Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Несвежая водка
Дата публикации:  13 Сентября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Илья Кабаков до Москвы не доехал, хотя галерея Stella Art, которая спонсировала выставку в Эрмитаже, давала недвусмысленные обещания о том, что по закрытии выставки в городе на Неве откроется некая экспозиция и в Москве. Фаина Балаховская во "Времени новостей" настаивает на том, что Москва просто не попала в сферу глобальной художественной экономики: "Соучастник и инициатор события галерея "Стелла" оказалась волшебницей наполовину - устроить выставку Кабакова в Москве даже ей было не под силу. А сотоварищи - Государственный Эрмитаж и совершенно частный Музей Гуггенхайма - в столице серьезных интересов и заинтересованных в этом проекте партнеров не имеют".

Конечно, вопрос серьезный - почему получилось так, что в Эрмитаже у транснациональных художественных корпораций интересы имеются, а Москва их не интересует.

Хочу разгласить инсайдерскую информацию об экономическом базисе самой Stell'ы. По имеющимся разведданным, хозяйка галереи, скрывающаяся за псевдонимом Стелла Кей, на суперзакрытом приеме по поводу открытия выставки Кабакова (том самом, где Зураб лобызал Илью), высказывала благодарности компании "ОстАлко". Тут и становится понятна таинственность, царившая вокруг выставки Кабакова. Во-первых, давно замечено, что русские деньги отличаются стыдливостью институток, если речь заходит не о дорогих цацках, а об искусстве как таковом. С другой стороны, все так совпало, что в деле были задействованы международные художественные организации. А публичное присутствие водочного олигархата было бы нарушением правил политической корректности - соучастие в культурных проектах народных отравителей, производителей табака и алкоголя, на американском континенте обычно вызывает бурю возмущения.

В России к делу относятся гораздо спокойней. Понятное дело, всем известно, кто именно спаивает русский народ. Я как художественный критик высоко ценю продукцию упомянутой компании - ничуть не меньше, чем творчество Ильи Иосифовича Кабакова. Но реальность глобалистской экономики такова: если бы русские водочные магнаты принялись спаивать хорошей и качественной водкой народ Соединенных Штатов Америки, Илья Кабаков как зайчик прискакал бы в Москву, чтобы потратить денежки, законно изъятые у американских алконавтов. Художники такого уровня, как Илья Кабаков, идеально маркируют направление денежных потоков глобальной экономики. Относительно России это улица с односторонним движением. Так что пока происходит безудержный вывоз капитала, великий мастер контекстов не приблизится к зданию ММВБ. Есть и еще один несомненный критерий экономической значимости события: громко разрекламированная выставка Кабакова в Эрмитаже, куда привезли огромную толпу международной худэлиты, не стала реальностью в информационных потоках. "Событиями", как известно, считаются только такие явления, которые редактора считают событиями. А выставка Кабакова стала event'ом лишь сугубо локальным, о чем и свидетельствует беспристрастный World News Network.

Тем не менее выставка, связанная с Кабаковым, в Stell'e открылась. Собрали некоторое количество работ, каким-то образом связанных с Кабаковым, выпустили каталог. Получилось настолько странно, что даже всегда сдержанному в оценках Николаю Молоку ("Известия") пришлось заявить: "Проект "Мой Кабаков" - чудовищно дилетантский и уж слишком претенциозный. Как тот костюм на кураторе". К Молоку присоединилась Фаина Балаховская: "Выставка "Мой Кабаков" могла стать чем угодно. Стала же - компотом, где отличные работы бессмысленно и беспощадно тонули в странном контексте".

Ничего удивительного: сама идея оммажа кому бы то ни было - будь то Малевич, Уорхол или Тютькин - выглядит глубоко провинциально и нелепо. Приличные люди сбрасывают Кабаковых с пароходов современности и плюют в колодцы. Верноподданичество еще никого до добра не доводило.

Хотя расслабленному Ковалеву все понравилось, он вспомнил и былые времена, когда глаза горели, а пальцы выставлялись широким веером: "Приятно смотреть на мальчика, которого только что поцеловали, или на девочку, которая только что прочла Бодрийяра. Зависть берет, когда смотришь на людей, которым еще не стало скучно". Чистая правда: самые странные люди западают на искусство, иногда эти фрики выходят и из "шестисотых". Вокруг таких персонажей сразу начинается вполне понятная мышиная возня. Но так происходит всегда и везде. "Отнюдь не Илья Кабаков незримо выступает в качестве взыскательной красавицы с рекламного плаката ювелирных салонов "Любишь - докажи!". Кто, кто? Неужели еще не поняли? Да, она, сама г-жа Стэлла Кей. Бюджет у галереи неплохой, перспективы лучезарные. Так что для многих художников-оммажантов эта галерея - не просто Стелла Арт Гэллери, а $tella Art Gallery..." (АРТикуляция с АРТикуляция с Дмитрием Барабановым).

Конечно, зависимость художника от денежного мешка приводит к различным неприятным издержкам, о которых еще Ленин говорил: "Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания" (т.12, с.143). Со времен благословенной "Риджины", устраивавшей лукулловы перформансы, ровным счетом ничего не изменилось. Жизнь у нас беспрерывно налаживается, количество соблазнов растет. От правящих классов поступает заказ на искусство беспроблемное и беззубое.

Кстати, тут появились и новые перспективы: искусство может стать большим государственным делом. В связи с не открывшейся по причине траура АРТСтрелкой Юрий Арпишкин в "Московских новостях" обнаружил, что "художники оказались в несколько щекотливом положении коллаборационистов, оправдывающих фактом своего существования эстетические резвости правительства Москвы. И среди тех зависимостей, которые предлагает жизнь, зависимость от властей кажется предпочтительной". Но штука в том, что художникам разрешили чуть-чуть порезвиться на свободных площадях. Общественно значимым феноменом искусство станет только тогда, когда в него будет канализирована мощная антисистемная энергия. Однако реальных антисистемных движений у нас пока нет, коррумпировать некого и нечего.

Собственно, рефлексии на тему тотальной коррупции и была посвящена выставка Константина Батынкова в "Крокин-галерее". Батынкову принадлежала и лучшая серия на выставке "Мой Кабаков". Константин как истинный митек не стал зацикливаться на внутриклановых разборках - кто с кем на одном горшке сидел. А представил Кабакова как некоего доброго ангела, который всем помогает. Кому водочки нальет, кому ботинки новые купит. В "Крокине" Батынков столь же дружелюбно вспомнил о "бульдозерной выставке", то есть о временах, "когда бульдозер был сильным, за ним стояло государство, против него - так называемая интеллигенция и зарубежные журналисты" (Анна Эпштейн, "Независимая газета"). Но бульдозер, орудие репрессии, был также и инструментом коррупции - зарубежные журналисты окончательно убедили художественных комбатантов в существовании идеального мира, где художников любят и лелеют, мира, где сладкий, как мед, виноград. Правда заключается в том, что на земле правды нет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Г. /07.09/
По-настоящему художественной проблемой является фашизм художника Ильи Глазунова, а вовсе не вымученная и изнасилованная форма его картин.
Андрей Ковалев, Музеемания /27.08/
Каждый должен стать художником, отвоевать свое право на владение средствами производства! Искусство должно принадлежать народу!
Андрей Ковалев, А они как ломанули... /20.08/
Тютькину-Августовскому не суждено явиться на свет божий, под взоры благодарной публики. Девушки не будут смотреть ему вслед влажными очами, а меценаты и спонсоры не ринутся немедля доставать из карманов увесистые упаковки зеленых бумажек, свернутых в аккуратные трубочки.
Андрей Ковалев, Тоска зеленая /11.08/
Выставка Анатолия Журавлева в МДФ гордо называется "Ретроспектива". Вот в этом названии и заключается вся глубокомысленная ирония русского художника, ставшего западным. Куда ни посмотришь - одни ретроспективы, никакой перспективы.
Андрей Ковалев, Династия лузеров /13.07/
Борис Матросов понимает, что все бессмысленно, но стойко удерживается в горделивой позе клинического идиота. Однако ж племя молодое воспринимает клоунаду старомодного лузера как нечто остроактуальное.
предыдущая в начало следующая
Андрей Ковалев
Андрей
КОВАЛЕВ
художественный критик
aakovalev@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru