Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Снежный король модной фотографии
В Московском доме фотографии в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии" открылась ретроспектива Хельмута Ньютона

Дата публикации:  28 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова закаляет вкус москвичей методом контрастного душа. Ровно год назад гвоздем IV Фотобиеннале стал приезд и выставка фотографий иконического философа современности, жупела постмодернизма Жана Бодрийара. На вступительной лекции создатель словечка "симулякр", как обычно, рассуждал о гиперреальности и гневно клеймил "убийство изображения", ежедневно совершаемое СМИ, но оказался вполне традиционным фотографом-любителем, предъявив сгорающей от любопытства публике - нет, конечно, не кошечек и внучек, а глубокие тени, сочные солнечные брызги, нежный свежевыпавший снег на капотах автомобилей и собственный беззащитный обнаженный торс.

Патриарх рекламной фотографии Хельмут Ньютон, чья огромная ретроспектива открылась в понедельник в Московском доме фотографии, действует прямо противоположным образом. Он заполнил лабиринты всех трех этажей старинного дома на Остоженке огромными черно-белыми изображениями обнаженных женских тел - статичными, стильными до дрожи и словно излучающими космический холод. Не случайно на одной из серий фотографий живые женские тела переплетаются с манекенными - понять, где какое, не всегда просто.

Другой шокирующий прием маэстро, ставший его фирменным знаком, - делать две совершенно одинаковые групповые или индивидуальные фотографии моделей - в одних и тех же позах, с одними и теми же аксессуарами и макияжем, с одним и тем же освещением, но на одном снимке, как в броню, закованных в полное облачение "от кутюр", а на другом, висящем рядом - совершенно обнаженных.

Срывая блестящие модные доспехи, Ньютон словно деконструирует мир моды и гламурных журналов, - которым тем не менее верно служит уже 50 лет - с тех самых пор, как, бежав в 1938 из Германии и отслужив во время Второй мировой войны пять лет в австралийской армии, перебрался в Париж, чтобы посвятить себя модной фотографии.

Даже одетые мужчины - политики, актеры, деятели модной индустрии - приобретают на портретах такую же отстраненность и холодность, попав в объектив этого фотографического Снежного Короля. Поразительно, но самым эмоциональным портретом оказалось лицо-маска 99-летней Лени Рифеншталь.

Но на мастер-классе, то есть публичной лекции, устроенной в воскресенье накануне открытия выставки, Хельмут Ньютон говорил на удивление просто и буднично.

Что он работает в скромно оборудованных студиях или вообще без студий (только для серии "Автоэротика", снятой по заказу BMW для продвижения нового "Жука", пришлось нанять большой павильон), самыми простыми камерами, часто автоматическими - 35-милиметровыми или в крайнем случае 6х6, самой обычной пленкой. Если это черно-белая, то, как правило Kodak TriX, если цветная - то какая-нибудь Fuji. Что моделям своим дает самые простые механистические указания - полшага вперед, левую руку вверх, втяни живот, улыбнись. Что не мудрит с передержкой и недодержкой, как другие фотографы, а всегда старается отработать экспозицию наилучшим образом. Что не пользуется никакой компьютерной коррекцией изображений и сверхсовременными компьютеризированными вспышками.

"Будьте как солдаты, - поучал 83-летний Ньютон молодых фотографов. - Научитесь стрелять, держите ружье смазанным и делайте свою работу как можно лучше, когда настанет время".

И все-таки что-то объединяет дослужившегося до фельдмаршала честного солдата фотографии Хельмута Ньютона с вольным стрелком-любителем Жаном Бодрийаром. "Сила воздействия изображения пропорциональна его силе отторжения реальности", - провозглашал французский философ на своей прошлогодней лекции. То есть чем менее изображение "притворяется" реальностью, тем сильнее оно воздействует. Хельмут Ньютон ничего не декларирует; но постоянно подтверждает этот принцип всей своей творческой деятельностью.

Кстати, прекращать ее сейчас, на 84-м году жизни, он совсем не собирается, и вообще - выглядит максимум на 65. Видимо, постоянное общение с обнаженными молодыми женщинами, находящимися в расцвете своей красоты, все-таки благотворно - как бы холодно эти женщины ни выглядели на снимках.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Акварель как форма аутизма /28.02/
Выставка Артура Фонвизина в Музее личных коллекций. Он сразу попал в правильную компанию - дружил с Шагалом и Ларионовым, участвовал во всех модных выставках. Но этот мир проскальзывал мимо сознания художника - его интересовала только акварель и узкий круг сюжетов: старый цирк, цветочные натюрморты, женские портреты.
Максим Рейдер, Загадочный rich jones /17.02/
Фотографии Рича Джонса бьют по нервам. Вот глаза негра, который знает, что жизнь его кончена; он никого не винит - но так хочется жить! Затуманенный взор белобрысого мальчишки из Белфаста, курящего "травку". Или хищный взгляд торговки с одесского Привоза. "Нью-Йорк Таймс" собираются сделать о Джонсе статью.
Андрей Ковалев, Памятник девяностым /07.02/
Вся история искусства 90-х описывается как серия анекдотов - "написали слово @$% перед Мавзолеем", "разрезали свинью" и т.д. Но "разрубание икон" оказалось последним анекдотом эпохи: какие тут шутки, когда за художником гоняется прокуратура? Если нелепое дело будет закрыто, Тер-Оганьяну придется возвращаться совсем в другую страну.
Дмитрий Десятерик, Пейзаж после битвы /13.01/
Если бросить взгляд на украинский арт-рынок, то глазам предстанет полный хаос. Выход есть: на рынок должен прийти корпоративный покупатель, ответом которому станет корпоративная же солидарность культуртрегеров. Ложные ценности перестанут преобладать хотя бы количественно.
Игорь Шевелев, Двадцатое письмо к виртуальному другу /09.10/
Литературные стыдобища: от "Дебюта" до "Букера" - чисто конкретные "Российские сюжеты". Литературы категории А больше нет. "Ритм & Блюз" дело молодое, не для таких, как я, Пер Гюнтов.
предыдущая в начало следующая
Михаил Визель
Михаил
ВИЗЕЛЬ
viesel @ lenta.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru