Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Диалог культур: случай Мейерхольда
В Бахрушинском музее открылась выставка "Мейерхольд и Германия"

Дата публикации:  30 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Год Германии в России оказался напорист, как штормовой ветер. Не успели обсудить невнятную "Москву-Берлин", как следом шествует еще одна компаративистская выставка. Посвященная, на этот раз, диалогу культуры революционной - театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда - и европейской - театральной критики Германии начала 30-х годов. Называется она заманчиво просто: "Мейерхольд и Германия" - и проходит в Бахрушинском музее.

Замысел выставки возник несколько лет назад. Посольство Германии в России выразило полную поддержку проекту, договорилось с исследователями. Однако сама выставка пришлась ко времени только в этом году, попав в контекст культурных событий дней Германии в России. Немецкая сторона поучаствовала в издании каталога выставки и - частично - в финансировании оформительских работ.

Мейерхольду посвящены тысячи научных публикаций. Как и в случае других фигур русского авангарда, поток рефлексии не иссякает. Одно из феноменальных качеств Мейерхольда - универсальность, в которой с ним мог соперничать разве что Дягилев. И чуткость к новейшим веяниям пластических искусств. В моменты кризисов постановки Мейерхольда открывали новые пути в искусстве и становились общекультурными вехами. "Балаганчик" Блока заставил говорить о кризисе символизма. "Ревизор" - о недостаточности и банальности гражданственно-риторического прочтения Гоголя. Спектакль, из-за которого Мейерхольд был репрессирован, "Как закалялась сталь" по Николаю Островскому, появился опять-таки в поворотное время. Герои Островского в изображении Мейерхольда были объявлены слишком мрачными и карикатурными. В годы культурной революции революцию Октябрьскую и ее героев предписывалось обрабатывать антисептическим раствором и растворять в сладкой патоке.

Мейерхольд и Германия, утверждает сотрудница музея Наталья Зайцева, подобравшая архивные материалы для выставки, - тема весьма емкая. Автор концепции выставки, театровед В.Колязин, в своей вступительной статье к каталогу пытается эти связи выявить. Однако на каждое эффектное угадывание предполагаемых встреч Мейерхольда с великими немецкими режиссерами, драматургами и художниками банально не хватает полноценных источников. Поэтому в каталоге выставки тема рассматривается максимально широко.

Но полноценную экспозицию из многочисленных ответвлений темы "Мейерхольд и Германия" сделать невозможно. Если начинать с начала, то есть с немецких предков режиссера, учитывать увлечения Вагнером и Гауптманом, то Бахрушинского музея не хватит. Поэтому было решено поднять из архивов материалы, имеющие непосредственное отношение к конкретным событиям: гастролям театра Мейерхольда в Германии. Основу выставки составило собрание Бахрушинского музея, некоторые экспонаты пришли из РГАЛИ. На нескольких мониторах демонстрируются слайд-шоу по каждому спектаклю, подготовленные Натальей Зайцевой. Экспонаты, имеющие непосредственное отношение к Германии, вплетены в общее повествование. Театр Мейерхольда на первомайской демонстрации в Кельне, фотографии "на память", немецкие афиши для спектаклей соседствуют с эскизами костюмов и сценографии каждого спектакля.

Есть на выставке и примеры обратной связи: мнения немецких критиков и культурных деятелей о Мейерхольде и его творческой системе. Здесь нет недостатка как в положительных, так и в отрицательных отзывах. Философ Вальтер Беньямин, например, был в Москве, когда развернулась критическая кампания по поводу спектакля "Ревизор" (1926 г.). С присущей ему чуткостью он называет Мейерхольда "одним из наиболее значительных режиссеров России". Малоизвестный в России художник-сюрреалист Оскар Шлеммер нашел в сценографии спектакля Мейерхольда "Рычи, Китай!" (по пьесе С.М.Третьякова) соответствие экспрессионистским поискам немецкой режиссуры и приветствовал новаторство режиссера, который "положил конец всей прежней, прогнившей театральной рутине". Другие критики предпочитали трактовать театр Мейерхольда с политической точки зрения. В том же "Ревизоре" критик "Берлинер Тагеблат" Пауль Шеффер видел признаки "театра официального коммунизма".

Выставка в Бахрушинском музее выглядит достаточно современно. Автор дизайна Геннадий Синев вдохновлялся эстетикой русского авангарда, вернее, двумя цветами революционных типографий - красным и черным.

В каждом зале висят растяжки-баннеры с названием и датой представления спектакля в Германии. Выставка эффектно отделена от основной экспозиции и напоминает больше музей Маяковского, чем строгую академичность основных залов музея. Но упор на красное и черное выглядит все-таки не совсем оправданно, поскольку в Германию ездил только один спектакль на революционную тематику - "Командарм-2" по Илье Сельвинскому. Пропагандой большевизма и "официального коммунизма" гастроли ГосТИМа не были, и доброжелательная немецкая критика никакой политической подоплеки в спектаклях не увидела. Правда, уже упоминавшийся Оскар Шлеммер считал, что Мейерхольдом движет нигилизм. А это словечко можно считать интеллигентным аналогом большевизма в Европе 20-30-х. Видимо, даже в Германии времен Баухауза поиски Мейерхольда были достаточно специфическим зрелищем. Но эта тема - уже не выставки, но монографии.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Валентин Дьяконов, Что лучше - писать или рисовать? /12.04/
Как показала открывшаяся в Государственном литературном музее выставка "Poeta pingens/Писатель рисующий", талантливый человек необязательно талантлив во всем.
Валентин Дьяконов, Государственная бесхребетность /25.03/
Госпремию хорошо бы разделить на Сталинскую, Ленинскую и премию им. Малевича. Тогда бы каждый номинант нашел свою нишу в той эпохе, которая ему ближе.
Валентин Дьяконов, Минус Манеж /16.03/
Какая бы версия произошедшего ни была верной, поражает в этой истории одно. У здания, находящегося рядом с кремлевскими стенами, не было нормальной системы противопожарной безопасности.
Валентин Дьяконов, Торжество субъективности /11.03/
Возможно, кураторам и музейщикам просто надоело биться головой об стену зрительского равнодушия. Так или иначе, художник-живописец (не тот, что красками по холсту, а тот, кто максимально ответственен за свою работу) снова оказался в выставочных залах.
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), Никакого конструктива /05.03/
Светская культура в диалоге с Церковью не очень заинтересована: конечно, ей интересно обогатиться через контакт с христианской цивилизацией... но ведь и через японскую или китайскую цивилизацию тоже интересно.
предыдущая в начало следующая
Валентин Дьяконов
Валентин
ДЬЯКОНОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru