Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
"Меня интересует только пространство"
Дата публикации:  16 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интервью Лены Калашниковой с художником Эриком Булатовым

Лена Калашникова: Вот цитата из вашей статьи "Картина умерла! Да здравствует картина!": "Дать зрителю возможность ощутить себя в ином пространстве, чем то, в котором он находится физически, именно не рассматривать, а оказаться в другом пространстве - вот задача современной картины, как я ее понимаю. Тогда пространство становится смыслом и содержанием картины, героем станет зритель, а предметы, изображенные на картине, будут играть подсобную роль, помогая или мешая движению зрителя в ее пространстве". У кого, по-вашему, из современных художников пространство становится смыслом и содержанием картины?

Эрик Булатов: "Картину" я понимаю в широком смысле. Например, в выстраивании инсталляции принцип тот же самый. Ведь картина лишена внутреннего пространства, физических объемов. Зритель попадает в иное пространство, физически оставаясь на месте.

Мне не хотелось бы давать определения того или иного художника. Художник, который, мне представляется, на 100 процентов подходит под это определение - это Ансельм Кифер. Отдельные удачи бывают у многих, вопрос только в сознательном отношении.

Л.К.: Для вас всегда было важно, чтобы зритель ваших работ оказался в "ином пространстве"?

Э.Б.: Да. Выскочить за пределы своего социального пространства - это и есть для меня путь к свободе. В любом социальном пространстве, я уверен, свобода невозможна. Тут одновременно важно то, что картина дает возможность воспринять ограниченность социального пространства. За его пределами существует иное пространство. Например, искусство - это не вариант социального пространства, а другой тип пространства. Конечно, это не универсальный путь, но для меня это так.

Л.К.: Пространство социальной жизни всегда была определяющим в ваших работах?

Э.Б.: Конечно, всегда было важно.

Л.К.: Но это в Советском Союзе. А уехав в Америку, потом во Францию? Хотя вы говорите, что не эмигрировали, а просто работаете в Париже...

Э.Б.: Социальная жизнь очень важна. Я думаю, художник может работать только с чем-то очень конкретным, реальным, мгновенным, со своим пространством и своим временем. У меня есть картина "Живу-вижу" - то есть живу в это время, в этом месте и ни от чего не отворачиваюсь. Только поймав мгновенное, сегодняшнее, можно связаться через это с вечным. А просто так за вечное не ухватишься.

Л.К.: Раз для вас важно мгновение... Со временем у вас меняется отношение к собственным работам?

Э.Б.: Естественно, все меняется. Чему-то учишься, от чего-то отказываешься.

Л.К.: У вас есть работы, которые перестали быть для вас интересными, актуальными?

Э.Б.: Я больше не работаю с материалом советского пространства, это дело прошлого. Мне кажется, сейчас некрасиво его эксплуатировать. Тогда все это было реально, небезопасно, было частью моей жизнью, а сейчас нелепо над этим смеяться. Правда, я и тогда не шутил и не иронизировал.

Л.К.: То есть вы - серьезный художник?

Э.Б.: Да. Я пытался понять это явление.

(Фото Михаила Михальчука)

Л.К.: В интервью с А.Журавлевой и В.Некрасовым вы сказали: "Мне ведь нужна была такая картина, которая выражала бы не мое отношение к нашей жизни, а чтобы эта наша жизнь как бы сама себя через меня нарисовала и сама себя узнавала и все чтобы узнавали ее такой, как она есть". Это и сейчас ваш принцип?

Э.Б.: Я стараюсь выразить не свое отношение к тому, что изображаю, а чтобы у зрителя возникло ощущение, что это так и есть на самом деле, что он это сто раз видел и знал и ничего нового в этом для него нет, а картина просто чем-то помогла, подтолкнула его к тому, чтобы сформулировать его собственное знание. В картине не должно быть агитации. В результате ощущение зрителя абсолютно совпадает с моим, но если даже оно другое, это нормально, главное, чтобы это было результатом его собственного зрительского ощущения.

Л.К.: Вы говорите, работы не должны носить агитационный характер. Но разве любое искусство по природе своей не агитационное, не пропагандистское?..

Э.Б.: Конечно, я понимаю, что это невозможно, но стараюсь максимально от этого избавиться. У меня определенное отношение к тому, что я делаю, я сознательно стараюсь максимально себя отстранить.

Л.К.: Есть художники, которым вы "верите"?

Э.Б.: Естественно.

Л.К.: Устоявшийся состав или он меняется?

Э.Б.: Меняется. Это путь - кто-то остается, кого-то узнаешь заново, от кого-то удаляешься.

Л.К.: Кто сейчас для вас актуален?

Э.Б.: В последнее время - классические художники, и чем дальше, тем больше. Когда я приехал в Америку, потом в Европу, меня интересовали только современные художники, только их хотелось смотреть. А потом я все больше и больше стал смотреть классическое искусство. Думаю, все, что можно было взять из современного искусства, я взял, а у классики можно учиться бесконечно.

Л.К.: И какие это художники?

Э.Б.: Классика, начиная с Возрождения: Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Веласкес, Рембрандт, Вермеер Делфтский, Тернер...

Л.К.: Часто ходите в музеи?

Э.Б.: Часто.

Л.К.: В Лувр?

Э.Б.: Да. А вот в Д'Орсэ не очень. Если надо посмотреть какую-то картину, я иду и смотрю. Для меня смотрение - работа, я быстро устаю. Но утомление бывает связано и с очень счастливыми переживаниями.

Л.К.: Вы читаете теоретические работы по искусству?

Э.Б.: Нет. У меня свой круг проблем. А то, что пишется, как правило, пишется о тех вещах, которые мне малоинтересны. Круг проблем, которыми я занимаюсь, очерчен Владимиром Андреевичем Фаворским - это пространственные проблемы. Я считаю его своим учителем, другое дело, что решаю их иначе.

Л.К.: Вы называете своими учителями Фаворского и Фалька. Со временем у вас не изменилось отношение к их творчеству?

Э.Б.: Если бы они были живы, могло бы измениться... Я возвращаюсь к ним мыслями, обдумываю что-то иначе, но значение их для меня не меняется.

Л.К.: В статье "Джоконда" вы пишите: "Только в пространстве картины лицо Джоконды обретает ясный смысл именно как образ оживающей картины. Потому что все пространство картины работает на это оживание. А решающим оказывается контакт между изображением и зрителем. Именно не одностороннее, а встречное движение взглядов, которые встречаются на границе двух пространств: жизни и искусства. Поэтому изображение не выпадает из своего пространства. Оно как бы вот-вот из него выпадет, но этого не происходит. Иначе картина была бы разрушена". По-вашему, в истории живописи есть еще "оживающие картины"?

Э.Б.: Я как раз об этом дальше пишу: многие картины еще более реальны, но оживающих нет. Во всяком случае, мне такие не встречались.

Л.К.: То есть художники не ставили себе такой цели?

Э.Б.: Не знаю. Может, кто-то ставил, но точно не получалось.

Л.К.: А вы не решали подобную задачу?

Э.Б.: Нет-нет. Меня интересует только пространство, если хотите, оживающее пространство. Проблемы возможности и невозможности пересечь границу между пространством жизни и пространством искусства, ведь возможности относительны. Думаю, это лично моя проблема.

Л.К.: А для других художников это актуально?

Э.Б.: Для Олега Васильева, безусловно.

Л.К.: Потому что вы 30 лет работали вместе?

Э.Б.: Мы связаны с ним и влияли друг на друга. Я считаю, Олег сейчас самая важная фигура в русском искусстве. Олег Васильев и Илья Кабаков.

Л.К.: Вы с Васильевым много иллюстрировали детские книжки. А никогда не занимались "книгой художника"?..

Э.Б.: В авторской книге "Я написал стихотворение", которую я недавно закончил, только чужие стихи, ни одного моего слова. Но это, скорее, альбом рисунков. Что это значит - "книга художника"?

Л.К.: Когда книга сделана вручную, часто с применением высокой печати, это может быть книга с компакт-диском...

Э.Б.: Эта книга написана от руки, а потом отпечатана на компьютере. А вы имеете в виду, чтобы весь тираж от руки?

Л.К.: Да. Тираж там, как правило, небольшой, 2 экземпляра или, скажем, 22. Вам интереснее обращение к широкому кругу? Ведь "книга художника" подразумевает ограниченную аудиторию.

Э.Б.: Я никогда не думал, к кому именно обращаюсь. Я обращаюсь сам к себе. Зритель - это я. Между мной и зрителем никакой разницы. Я занимаюсь только картинами. Даже когда мне предложили расписывать Рейхстаг, я отказался. Правда, когда-то я немного занимался литографиями, но это было так, по ходу дела. Тогда я работал с одной галереей в Нью-Йорке. Я специально рисунки не делаю, только подготовительные для картин, какие-то из них пошли на литографии.

(Фото Михаила Михальчука)

Л.К.: По вашему ощущению, где сейчас насыщеннее художественная жизнь - в Москве или Париже?

Э.Б.: Судить о московской художественной жизни мне трудно, я слишком мало здесь бываю. Мне кажется, за последний год она меняется к лучшему, очень активизируется. Но сравнивать ее с парижской... не знаю, здесь свои преимущества.

Л.К.: С чем, на ваш взгляд, связана активизация культурной жизни Москвы?

Э.Б.: Надеюсь, это начало возрождения. Мне кажется, возникает рынок, богатые молодые люди начинают интересоваться искусством всерьез, не только Глазуновым и Шиловым или Айвазовским...

Л.К.: По-моему, чаще они рассматривают искусство как сферу вложения денег.

Э.Б.: Я тут как раз вижу интерес. Эта сфера ненадежна с точки зрения вложения денег, особенно современное искусство. Нужны или очень хорошие консультанты...

Л.К.: Сейчас много галерей.

Э.Б.: Галерей много, но не всем можно доверять. Чтобы выбрать галериста, должны быть зачатки понимания процесса. Возможно, вы и правы... у меня просто возникла такая надежда.

Л.К.: А на вас выходили с такими предложениями?

Э.Б.: Да-да. Я и раньше в России не был обижен вниманием, но сейчас здесь ко мне появился явный интерес.

Л.К.: У вас не было ощущения, что до последнего времени в России имя Эрика Булатова незаслуженно обходили вниманием? Тот же "Художественный журнал", освещающий российскую художественную жизнь?

Э.Б.: У каждого свое понимание искусства. Я вполне понимаю, что кому-то нравится то, что я делаю, кому-то нет.

Л.К.: Насколько, с вашей точки зрения, во Франции художник свободен с экономической или идеологической точки зрения?

Э.Б.: В искусстве сейчас очень трудная ситуация.

Л.К.: Именно во французском?

Э.Б.: Нет, вообще. Во французском наблюдается некоторая вялость. Художнику трудно пробиться, он обречен на очень трудную жизнь, но с другой стороны, интересно то, что в искусство идет много молодых людей.

Л.К.: С профессиональным образованием?

Э.Б.: С этим сложно. Сейчас не совсем ясно, что такое профессиональное образование. На Западе утверждается мнение, что художественное образование, которое представляет собой обучение профессиональному ремеслу, вредно и не нужно. Потому что перекрывает личную инициативу и возможность самовыражения. Нужно только помогать художнику развиваться, выявить его творческую потенцию, а если ему понадобится ремесло, он ему научится.

Например, в дюссельдорфской Академии искусств, где преподавал Бойс, а сейчас работают крупнейшие немецкие художники Пенк, Люперс, учеников не учат ремеслу. Правда, в Академии есть натурный класс, но посещение его необязательно, хочешь - ходи, не хочешь - не ходи.

Л.К.: Вы считаете, у такового обучения есть будущее?

Э.Б.: Не знаю. Думаю, резоны тут есть, но ремесло необходимо, искусство рождается из ремесла. Если у художника не хватит таланта, пусть он лучше останется хорошим ремесленником. Художник должен уметь рисовать, как поэт - уметь грамотно писать, а музыкант - владеть нотами.

Л.К.: Сложно современному художнику быть свободным, например, от галеристов?

Э.Б.: У вас ошибочное представление о галереях как о диктаторах. Я работал и сейчас работаю со многими галереями. Ни один галерист не сказал мне: "Делай вот так, а так не делай". Я понимаю, что все не так просто и любая галерея - это магазин. Отдаю себе отчет в том, что мне повезло; я знаю художников, которые имели дело с непорядочными галеристами. Многие не могут получить назад свои работы, ни деньги за проданные картины. Но не нужно придавать галереям такого большого значения, они были важны лет 20 назад.

Л.К.: Но это в Европе. А в России расцвет галерей произошел намного позже.

Э.Б.: Мне трудно судить о России. С русскими галереями я не работаю.

Л.К.: Принципиально?

Э.Б.: Нет смысла. У меня достаточно галерей в Европе и Америке.

Да, художнику важно занять по отношению к рынку определенную позицию. Это, собственно, и определяет "коммерческого" и "некоммерческого" художника. "Коммерческий" художник вовсе не тот, который хорошо продается, Пикассо и Матисс продаются лучше всех, но они никогда не были коммерческими художниками. "Коммерческий" художник старается приладиться ко вкусу рынка.

Л.К.: Таких большинство?

Э.Б.: Нет-нет. Хотя таких, безусловно, много.

Л.К.: Ну, скажем, Энди Уорхолл принадлежит к типу "коммерческого" художника?

Э.Б.: Он так себя декларировал, но я не думаю. То, что было в нем принципиально, то, что делало его проблемным, не имеет отношения к коммерции. Наоборот, у него все было построено на скандале.

Л.К.: Значит ли, что у коммерческих художников нет "проблемы", только одна - продать?

Э.Б.: Да.

Л.К.: А творческие проблемы они не решают?

Э.Б.: Решают, но это для них не главное. Они могут быть талантливы. Иногда в сознании художников спорят тенденции, и тогда выясняется, что для них важнее.

Л.К.: А со временем они отходят на второй план, интерес к ним исчезает?

Э.Б.: Да. Бывают случаи, когда такое происходит и с очень большими художниками, такими как Шагал.

Л.К.: Это выражается в тиражирование собственных идей? Что касается Шагала, это его работы 1960-х годов, повторяющие мотивы 1920-х?

Э.Б.: Да, самовоспроизводство в таком темпе, когда идеи не успевают вырабатываться и художник начинает эксплуатировать варианты этих идей... Самое важное он сделал именно в 1920-е, а когда он стал французским художником, его контакт с жизнью, с реальностью оборвался. Недавно во Франции была большая прекрасная выставка раннего Шагала, все у него шло в работу - лампа на лестнице, кто-то чистит башмак, кто-то зашел в гости - все перерабатывалось, и потом вдруг ничего. Ощущение, что позже Шагал связан с реальностью как турист - почтовые марки, значки с Эйфелевой башней, - то есть то, что представляет эту реальность для постороннего человека.

Л.К.: В вашей жизни было много значимых выставок, после которых ваша жизнь изменилась?

Э.Б.: Были. Моя первая выставка в Цюрихе, Центре Помпиду, Англии, Германии, они совершенно изменили мою жизнь. После чего я уехал из России.

Л.К.: А первая ваша персональная выставка в России "Живу-вижу", открывающаяся сегодня в Третьяковской галерее на Крымском Валу?..

Э.Б.: Ничего не значит. Но мне как русскому художнику это очень приятно.

Л.К.: Кто был инициатором этой выставки?

Э.Б.: Думаю, Андрей Ерофеев. Я ему за это, безусловно, благодарен. Во всяком случае, не я.

Л.К.: Вы никогда не инициировали свои выставки?

Э.Б.: Нет.

Л.К.: Вы отказывались от участия в каких-то выставках?

Э.Б.: Ну, конечно, были дурацкие предложения. Но от серьезных не отказывался. Но на таких условиях, как сейчас в Третьяковке, когда ни каталога, ничего, я не отказался только потому, что Москва...

Л.К.: Что вы вкладываете в определение "хорошая выставка"? Хорошее место, хороший куратор, хорошие художники, которые рядом выставляются?..

Э.Б.: Если персональная выставка, рядом никто не выставляется. Да, это хорошее место, хорошо сделанная выставка, куратор, каталог...

Л.К.: Художнику персональный проект интереснее совместного?

Э.Б.: Конечно, художнику важнее персональные выставки. Но с другой стороны, и особенно сейчас, для русских важно участие в интернациональных выставках, в которых участвуют хорошие, лучшие европейские и американские художники. Очень важно видеть свои работы среди современных художников, функционировать в международном пространстве.

Мне не нравится, когда делают русские выставки, такие гетто получаются. И делаются они, как правило, очень плохо, потому что до сих пор в России нет устоявшихся критериев. Нет понимания, что хорошо, что плохо; что такое искусство; чем оно отличается от другого национального искусства... И все это тормозит включение нашего искусства в общечеловеческое культурное наследие.

(Фото Михаила Михальчука)

Л.К.: У нас таких критериев никогда не было или в какой-то момент произошел слом?

Э.Б.: В 20-е годы русское искусство вошло в международную художественную среду, но потом эти связи искусственно уничтожили, и надо было начинать все с нуля.

Л.К.: В европейском искусстве эти критерии давно сформировались?

Э.Б.: Конечно, они формировались столетиями. Другое дело, с ними можно не соглашаться, спорить, но для этого нужно иметь свое мнение.

Л.К.: По-вашему, для художника лучше быть известным на родине или за границей?

Э.Б.: Как судьба сложится. Я больше известен за границей, там были выставки. Хотя, казалось бы, советскую реальность никто не выразил, как я.

Л.К.: В Германии только что открылась выставка "Коммунизм. Фабрика мечты", которую курирует Борис Гройс, он не обращался к вам?..

Э.Б.: Нет, но там больше всего моих картин. Мне было интересно, как они выглядят по соседству с самой махровой сталинской классикой, такой как Герасимов, Лифанов и т.д. Мне очень понравилось, как мои картины себя ведут в этом родственном и одновременно враждебном пространстве. В Вальтер Гроппиус-хаус сейчас проходит большая выставка "Берлин-Москва", там тоже мои картины, следующей весной она будет в Москве под названием "Москва-Берлин". Больший интерес у меня был как раз к этой выставке, но он, к сожалению, не оправдался.

Л.К.: Сейчас в мире много интересных кураторов? Гройс, например?

Э.Б.: Это другой мир. Не могу сказать, что концепция Гройса мне совершенно не близка. Мне просто понравились, как ведут себя мои работы, это был личный интерес.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Константин Мильчин, "Вечный плот" в России /10.10/
В Музее архитектуры им. Щусева проходит выставка "Плот Медузы". Картины и гравюры - Лионеля Гибу. Тексты - Мишеля Турнье.
Валентин Дьяконов, Впередсмотрящий Кабаков /08.10/
Самому известному на Западе современному русскому художнику Илье Кабакову исполнилось 70 лет. Выставочная судьба Кабакова в России складывается не так, как хотелось бы многочисленным поклонникам его творчества. Зато ему собираются дать орден.
Валентин Дьяконов, Введение в фотографию /24.09/
Создатели выставки не имели в виду составление списков и рейтингов. В их задачу входило объяснить зрителю, что вообще такое фотография, откуда она взялась и куда направляется. Это намерение можно считать осуществленным.
Юлиана Головченко, Муляж в кустах и стул из воды /05.09/
На пляж, на пляж! Чу! Чьи-то ноги торчат из кустов. "Закусывать надо, да и мокро, на траве-то". Ан нет - ботинки, брюки и милицейская рубашка принадлежат ладно состряпанному му-ля-жу.
Эмма Теннант, Не пора ли художникам вернуться в рисовальные классы? /01.08/
Искусство никогда не было столь подозрительным бизнесом, как сегодня. Студенты все громче жалуются на то, что в художественных школах ничему не учат. Книга Д.Спалдинга содержит немало аргументов, которые пригодились бы в подобной дискуссии; она заслуживает того, чтобы ее прочли все, кому небезразлична судьба современной живописи.
предыдущая в начало следующая
Эрик Булатов
Эрик
БУЛАТОВ
Главный представитель соц-арта
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru