Русский Журнал / Обзоры / Выставки
www.russ.ru/culture/vystavka/20041210.html

Радикалы за спасение капстроя
Андрей Ковалев

Дата публикации:  10 Декабря 2004

Большевики, меньшевики, а также японские и таукитянские шпионы давно говорили о том, что идеальным капиталовложением являются инвестиции в искусство. В девяностых некоторые простецы в этот тезис даже поверили и стали собирать корпоративные коллекции. Но затем оказалось, что новые корпоранты не очень понимают, что с новообретенными сокровищами делать. А восхитительный 1998 год и вовсе опроверг постулат ars longa, vita brevis est: банкиры разбежались, картинки куда-то исчезли. Поэтому показ в Москве коллекций немецких банков вызывает некоторую ностальгию. Ведь именно на Дойчебанк кивали кураторы корпоративных коллекций, предлагая нашему младобанкирскому племени собирать национальных художников.

И сегодня нелишне напомнить, что "банковские немецкие собрания - это своего рода эталоны корпоративных коллекций, намек любителям Фаберже. Белые воротнички зря денег не бросают, их подход если и мотивирован личным пристрастием к данному виду искусства, все равно обладает менеджерской расчетливостью" (Игорь Чувилин, "Клерк-арт", "Газета.ру", 29.11.).

Понятно, зачем Дойчебанк собирает дойчекунст. Он не великую культуру пропагандирует - для этого есть Гете-институт. Немецкие финансисты, как водится, решают сложные внутрироссийские проблемы: помогают "Газпрому" купить немножко "ЮКОСа". В такой важный момент лучше всего, если люди не будут считать деньги в чужих карманах, а задумаются о глубинах германского кунстволлена. Нашим до подобного размаха далеко; вот когда будет планироваться покупка компании Mersedes, тогда и будет смысл открывать банковскую выставку русского искусства в Дюссельдорфе.

Привычными Айвазовскими и Шишкиными тогда уж не обойдешься, ибо "после фашистской выставки "Дегенеративное искусство" у немцев образовался комплекс вины перед новаторами" (Велимир Мойст, "Гештальт, гешефт и юбер аллес", "Газета.ру", 17.11.). Забавно, что наши музейщики начали сами указывать немецким товарищам, как должно выглядеть немецкое искусство. Смысл конфликта скрыт за округлыми дипломатическими оборотами, но можно предположить, что у ГМИИ им. А.С.Пушкина собственные представления о прекрасном. "Они говорят: мы вам дадим сногсшибательную подборку, шедевр на шедевре. Гештальт, гешефт и юбер аллес. Наши в ответ: а нельзя ли убрать вон то, заменить одно на другое и вообще видоизменить концепцию" (там же).

Анекдотичнее же всего, что конфликт случился на национальной почве: московские никак не желали смириться с тем, что немецкое искусство будут представлять такие неискоренимые дегенераты и космополиты, как чех Оскар Кокошка и швейцарец Пауль Клее. "Темой особой дискуссии устроителей стало присутствие в проекте авторов негерманского происхождения" (Сергей Сафонов, "Как ошарашили немцев", "Газета" от 17.11.). Не хочу сказать, что на окончательное решение вопроса об инородцах как-то повлияла позиция ведомства доктора Геббельса, но мне как квасному патриоту трудно принять тот факт, что Василий Кандинский выглядит самым немецким из всех немецких художников. (Кстати, в число репрезентантов германского духа почему-то не попала интернациональная публика из Баухауза.)

Под шумок этих перепалок об истинно немецком банкиры протащили в обитель высокого предметы откровенно подрывные; например, там "нашлось место для произведений левака Йорга Иммендорфа, одно из которых посвящено памяти Мао Цзэдуна, а другое представляет собой эскиз инсталляции-"красного уголка" с алым знаменем" (Ирина Кулик, "Бесценные бумаги", "Коммерсантъ" от 17.11.). Это правильно: единственная функция банковского капитала применительно к искусству состоит в массовой закупке всех и всяческих революционеров в целях сохранения капиталистической системы как таковой.

Что касается наших мутонов, все идет в правильном направлении. Открываются галереи одна другой шикарней. Такие, как галерея "Кино", начавшая свой путь в реале выставкой Сергея Шутова "Труд и капитал". "В плавильном котле авторской фантазии соединяются самые немыслимые компоненты. Экспроприируя узнаваемые визуальные сэмплы и легко идентифицируемые клише, Шутов выстраивает свою манипулятивную империю. Подобно Мичурину, художник прививает наследие конструктивизма к сайкоделик стайл и скрещивает язык советского плаката с концентрированным гламуром" ("АРТикуляция # 26 с Дмитрием Барабановым", "АртИнфо.ру").

Ранее галерея существовала виртуально, делала хорошие выставки, а теперь обрела неплохое помещение с белыми стенами и дизайнерской мебелью. Однако эти подвальные 150 кв. м. не сравнишь с пятью этажами новой галереи RuArts: "Три этажа выставочной площади, залы с белыми стенами, так называемые "белые коробки" - white boxes, 800 кв. м, обширный офис. Несомненно, это самая большая галерея современного искусства в Москве и вообще восточней Рейна" (Владимир Сальников, "Включаемся в мировой контекст", "Вечерняя Москва" от 7.12.).

Насчет самой большой я бы не согласился: архитекторы-функционалисты, которые перестраивали старый особняк в оазис культуры, сделали это таким образом, что искусство там показывать особо негде - основную часть огромного помещения занимает огромная лестница. Неисправимый оптимист Дмитрий Барабанов успокаивает: "С пространством у "Галереи актуального искусства" (с названием явно надо что-то делать) все тип & топ. "Потолки низковаты", - ворчал "для порядка" художник N., видимо памятуя об убогих претенциозных подвальных каморках, в коих ему не раз приходилось выставляться ранее. Нормальные потолки, есть перспективы. Спокойствие!"

Словом, как отметил Велимир Мойст, "важно соответствовать усредненным мировым стандартам. Чтобы стены были белыми, дизайн - хайтековским, гости - знаменитыми, экспонаты - продвинутыми" ("Художники мира сказали "спасибо", "Газета.ру", 7.12.). Что же касается физической, психической и экономической природы таких явлений, как RuArts, то, дабы не уподобляться тем, кто разглагольствует о "женском искусстве", я окончательно порываю с вульгарным социологизмом. Приведу лучше политкорректное высказывание Ирины Кулик: "Появление подобной галереи свидетельствует, что современное искусство стремительно меняет свой статус, все больше и больше превращаясь в предмет роскоши. И занимаются им уже не энтузиасты-подвижники или люди авантюрного склада, решившие посвятить себя столь экстравагантному бизнесу, а, казалось бы, далекие от богемной тусовки светские дамы" ("Видеоарт попал в предметы роскоши", "Коммерсантъ" от 8.12.).

Впрочем, гораздо важнее, что для старта галерея пригласила в высшей степени достойных кураторов - Олесю Туркину и Антонио Джеуза, которые в силу присущей им патофизиологии не в состоянии придумать ничего гламурного. Не прав Антон Горленко: вовсе не устарел показанный в видеопрограмме "монотонный манифест Гии Ригвавы, где сам художник повторяет с зеленоватого экрана: "Не верьте им, они все врут". Эта вещь была сделана для выставки, посвященной VII Съезду народных депутатов России. Наши и не наши видеоработы довольно наивно обличают власть и телевизионную гегемонию. Этот репертуар не изменился за тридцать лет, но сейчас вся эта радикальная проблематика и сами объекты обличения плохо различаются, малоинтересны по сравнению с формой" ("Дед, ложь и видео", "Афиша" от 7.12.). Ах, эта мелкобуржуазная "Афиша", склонная глаголить истину в последней инстанции!

Особенно радует, что первая выставка в столь пафосном пространстве есть результат серьезного научного исследования, предпринятого Антонио Джеузой, - отечественный видеоарт никто никогда еще особо и не изучал. И это уже тенденция: академическая наука, навсегда покинувшая стены музеев и ВНИИ искусствознания, теперь приватизирована и обретается в сугубо частных пространствах. Посему соглашусь с Фаиной Балаховской: "Выставки в национальных сокровищницах последовательно и методично опускают классиков до самого пола. Готовят их там как продукт в советской столовой, где первое блюдо от второго отличалось консистенцией, но совпадало по виду и запаху. В "Е.К. АртБюро" - наоборот. Перечислявшиеся через запятую группы, деликатные отличия в которых хорошо известны были лишь их участникам и зрителям (количество которых почти совпадало), показывают, тщательно продумывая акценты, фиксируя важные детали, тщательно подбирая (когда надо - реконструируя) работы. Эффектные дизайнерские решения раскрывают суть выставки с порога - для особо впечатлительных и непонятливых. Бессмысленно сетовать, что у национальных сокровищниц не хватает денег" ("Сезам, зажгись", "Время новостей" от 6.12.).

Но и деньги - не самая главная вещь на свете. Хочу успокоить Сергея Хачатурова, который печалуется ("Обнадежив, растревожили", "Время новостей" от 9.12.), что бюджет Московской биеннале, имеющей состояться через месяц, - всего 43 млн руб. Все правильно: было бы больше, больше времени потратили бы на неровные запилы. А сейчас можно отдать все силы высокому искусству. Фамилии двух звезд, которые будут блистать на биеннале, уже известны: Иван Мудов и Constantin Luser. Будущее светло и прекрасно, дорогие друзья.