Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20030905_go.html

Муляж в кустах и стул из воды
Столичный художественный бомонд до 7 сентября переселился на природу

Юлиана Головченко

Дата публикации:  5 Сентября 2003

Не проливной, но все-таки дождь заканчивался и начинался вновь. Это единственное, что мешало участникам и их объектам. А еще невероятно сильный ветер, который норовил уничтожить плоды трудов, приготовленные задолго до официального открытия "АртКлязьмы" - 29 августа - второго Фестиваля современного искусства.

Грандиозное мероприятие удивительно со всех сторон: для экспозиции объектов российских и заграничных художников выбрали свежий воздух пансионата "Клязьминское водохранилище" - его лесные поляны, пляж и воду. Все происходящее организовано без поддержки каких-либо официальных и государственных структур. Третья причина считать фестиваль уникальным - он сам.

Для Москвы, уже напичканной разного рода зрелищами, подобное еще в новинку. И это в отличие от всех крупных столиц мира, где художественные фестивали - обычное, но не менее глобальное явление. Организаторы и комиссары (да-да, именно комиссары!) фестиваля - художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, крупные величины contemporary art (современного искусства), авторы фантастического полотна "Энди Уорхол в Москве". На подмогу пришли сочувствующие спонсоры да меценаты. В итоге художники получили возможность заявить о себе, а зрители - узреть, а может, даже и поучаствовать в одном большом перформансе - именно так ощущается "АртКлязьма". Участники - более 40 зарубежных и 30 художников бывшего "Союза", а также непосредственные соратники - Константин Звездочетов, Айдан Салахова, Александр Пономарев, Авдей Тер-Оганьян, Гор Чахал - итого более двух сотен творцов авангарда.

"Неужели снимать?" - эту мысль спровоцировала груда вполне приличной обуви у ворот пансионата. Неизвестно, примкнул ли кто к инсталляции "Башмаки" на полном серьезе. Время суток на тот момент показывало начало демонстрации фильма Глеба Михайлова "Черный фраер" в клубе пансионата, фойе которого было ╚отмечено╩ присутствием мастеров. Трибуна с пятью опрокинутыми банками, льющими блестящую яркую лаву, украшенную пластмассовыми ягодами и имитирующую конфитюр - это не что иное, как инсталляция Юрия Хоровского "Я отпускаю джем на свободу".

Представьте себе замшелые плиты площадки перед доживающим свой век ДК. Два ряда елей вперемежку с голубыми скамейками. И клумбу, чьи высаженные цветочки аккурат складываются в череп. "На костях" - так называется гряда Юрия Шабельникова.

Предусмотрительно "распиленные" пополам зайчики и слоники (чтоб никто не спер) рассеялись по траве на вечный покой. Рядом стоит пустой автомат, ну, тот, который клацает железными челюстями и в последний момент роняет добычу вашего чада обратно. Мастер Тавасиев назвал свою композицию "На воле".

На пляж, на пляж! Чу! Чьи-то ноги торчат из кустов. "Закусывать надо, да и мокро, на траве-то". Ан нет - ботинки, брюки и милицейская рубашка принадлежат ладно состряпанному му-ля-жу.

Описывать все, что происходит на пляже у воды, - невозможно. Стул, ровно торчащий из воды, и торшер при нем, (который, между прочим, светится ночью самой натуральной, то есть электрической лампочкой) - Татьяна Панова, "Утопия".

Творчество - творчеством, а сосновое гулянье возбуждает аппетит. Самогон тройной очистки (не путать с тройным одеколоном!), грибы и блины с квасом - и сытно, и натурально. Самые натуральные крестьяне - соратники бывшего митька-живописца Николая Полисского, того самого, который поселился далеко от города и плетет с односельчанами ивовые ракеты и кибитки - кормят (и поят) оголодавших ценителей искусства за умеренную плату.

Мимо прошли Татьяна Назаренко, Виктор Ерофеев и Дмитрий Александрович Пригов. Руке последнего принадлежит инсталляция "Читаемая аллея": сверните с дорожки в еловый перелесок, и вы ознакомитесь с шутливыми рекомендациями, составленными писателем в своем специфическом литературном стиле и прикрепленными к стволам.

Все выходные публика бдила почти до рассвета. Благо перформансы следующего дня предусмотрительно начинались не раньше полудня. А утром, со следами вчерашнего веселья на лице, художники принимались корректировать то, что за ночь потрепал поистине "башнесносный" ветер. Ведь будни отданы на степенное разглядывание экспозиций фестиваля. Тем не менее, на следующие выходные, перед закрытием, еще можно будет увидеть некоторые сюрпризы.

Есть еще время стать свидетелями художественных триумфов: в этом году ╚Арт-Клязьма╩ проводится в два этапа. Второй проводятся в нынешний уик-энд.