-удинской прессе намекают на то, что он "перерожденец какого-то великого князя, что когда-то в детстве он был на грани жизни и смерти и шаман предсказал ему мировую славу" (http://www.infpol.ru/05092001/dashi.html). Ленинградцам его представил в прошлом году Музей этнографии, землякам - Музей истории Бурятии.

Герои Намдакова - звери и птицы. Древние воины с усталыми печальными лицами и прекрасные юные женщины - степные принцессы и наездницы. Шаманы и ламы. Хранители Закона и духи природы.

Сюрреалистически зыбкие, текучие формы в таких скульптурах, как "Вечер", соседствуют с узнаваемым, как лицо на телеэкране, "Вожаком". Вожак - это, собственно, баран. Упершись всеми четырьмя ногами и наклонив голову, он смотрит прямо в лицо посетителя тяжелым взглядом ответственного работника. Надо бы увеличить до размеров хорошего памятника и поставить где-нибудь у входа в Академию госслужбы или в VIP-зал международного аэропорта.

Намдаков потрясающее передает движение. Бык - тотемический первопредок "Буха - нойон" - запечатлен в прыжке, в отрыве от земли. Возникают одновременно два вроде бы взаимоисключающих ощущения: тяжелой мощи и свободного полета. Как это скульптору удается совместить - Бог (или Будда) знает.

Вообще-то Буха-нойон и сам по себе персонаж довольно необычный - "объект тройного почитания ламаистов, шаманистов и православных", причем последние отождествляли его со святым Пафнутием (Н.Л.Жуковская - Мифы народов мира, М, 1987, т. 1, с. 200).

О материалах, с которыми работает бурятский мастер: в галерею любимой бронзы вносят разнообразие скульптуры, выполненные из кости и драгоценных металлов или вообще из конского волоса. Причем нетрадиционная техника избирается не для того, чтобы удивить народ "продвинутостью", а, как я понимаю, для наилучшего решения художественной задачи. Ведь крыло птицы должно быть легким, правда?

А на стенах, между графическими работами - листки бумаги с короткими стихотворениями бурятского поэта Намжила.

"Тверской бульвар загружен головами. Несу в толпе свой азиатский лик. И он плывет средь рыжих, русых прядей скуластым изваянием Будды..."

И стихи Намжила Нимбуева, и скульптуры Даши Намдакова, безусловно, национальны - их не перепутаешь с искусством другого народа, - но в них нет ничего националистического, ничего, что противопоставляло бы свой народ чужому, свою "правильную" религию - соседней "неправильной". Вот чему еще стоило бы поучиться у гостей с Востока нашим скульпторам и художникам, неофитам "Святой Руси".

Описывать словами произведения изобразительного искусства - занятие неблагодарное. Да я и не претендую на звание арт-критика, а берусь за чужую работу только потому, что штатные "специалисты" своих обязанностей не выполняют и выполнять не будут.

Как социолог, могу прогнозировать следующее развитие событий.

Поддерживать режим молчания вокруг Даши Намдакова - делать вид, что такого художника в Российской Федерации не существует, - скорее всего, уже не удастся. Трудно будет и списать его по ведомству "пережитков тоталитаризма" (он моложе "актуальных" столичных тусовщиков) или "масскульта" (ничего конфетно-галантерейного в его произведениях не углядишь даже под микроскопом).

Скорее всего, индустрия суррогата будет работать с Намдаковым примерно так же, как работали с рок-группами, с Аквариумом и Наутилусом в конце 80-х годов - запихивать в "сборные концерты" с мастерами пения под фонограмму. То есть в общий "дискурс" с теми, кто собирает "инсталляции" из помойного ведра.

У входа в залы, где выставлен восточный гость, уже появилась бумажка с заумным текстом про "позиционирование дискурсов". Именно таким текстом, какими положено сопровождать "актуальное искусство". И это - при том, что искусствовед Надежда Комарова, организовавшая первую выставку Намдакова в Иркутске, пишет о нем очень убедительно и внятно.

Даши Намдакову в этой ситуации можно пожелать стойкости - соразмерной таланту.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Поиски стиля' (архив темы):
Анна Шалашова, Как важно быть серьезным /27.05/
Премьеру "Ревизора" в Вахтанговском театре уже смело можно назвать самым скандальным и одновременно спорным спектаклем сезона.
Андрей Хрипин, Ночь в опере /06.05/
Даже Покровский вынужден признать, что в театре последнее слово всегда за публикой. Публике плевать на режиссерские рефлексии. Публика хочет зрелищ, секса и театральной крови. Поэтому "Сельская честь" и "Паяцы", краеугольные манифесты веризма, будут идти с неизменным кассовым успехом.
Николай Песочинский, Вертепу требуется недотыкомка /29.04/
Распредмечивание речи и стихия словесной путаницы могли бы соответствовать месту действия, выбранному режиссером для его истории о мелком бесе, - вертепу.
Елена Трофимова, Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов /27.04/
Уже в 60-е годы прошлого века в литературе, живописи, музыке, театре, кино началась реабилитация стилей начала века, разрушавшая монополию "социалистического реализма".
Григорий Заславский, Право выбора /25.04/
Скучно не будет. Будет красиво. Будет ли интересно - другой вопрос. "Вечность и еще один день" - очередной один опыт по выходу из круга "идей Художественного театра", еще один шаг в сторону от "опостылевшего" психологического реализм
Илья Смирнов
Илья
СМИРНОВ
smirnov@screen.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru