Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Масляный ликворум, или Мокрая материя
"Нефть и газ России. XIX-XX вв." в выставочном зале Федеральных архивов

Дата публикации:  3 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Неспешная историческая выставка волей случая открылась в момент, мягко говоря, весьма актуализировавший ее тематику. Однако здесь любое совпадение во времени с поступками Генеральной прокуратуры является случайным. Выставку такого рода невозможно осуществить быстро, она планируется и готовится где-то за год и требует немалого интеллектуального вклада.

Российский государственный архив древних актовВ данном случае этот вклад очевиден, и выставка содержательно явно удалась. В целом она представляет собой, я бы сказала, некие "очерки о русской нефти". Благоразумно оставив за кадром большинство специфических вопросов технологии, равно как и формально-этапных моментов отраслевой истории (законы, узаконения и постановления, статистику, баррели и рубли), выставка касается скорее бытования нефтедобычи на фоне истории страны. Оттого не скучна, чего можно было опасаться. 1713 год: невероятным корявым почерком Петра Великого (к нему более, чем к кому-либо другому, относится сравнение "как курица лапой") записка Ягужинскому, чтоб прислали в Петербург "нефти довольное число, а именно чтоб ведер десять или больше мерою" вкупе с каким-нибудь малым, "который бы умел гораздо погаласки (то есть по-голландски) и по-руски, и что не очень глуп был". 1745 год: "велено в Архангелогородской губернии в Пустозерском уезде в пустом месте при Малой реке Ухте завесть нефтяной завод". 1747 год: архангельскую нефть привезли в Гамбург академикам Миллеру и Лосау, кои выписали "свидетельство найденного в России недалеко от города Архангельского в некоторой реке происходимого смолистого масляного ликворума или мокрой материи". 1752 год: в столицу доносят об наличии нефтяных озер в Уфимской провинции. Что с этой нефтью делать, пока известно слабо. Идет на колесную мазь и всякую чепуху - эра масляного ликворума пока не грянула.

1822 год: командующий войсками на Кавказе генерал Ермолов отписывает министру финансов графу Канкрину насчет "значительного дохода, получаемого казной с отдаваемых на откуп нефтяных источников, в Бакинской провинции находящихся". Уже теплее. К концу века девятнадцатого пролог закончен. Пошло само дело. Бакинские нефтепромыслы, работы Менделеева, инженера Шухова (мы знаем его ажурную телебашню на Шаболовке, но Шухов - это первый русский нефтепровод, технологии подъема нефти из скважин, цилиндрические цистерны, крекинг-заводы). Нефтепромышленники Кокорев и братья Нобели (один из братьев - тот самый Нобель, учредитель премии своего имени). Можно полюбоваться на фотографию павильона нефтяного товарищества братьев Нобель на Нижегородской выставке, выполненного в стиле мечети с минаретом - видно, бакинская нефть навевала на шведских инженеров восточные грезы.

Павильон нефтяного товарищества братьев Нобель на Нижегородской выставке. 1896 г. Российский государственный архив экономики

Множество старых фотографий. Кустарные нефтекачалки, перевозка нефти в повозках, запряженных ослами. Затем виды бакинских нефтяных вышек. Похоже на город инопланетных разумных муравьев в голливудском исполнении. Довольно хмурые рабочие, довольно обшарпанные лачуги. Ведомости числа рабочих и заработной платы. Мощные волны забастовок 1905 года. Плавный переход к забастовкам 1917-го. Фотографии тех же вышек, разрушенных в гражданскую войну, руины промыслов, отряды трудармии. Плакат Изогиза "Фонтан бьет":

Все хотя бы понаслышке
О бакинской знают вышке
Иностранный капитал
День и ночь о ней мечтал.

Напомним, что в начале XX века регион Баку и Северного Кавказа был в числе мировых лидеров по добыче нефти. 1918 год: декрет о национализации.

1922 год: "В Грозном до войны было 250 инженеров и техников, теперь осталось 65. ... До сих пор заменить убитого пять месяцев тому назад управляющего группой некем". 1930 год: "Приказ войскам особой группы по ликвидации бандитизма в Чечне. ... По согласованию с органами ГПУ, главные усилия войск сосредотачиваю для действий в двух охваченных бандитизмом районах Голанчожском (южная часть Урус-Мартановского округа) и "стыке" горной части 4-х округов: Веденского, Шалинского, Гудермесского и Ножай-Юртовского. На специально выделенные части и гарнизоны укреплений Шатой и Ведено возлагается задача обеспечения тыла действующих частей, ликвидация возможных отдельных вспышек бандитизма вне района операции и препятствование просачиванию банд из одного района в другой".

20-30-е годы: разведка месторождений Урала и Сибири, развитие нефтяного района между Волгой и Уралом, Сталин принимает бурового мастера из Баку, схемы месторождений и газопроводов. Но гораздо более фундаментально выглядит "Схема контрреволюционной вредительской и шпионской организации в нефтяной промышленности". Это, разумеется, 1937-й. Довольно логично переходим к строительству газопровода Саратов-Москва силами строительного управления НКВД, лагеря, стало быть. У строителей, между прочим, была газета "Вышка" (в шапке силуэт нефтяной вышки), газета культурно-воспитательной части нефтепромысла #1 им. тов. Ягода. 40-е годы с приказами товарища Берия внезапно упираются в стену с парадными стендами про "Лукойл" и "Газпром". Как говорил Пушкин, "бывают странные сближения". Впрочем, по противоположной стене продолжается экспозиция с жизнерадостными молодыми геологами 60-х, с хохотом мажущих друг другу лица только что найденным черным золотом, с Уренгоем, Самотлором и всем, что полагается годам 70-80-м.

Явной неудачей выставки следует признать ее название. "Нефть и газ России" - это годно для промышленной экспозиции с целью продать бур какой-нибудь и заключить контракт на поставку стольких-то тысяч баррелей. Для живой и содержательной выставки про жизнь вокруг нефти такое название служит антирекламой. Одно из двух: или название не продумано, или изначально пытались сделать нудную выставку с диаграммами, графиками и колбами образцов нефти из скважины номер такой-то, - но экспозиция вышла из повиновения и самовольно получилась интересной.

Занятным оказалось пространственное расположение выставки в залах. Поясним: выставочный зал Федеральных архивов состоит из трех следующих друг за другом залов, первый самый большой, второй практически проходной. Обычное расположение выставок там - от первого зала к третьему, из которого выход в коридор. На этот же раз хронологическая последовательность выставки - от третьего зала к первому. Вместе с тем, самая пространственно выигрышная и "ударная" стена (первый зал, стена от главного входа в зал до наружной стены с окнами) занята стендами про компании-устроители (Лукойл, Газпром и прочие) и экзотичными крупными промышленными... гм, штуковинами, поскольку этикеток к ним не положено. Что сводит их роль к сугубо декоративной. А дальше по боковым стенам идут Берия, жизнерадостные геологи и так далее - то есть если зайти с парадного входа, то хронология развертывается как бы в обратном порядке. Похоже на процесс бурения: чем глубже, тем древнее. И если не считать нечаянного наезда Берии на Газпром, получилось довольно удачно.

Дизайн данной выставки - достаточно броский и сильный. Не тот случай, когда оформление ограничивается деликатной подачей экспоната. Здесь дизайн активно формирует образ, что уместно, ибо сами экспонаты в большинстве своем не столь ярко выглядят, чтобы быть вполне самодостаточными. Общий цвет выставочных конструкций - зеленый, гармонирует со светло-зелеными стенами. Единство цвета смягчает стилистическое противоречие между классицистической лепниной зала и промышленным образом выставки. Посередине каждого зала выстроен уходящий к потолку макет то нефтяной вышки, то качалки. Первый и третий залы - вышки, причем в третьем силуэт макета явно рифмуется с постоянно повторяющимися силуэтами вышек на фотографиях, в первом - же с вышеназванной газетой подразделения им. тов. Ягоды. В среднем зале - качалка; тут уместно обратить внимание, что ползала относится к дореволюционному периоду, ползала - к революции. Качалку можно прочесть как символ эпохи нестабильности, по контрасту с обозначающими стабильные времена вышками. На качалку с центральной стены смотрит увеличенная фотография Николая II времени отречения от престола, та известная фотография, где он пристально и задумчиво глядит на зрителя из окна вагона.

Неудачно то, что расположенные под символической качалкой витрины неудобны для обзора, так что их экспонаты из главных персонажей выставки превращаются в некий фон. Что только усиливается проходным характером зала и соседством двух (самих по себе вполне очаровательных) витрин с образцами минералов и нефти, несмотря на подлинность, в контексте данной выставки воспринимаемых также как сугубо антуражные. Не вполне удачно для всей выставки и размещение этикеток, плотных, объемных и довольно крупных: они наклеены на витринные стекла снаружи и местами заслоняют экспонаты, местами же не совсем ясно, какая этикетка к чему относится. Вместе с тем, местами хочется, чтобы их было побольше.

Одна из самых эффектных композиций - с участием кресла академика Губкина. В первом зале в нише под бутафорской вышкой установлено массивное кресло викторианской эпохи в русском стиле, то есть с полукруглым сиденьем и изогнутой полукругом же низкой спинкой, обитое тисненой кожей, троноподобное, явно очень неудобное. У подножия его, как детские игрушки, расположились яркие макеты машин-трубоукладчиков и прочих промышленных гигантов. Кресло столь внушительно, что трудно более наглядно описать монументальное положение Губкина в отраслевой науке.

Лично же мне понравился совершенно непреднамеренный дизайнерский эффект у входа на выставку. На верхней площадке парадной лестницы, где располагаются щиты с названием и титульной информацией, сооружены выходящие из напольного пандуса симпатичные бутафорские оранжевые трубы. Их облюбовал местный кот - наглого вида, лобастый, грязноватый. Укладывается под ними в живописной позе и спит. Чем оживляет пейзаж. И подтверждает общее впечатление, что выставка не про нефть, а именно про жизнь вокруг нефти.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Десятерик, Невозвращенцы /20.11/
Европейская арт-сцена постепенно превращается в помесь Диснейленда и конторы хай-тековского дизайна.
Надя Плунгян, Страшная смерть. Репетиция /18.11/
Акилле Бонито Олива с присущим ему оптимизмом провозгласил триумф внеидеологической линии в общеевропейском искусстве. Возможно, в Европе он и наступил - как следствие демократии. В России, по всей видимости, следует ждать сначала разрушения секулярного пространства и формирования альтернативы. Концептуализм уже репетирует свою смерть.
Валентин Дьяконов, Как я стал предателем, или О значении женской жестикуляции /29.10/
Папарацци всегда были "рабами лампы", прикованными к звездам и их непростым взаимоотношениям. Но под обаянием предложенного Акилле Бонито Оливой концепта "спонтанности" так легко перепутать искусство фотографии и ремесло фотографа!
Иван Либеров, Лабиринты Минотавра /22.10/
Фестиваль "Зодчество" стал смотром достижений провинции и заграницы в области архитектуры.
Одна фотография-2 /21.10/
Олег Аронсон, Оксана Гавришина, Вера Зверева, Ян Левченко, Елена Петровская, Наталья Самутина, Александр Ф.Филиппов √ о выставке "Вглядываясь в фотографии".
предыдущая в начало следующая
Ольга Овен
Ольга
ОВЕН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru