Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20041022.html

Себе воздвиг
Андрей Ковалев

Дата публикации:  22 Октября 2004

Истина в том, что недеяние тем не менее является деянием, а деяние становится недеянием, деяние является причиной недеяния, в недеянии нет ничего, что бы не участвовало в деянии.
"Цигун и Жизнь", 1991, # 6

Когда появляется сообщение о новой градостроительной инициативе московского мэра, ужас сразу берет за ребра своей холодной рукой. И так давно уже прохожу по родному городу с низко склоненной головой, стараясь не глядеть на очередное нелепое архитектурное творение, возведенное неутомимыми лужковцами. Однако чудеса все ж случаются. Юрий Михайлович вышел на площадку, где ранее находилась гостиница "Москва", и сердце его восхитилось. Согласно сообщению ИТАР-ТАСС, этот душевно тонкий человек сказал, что ему "становится не по себе от красоты". И повелел своим присным не строить на этом месте ничего, ибо "на образовавшемся пустом месте хорошо бы смотрелась величественная площадь. И ее непременно полюбили бы москвичи и гости столицы". Убежден, что сей изощренный подарок москвичам Лужков сделал, находясь под впечатлением от кончины своего интеллектуального наставника Жака Дерриды.

Наверное, прочел в последнем интервью Дерриды в Le Mond: "Сегодня ускорение модальности архивации и также износ и разрушение изменили структуру и темпоральность наследования. Для мысли вопрос выживания принимает отныне формы абсолютно непредсказуемые". Идеальная деконструкция оставляет после себя абсолютную пустоту, очищенную от всяческих смыслов и пригодную лишь для филозопических пассажей. Если московский деконструктивизм и впрямь вступит в свою высшую стадию, я клянусь преодолеть мизантропию и смешаться с толпой жизнерадостных горожан, прогуливающихся по "величественной площади"; этот продукт героического недеяния станет моим любимым местом в белокаменной столице.

Не случайно умные люди обнаружили в заявлении Лужкова новую этику:

"Коль скоро гостиница все-таки снесена, оставить на ее месте захватывающе красивый вакуум было бы куда этичнее, чем повторять Щусева в монолите. Да что там этичность: снести, потратив колоссальные деньги, гостиницу ради того чтобы сотворить колоссальную площадь - какое же это купечество? Какая же это нерегулярность? Какая же азиатчина?" (Сергей Ходнев, "Пустота - страшная сила", "Коммерсантъ" от 22.10.).

Именно на волю к недеянию теперь вся надежда. На этой неделе вновь был поставлен вопрос о приватизации памятников - поставлен на высоком правительственном уровне. Речь шла о том, кто продаст памятник и/или заселится в него сам - федералы или муниципалы. Для истинного даоса это не имеет значения: вкусы Ресина, Брынцалова, Церетели и анонимов из кремлевской администрации ровным счетом ничем не отличаются. Важнейшей целью и задачей нового класса является приватизация истории. А технология приватизации у нас выглядит стандартно: история становится лучше, чище, покрывается толстым слоем мрамора и сусальной позолоты. Точно таким же манером, каким Б.Акунин переписал всю русскую литературу в карманном формате, заодно предъявив в качестве главного героя несгибаемого и рефлектирующего сотрудника спецслужб.

А если так, то и "закон о приватизации объектов исторического наследия ничего не меняет, кроме того что даст дополнительные гарантии Церетели и Брынцалову и позволит Министерству культуры организовывать тендеры по продаже" (Вадим Нестеров, "Почем народное достояние", "Газета.ру", 21.10.).

Процедура приватизации истории отработана отлично, но доступна только тем, кто держит яйца в правильных корзинах. На ленте Росбалта появилось сообщение: "В Москве будет создан музей Культурно-исторического фонда "Связь времен". Эта некоммерческая организация одной из главных своих целей ставит реализацию программ по сохранению, восстановлению и пополнению отечественного культурного наследия, поиск утраченных российских реликвий, а также содействие восстановлению российских духовных и культурных традиций. Например, благодаря фонду в Россию из США вернулась знаменитая коллекция изделий Фаберже". Все говорит о том, что ребятам с такими яйцами и домик нужен хороший, они его не испортят.

Впрочем, и людей, которые не прониклись госполитикой реконструктивизма, по правде говоря, еще много осталось. Например, Давид Саркисян в интервью "Новым Известиям" произносит конфуцианскую бессмыслицу: "Можно принять очень хорошие законы, но если контроль за их выполнением будет осуществляться теми же людьми, которые будут продавать памятники к это происходит сейчас в Москве), для архитектуры это означает гибель". Не понимает товарищ, что как раз законы, которые ничего не меняют, и есть высшая цель правителя, придерживающегося принципов недеяния. А гибель архитектуры - вещь просто восхитительная для истинного эстета. Я вот недавно полчаса любовался прекрасными разводами, возникшими на стене одной элитарной постройки, которая являла собой отличный пример доскональной реконструкции с подземной автостоянкой.

Увы, мало у нас еще истинных даосов, все больше конфуцианцы при власти. Скажем, министр культурной информации и информационной культуры Александр Соколов на заседании правительства призвал к исправлению имен и туманно заявил: "Слово "приватизация" следует хорошо отмыть, чтобы им снова пользоваться". Термин "отмывание" вовсе не случайно возник в тезаурусе министра - в его окружении, кажется, появились неплохие специалисты по этому вопросу. "Экономикой важной народнохозяйственной отрасли поручено руководить Дмитрию Амунцу - выходцу из Mabetex и подчиненному Павла Бородина" (GiF.Ru, 13.10.).

Поэтому следует понимать, что на реставрацию денег никто никогда не даст. И дело не только в том, что отката с этого занятия вовек не получишь; вопрос тут чисто мировоззренческий. Реставрированный памятник останется так и не приватизированной и поэтому никому не нужной вещью-в-себе. Вообще, Реставрация у нас давно поднялась с грунтовой отметки, где располагаются обыкновенные памятники, на межгосударственный уровень. Хотя разговоры об антинародной реставрации архитектурных памятников еще слышны. Иногда, это, по всей видимости, результат дурного перевода. Например, сообщение о реставрации Музеев Кремля, почему-то в англоязычной The Art Newspaper, где нового значения слова "реконструкция", кажется, совсем не понимают. Еще одна клеветническая несостыковка - сумма "добровольно пожертвованных предпринимателями денег" должна составить всего $37 млн! Учитывая принятые стандартные расценки - $40 тыс. за квадратный метр, - получается, что речь идет о переоборудовании пары-тройки комнатенок.

Нельзя не печалиться о том, что история у нас на глазах исчезла, хотя "невозможно победить комплекс, попросту забыв о нем, - наоборот, вытеснение проблемы из сознания в подсознание есть наиболее верный путь перевести ее в хронику" (Алексей Чадаев, "Новый историзм", "РЖ", 20.10.). Мысль забавная, но гораздо забавней тот факт, что вместе с Историей исчезает и Современность; на это обстоятельство указал проницательный Юрий Арпишкин ("Новые саги о прошлом", "Московские новости" от 21.10.), который обнаружил на наших телеканалах потоки заново реконструированной истории. Причина возникновения такого феномена, по его мнению, проста: "Ведь должен телевизионный комментатор что-то осмыслять и освещать: настоящее ни тому, ни другому не поддается, значит, приходится фокусировать внимание на прошлом". И правда в том, что спасти Современность от полного и окончательного исчезновения в недрах реконструированной Истории могут только вышедшие на тропу войны краеведы.

Нет надежды и на музеи - культурные институции, которые в принципе должны фиксировать и поддерживать Историю. Музейный народ, люди государевы, с радостью предались тотальному реконструктивизму, поэтому заниматься собственно музейной деятельностью - архивацией, реставрацией и консервацией - им недосуг. В результате поддержание и пополнение Архива становится исключительно частной инициативой, а Реставрация и Консервация почти целиком перешли в область государственной политики. Фаина Балаховская во "Времени новостей" приводит краткий список таких инициатив.

1. "Несмотря на неспособность московских музеев договариваться с независимыми и потому требовательными партнерами", благодаря галерее Stella Art "москвичи увидят выставку Кабакова".

2. "Галерея "Крокин" уже несколько лет ведет проект "Архивация современности", посвященный в основном "темным" застойным и перестроечным годам".

3. "Е.К.Артбюро" совместно с архивом современного искусства фонда "Художественные проекты"... делают архивы выставками. Легенды, литературу, знание превращают в образ. Из остатков фарша собирают корову".

Подтверждаю: так и есть. Выставка "Объекты КД", сделанная Александрой Обуховой, по своему музейно-архивному совершенству превосходит все, что я видел в последнее время.

Конечно, есть еще один выход - замитьковать. Поскольку "не хочется уже никаким искусством заниматься... Митьки, художники общего профиля, базовым искусством которых была живопись, выбрали базовым искусством "самое высокое и самое древнее из искусств", пляску. Ведь до плясок "серьезные художники" еще не добрались, пляшет только молодежь на дискотеках" (Владимир Шинкарев, "Митьковские пляски. Апофеоз ковырялочки с притопом", "Ex libris "НГ" от 21.10.).