Акварель как форма аутизма Выставка акварелей Артура Фонвизина в Музее личных коллекций

Дата публикации: 28 Февраля 2003

получить по E-mail
версия для печати
Художник Артур Фонвизин с детства страдал тяжелой формой аутизма. Внешний мир его так мало интересовал, что мальчик долго не говорил. Условия такой жизни способствовали - его отец был лесным инспектором, семья жила на кордонах и лесных усадьбах. Из своего добровольного заточения Фонвизин вышел в результате сильного шока, испытанного в цирке Чинизелли. Мальчик не только заговорил - но и начал рисовать. Сказочные принцессы, игравшие огненными факелами на спинах мчащихся по манежу лошадей, навсегда завладели его воображением.
Но окружающий мир так и остался для Артура материей глубоко неинтересной и скучной, хотя он сразу попал в очень правильную компанию - поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, дружил с Марком Шагалом и Михаилом Ларионовым, участвовал во всех модных выставках - "Голубая роза", салонах "Золотого руна", "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мир искусства" и др. Но этот мир проскальзывал мимо сознания замкнутого в себе художника - одно время он тихо и неприметно жил в самом шумном и богемном месте Москвы - мастерской у Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, безропотно терпя их громокипящие любовно-творческие скандалы. Взорвался только единственный раз - когда набросился с кулаками на слишком уж сильно доставшего своими издевательствами художника Судейкина. За что и был из училища отчислен. В дальнейшем окружающий мир его уже не трогал, его интересовала только акварель и очень узкий круг сюжетов: старый цирк, цветочные натюрморты, женские портреты. Даже спутницу жизни нашел там, в своем акварельном мире, когда взялся писать портрет молодой художницы Натальи Малкиной, учившейся живописи у Ильи Машкова.
И всю его дальнейшую очень долгую жизнь, женщины его спасали от всех неприятностей, даже тогда, когда его зачислили в шайку формалистов "три "Ф" (Фальк, Фаворский, Фонвизин). Вера Мухина, например, вытащила его из карагандинской ссылки, куда Фонвизина отправили, как лицо немецкого происхождения. (Кстати, Фонвизины - из остзейских немцев, русское дворянство получил от Екатерины II еще автор "Недоросля", урожденный Ван Виссен.) Женщины высшего света советской поры просто преклонялись перед художником, который честно и реалистично рисовал, что видел. То есть сказочных принцесс, небожительниц - Бабанову, Зеркалову, Глизер, Богуславскую, Левитину, Тихомирнову, Плисецкую...
А сам Артур Фонвизин навсегда остался идеалом советского художника, вечно витающего в облаках возвышенного мечтателя, который не вступает в конфликт с окружающим миром только потому, что не видит в нем ничего интересного. И все потому, что он и в самом деле был стопроцентным и истинным аутистом, раз и навсегда сбежавшим из этой отвратительной реальности.
Велимир Мойст. Аутентификация неловкого юноши. Выставку "Акварели и рисунки Артура Фонвизина" в Музее личных коллекций не отнесешь к разряду сенсационных, зато можно числить по ведомству эталонных. Работы этого художника в таком количестве гуляют по нашему антикварному рынку, что эксперты давно "в отказе": во всякой вновь всплывающей вещи они склонны видеть подделку. Правомерен ли такой подход, не нам судить (заметим лишь, что о творческой плодовитости Фонвизина слагались легенды еще при его жизни), однако теперь у владельцев несертифицированных произведений есть возможность самим провести сравнительную экспертизу. Найти на выставке похожий мотив, оценить особенности художественного решения, примерить их к своему несостоявшемуся шедевру - и удалиться в убеждении, что "ни черта они в подлинности не понимают". Проку от этого резюме немного, а на душе все-таки легче.
Леонид Лернер. Акварелист. К 120-летию со дня рождения художника Артура Владимировича Фонвизина Шагала поразила загадка: столько лет писать маслом - и вдруг... Когда это случилось, отцу было уже 47 лет! Михаил Ларионов, звавший его с собой в Париж, узнав о фонвизинских метаморфозах, писал ему оттуда: "Артур, ты, кажется, сошел с ума. Акварель - это же баловство. Подумай, на что ты будешь жить?"
поставить закладку
написать отзыв
 |
Предыдущие публикации:
|
Максим Рейдер, Загадочный rich jones /17.02/
|
 |
Фотографии Рича Джонса бьют по нервам. Вот глаза негра, который знает, что жизнь его кончена; он никого не винит - но так хочется жить! Затуманенный взор белобрысого мальчишки из Белфаста, курящего "травку". Или хищный взгляд торговки с одесского Привоза. "Нью-Йорк Таймс" собираются сделать о Джонсе статью. |
 |
Андрей Ковалев, Памятник девяностым /07.02/
|
 |
Вся история искусства 90-х описывается как серия анекдотов - "написали слово @$% перед Мавзолеем", "разрезали свинью" и т.д. Но "разрубание икон" оказалось последним анекдотом эпохи: какие тут шутки, когда за художником гоняется прокуратура? Если нелепое дело будет закрыто, Тер-Оганьяну придется возвращаться совсем в другую страну. |
 |
Дмитрий Десятерик, Пейзаж после битвы /13.01/
|
 |
Если бросить взгляд на украинский арт-рынок, то глазам предстанет полный хаос. Выход есть: на рынок должен прийти корпоративный покупатель, ответом которому станет корпоративная же солидарность культуртрегеров. Ложные ценности перестанут преобладать хотя бы количественно. |
 |
Игорь Шевелев, Двадцатое письмо к виртуальному другу /09.10/
|
 |
Литературные стыдобища: от "Дебюта" до "Букера" - чисто конкретные "Российские сюжеты". Литературы категории А больше нет. "Ритм & Блюз" дело молодое, не для таких, как я, Пер Гюнтов. |
 |
Игорь Шевелев, Девятнадцатое письмо к виртуальному другу /26.09/
|
 |
Издатель Игорь Захаров требует сатисфакции. А у дирекции Российского национального оркестра возникли проблемы, им теперь не до меня. Художник Евгений Додонов научил не бояться превратностей судьбы. Друг мой, до встречи у "Мадам Галифе". |
 |
|
 |

КОВАЛЕВ
художественный критик aakovalev@yahoo.com URL


|